Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ"
статья по логопедии
Основными критериями готовности ребенка к школе являются такие качества, как точное произношение звуков вместе с богатым словарным запасом, а также хорошо развитая связная речь. Для этого необходимо достаточно развитая моторика артикуляционного аппарата, работу которой можно добиться с помощью регулярного проведения артикуляционной гимнастики, как в традиционном ее виде, так и применяя различные инновационные технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Идиятуллина Р.А.,учитель-логопед
МАДОУ №36, г. Белебей
Терешко С.В., учитель-логопед
МАДОУ №36,г. Белебей
Основными критериями готовности ребенка к школе являются такие качества, как точное произношение звуков вместе с богатым словарным запасом, а также хорошо развитая связная речь. Для этого необходимо достаточно развитая моторика артикуляционного аппарата, работу которой можно добиться с помощью регулярного проведения артикуляционной гимнастики, как в традиционном ее виде, так и применяя различные инновационные технологии.
Биоэнергопластика является одной из наиболее применяемых нетрадиционных технологий для подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков. В данной технике активно участвуют руки и язык ребенка. История данного метода идет еще с древности, когда при занятиях йогой часто использовались хасты, т.е. жесты кистями рук. Эти упражнения оказывали огромное влияние, как на физическое, так и на эмоциональное состояние человека. Сам термин «биоэнергопластика» состоит из двух понятий: биоэнергия, находящаяся внутри человека, и пластика – определенные движения тела, рук, которые, в свою очередь, являются основой данной техники. Чтобы длительное время удержать интерес ребенка, повысить его мотивацию и настроить на положительный лад во время всего занятия по коррекционной работе, следует совместить определенные упражнения кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В этом случае рука показывает положение языка, нижней челюсти и губ, что помогает ребенку наиболее быстрее запоминать упражнение и качественнее выполнить его. Если движения раскрепощены и беспрепятственны, то активизируется самостоятельное перераспределение биоэнергии в организме. Методика также довольно хорошо развивает моторику рук и координацию движений, оказывая положительный эффект на умственную работоспособность детей. Недаром В.А.Сухомлинский писал, что уверенность в движениях детской руки отражается на речи ребенка, а мастерство, в свою очередь, показывает его умственные способности. Поскольку работающая ладонь подает постоянные импульсы к коре головного мозга, то намного быстрее происходит исправление дефектных звуков у детей. Поэтому целесообразно ко всем традиционно-классическим артикуляционным упражнениям добавлять движения кистей рук. Применяя технику биоэнергопластики у детей – логопатов за довольно короткий период времени восстанавливается мышечный тонус артикуляционных органов, развиваются двигательные функции артикуляционного аппарата и стимулируется речевая активность.
Внесение определенной системы занятий предусматривает собой некоторые этапы, где первый из них является диагностическим и основывается на проведении своеобразного изучения строения органов артикуляции и их внешней подвижности, с учетом чего и подбирается определенный комплекс упражнений. На данном этапе ребенку требуется лишь повторять его за логопедом, не включая при этом собственной руки.
Второй – подготовительный этап. Он базируется на выполнении артикуляционной гимнастики по традиционной технологии. Педагогу следует с помощью специального дидактического домика или же, к примеру, куклы Кваки наглядно показать некоторые приемы артикуляционной гимнастики наряду с наиболее простой методикой постановки звукопроизношения. Логопед в данном случае использует свою ведущую руку, а ребенок в этот момент работает лишь языком, без вспомогательного участия каких – либо предметов. Третий этап считается основным и включает в себя знакомство ребенка с красными рукавичками. Эта методика, как и предыдущая, также является своего рода классической. Здесь рукавички символизируют язычок. Начинает работать ведущая рука ребенка, затем подключается вторая рука (для правшей участвует правая рука, для левшей- левая соответственно). Шаг за шагом ребенок начинает имитировать движения язычка, тем самым повторяя движения артикуляционного аппарата. Для удобства желательно применять некий счет, музыку или же просто проговаривать стихотворные строки. Четвертый этап является последним и считается заключительным, подводящим некоторые итоги. Ребенок уже абсолютно самостоятельно, без чьей либо помощи, может выполнять артикуляционные движения, включая в них руки. Дабы не наскучить ему, желательно показать все это в игровой форме, используя, к примеру, перчаточные куклы – девочку Чупу и мальчика Чупса. Кроме того, все это можно обыграть с помощью сказки или игры – драматизации, что также устранит монотонность и однообразие выполнения упражнений. Все эти методы несут с собой познавательную и коммуникативную функцию, используя их, ребенок преодолевает страх, связанный с боязнью не так выполнить то или иное упражнение, и уже не так ярко реагирует на это или попросту не обращает внимания на собственные неудачи.
Учитель – логопед, на свое усмотрение, может и сам подбирать движение руки под любое артикуляционное упражнение, поскольку здесь куда более важнее сама техника выполнения движений ребенком. Необходимо следить абсолютно за каждой мелочью, малейшая оплошность в технике не допускается, вызвать у ребенка заинтересованность к одновременному выполнению артикуляционных упражнений посредством работы кистью. Система является комплексной и состоит из пяти довольно простых упражнений: два упражнения статических на удержание позы и три динамических, т.е. двигательные упражнения. В течение недели комплекс остается неизменным, и лишь по истечению этого времени требуется заменить одно хорошо усвоенное упражнение совершенно новым, незнакомым. В данной нетрадиционной методике чаще используются уже отработанные упражнения. Сначала в систему включается одно упражнение. Затем, после овладения ребенком техникой синхронного выполнения движений, выполняются все пять упражнений с движением. Система может применяться на занятиях с детьми любых возрастных групп. В зависимости от возраста меняется мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. На следующем этапе используется сопряженная гимнастика, которая позволяет работать без перчаточных кукол. Движения рук становятся более раскрепощенными, плавными, превращая артикуляционную гимнастику в занимательную игру. Тексты сюжетов подбираются с учетом лексических тем, что позволяет эффективнее систематизировать коррекционную работу с детьми – логопатами.
Биоэнергопластика позволяет улучшить моторные возможности ребенка по всем параметрам, главное способствует быстрой коррекции звукопроизношения. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет сократить время занятий, при этом, не уменьшая,а увеличивая их результативность. Биоэнергопластика позволяет быстрее перейти к выполнению упражнений по ощущениям, убрав зрительную опору– зеркало.
В ходе работы создается развивающая среда: картотека ручных поз с описанием движений кисти, пальцев рук и органов артикуляции, картотека артикуляционных сказок по группам звуков, лексическим темам, сказок для сопряженной артикуляционной гимнастики, описание дидактических игр по применению биоэнергопластики, дидактический домик, кукла Квака, красные рукавички, перчаточные куклы и другие. Учителя-логопеды имеют хорошую возможность применять к своей работе традиционную форму артикуляционной гимнастики, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но дети быстро теряют интерес к данному процессу, а это, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности при выполнении артикуляционных упражнений. Поэтому обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно. Данная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в условиях инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Р.Г. Бушлякова [Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой]
- В.Н. Костыгина [Тру- ля-ля для язычка]
- Материалы с Интернет – ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Развитие моторики речевого аппарата у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Научные исследования и практический опыт доказывают,что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте,так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает...
Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»
Обратите внимание, какие звуки произносит ваш малыш. Если он радостно лепечет: «ав-ав», подхватите эту «фразу» и повторяйте за ним. Вы увидите, как это понравится самому ребёнку. Лучше такие мини-игры...
Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.
Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи....
Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»
К шести месяцам ребенок уже многое умеет: лепечет, удерживает игрушку, играет с ней. Чтобы малыш развивался в соответствии со своим возрастом, достаточно систематически заниматься с ним, выполняя ряд ...
«Игры и упражнения для развития речевого аппарата у детей с ОВЗ».
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу ...
«Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»
К шести месяцам ребенок уже многое умеет: лепечет, удерживает игрушку, играет с ней. Чтобы малыш развивался в соответствии со своим возрастом, достаточно систематически заниматься с ним, выполняя ряд ...