Этапы развития речи детей. Причины речевых нарушений.
статья по развитию речи
Сообщение на Родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_2018_sentyabr_-_kopiya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Детство», городского округа Котельники Московской области 140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9
тел. (495) 559-75-27 тел./факс (495) 559-81-54 ds-detstvo@yandex.ru
_____________________________________________
Этапы развития речи детей. Причины речевых нарушений
Сообщение на Родительском собрании подготовила: Насонова Т.Р.
18.09.2018
Для того, чтобы понять, почему следует уделять очень пристальное внимание динамики развития речи, надо хорошо понимать, что такое речь.
Речь – это прежде всего инструмент социального взаимодействия.
Социализация
Что такое социализация? Это правила и способы взаимодействия с себе подобными. У разумных приматов это взаимодействие называется социумом, у неразумных – стаей. А зачем нужно это взаимодействие с точки зрения выживания? Ответ очевиден, для того, чтобы получать от социума необходимые для выживания ресурсы и блага.
Формирование социального взаимодействия
Сначала для младенца социум состоит из его матери, присутствие которой является гарантом безопасности.
Если ребенок только что родился, конечно, лучше всего, чтобы он вскармливался грудью матери, если у матери нет молока, можно кормить из бутылочки, но только обязательно на руках. Если ребенок будет кушать из бутылочки, не ощущая мать рядом, с этого момента начнутся проблемы с социализацией, потому что на данном этапе развития его биовыживательный контур – это мать или человек ее заменяющий. Если это не так, то значит, мир устроен иначе и нет смысла запускать из генетической памяти социальные программы, накопленные в ходе эволюции.
Короткие иллюстрации, о чем идет речь. Грудной ребенок хочет кушать. Он в состоянии информировать об этом только с помощью крика. Возможно несколько сценариев развития дальнейших событий:
1.Ребенок закричал, ему молча дали бутылочку с едой. В этой ситуации потребность удовлетворена и не произошло ничего, что заставляло бы включатся механизму социализации.
2. Ребенок точно так же закричал, но его взяли на руки, как – то успокоили, пообщались хотя – бы тактильно, а потом покормили. Эта ситуация принципиально другая. Здесь просматривается четкая схема: потребность – сигнал потребности – элемент социального взаимодействия – удовлетворение потребности.
3.Ребенок закричал. Сигнал: «Хочу кушать». Его крик вызывает негативную реакцию у окружающих и ребенку дают ощутить эту негативную реакцию: на него кричат, его трясут или что-то подобное, а затем кормят или не кормят – это уже не играет роли. Данное развитие событий весьма негативно отразится в формировании социализации ребенка. Мозг ребенка, скорее всего, в зависимости от отдельных деталей, будет принимать решения: хорошо это или плохо – социальное взаимодействие. Если будет принято решение, что элементы социального взаимодействия никак не способствуют удовлетворению естественных потребностей, можно ожидать, что в этой сфере начнут возникать проблемы.
4. Ребенок закричал. Сигнал: «Хочу кушать» (оптимальный вариант грудного вскармливания). Ласковая, любящая мама берет ребенка на руки и начинает кормить естественным образом. Казалось бы, это оптимальная ситуация, оптимальный для данного возраста совершенно естественный уровень социального взаимодействия. Может ли в такой ситуации сложиться что-то неблагоприятное. Вполне возможно, если в этот ответственный для ребенка момент, на него обрушивается дополнительная, неестественная информация. У ребенка работают все органы чувств, его слух настроен на максимальную чувствительность, чтобы услышать сердцебиение матери, а вместо этого он слышит весьма громкий информационный мусор от телевизора или других источников. Вместо четкой, предписанной природой последовательности: руки матери – тепло материнского тела – запах матери – ощущение биения ее сердца – вкусное молоко, ребенок получает другую схему: руки матери – тепло материнского тела – запах косметики – крики из телевизионной передачи «Сходим с ума вместе» - вкусное молоко. Смею предположить, что прогноз дальнейшего развития ребенка в лучшем случаи непредсказуем, потому что с самого начала развития ребенок получает информацию, что мир устроен каким-то невероятно дурацким образом на что в его генетической памяти не находится сколько то бы ни было приемлемого шаблона поведения.
По мере взросления социум ребенка расширяется, усложняется взаимодействие с ним, появляется необходимость в сложных средствах коммуникаций, например, речевого общения и т.д. по мере взросления и развития.
Причины нарушений речи
Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; снижение слуха; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата. Бывают случаи, когда причины нарушения развития остаются невыясненными и ставится диагноз: нарушение развития невыясненного генеза. У разных детей развитие речи может происходить с некоторым опережением или отставанием от возрастной нормы и в некоторых случаях это нельзя считать патологией.
К пяти годам словарь ребенка составляет примерно 2500 - 3000 слов.
Ребенок говорит предложениями из 5 - 6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказывать. Определяет право - лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (твердый -мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, и т.п. Большинство детей более четко произносят свистящие звуки и [Ц]. У детей
появляются звуки позднего онтогенеза ( ш, ж, ч, щ, л, р).
к пяти годам у детей заканчивается процесс овладения звуками.
К сожалению, на сегодняшний день, мы наблюдаем всё большее количество детей, имеющих проблемы речевого развития и помимо совсем тяжелых случаев существует большое количество нарушений речи, при которых обязательно применение логопедической коррекции. Тут надо иметь в виду, что успех логопедической коррекции на 100% зависит от того, своевременно ли мы начали эту коррекцию.
Общее недоразвитие речи
Это дети, у которых имеются нарушения всех компонентов речи.
III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения, т. к. самостоятельное общение является для них затрудненным.
Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки.
Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), у этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными.
Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя вслед за логопедом 3—4 сложных слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо дети слепили снеговика — дети сипили новика). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановке и замене звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове (товотик вместо животик, коловода вместо сковорода, саф вместо шкаф, татика вместо ткачиха, кет вместо ткет) и т. д.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования звукопроизношения из- за дефектов восприятия и фонем. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков.
- смешение звуков,
- другие недостатки произношения.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, произвольное внимание сформировано недостаточно. Ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в формировании мыслительных операций. Преобладает наглядно-образное мышление
Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна, вследствие чего имеет место замедленное и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- возникают трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
У речевых детей следует особо выделить следующие нарушения:
- ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети моторно неловки, быстро утомляются, при функциональных нагрузках – неритмичны, плохо переключаются с одного движения на другое, испытывают трудности при имитации движений.
- МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети плохо держат карандаш, трудности при овладении графическими навыками.
- АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ. У всех детей нарушена моторная функция работы артикуляционного аппарата. При функциональных нагрузках качество артикуляционных движений падает.
-ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Дети не используют в речи поставленные звуки (смешивают, пропускают, искажают). Слоговая структура, как правило, нарушена.
- ПРОСОДИКА. Страдают голос. Ослаблен речевой выдох. Речь монотонна.
- ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Наблюдается недоразвитие психомоторных функций, снижены внимание, память, нарушено зрительное восприятие, затруднена ориентация в пространстве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ
В связи с активизацией миграционных процессов, одной из актуальных проблем современной практики логопедии стала проблема обучения и воспитания дошкольников с русским неродным языком. В психолингвистик...
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
Данная статья является обобщением личного педагогического опыта....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"
Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
На современном этапе возникла потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития. Данная статья адресована педагогам интересующихся...
Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...
Мастер - класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей с речевыми нарушениями
Отклонения в речевом развитии детей спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (в том числе от родителей ребёнка) специально организованной работы по их коррекции, где одн...