Важность привлечения остеопатического лечения при коррекции дизартрии
консультация по логопедии

Важур Анна Владимировна

Косультация для специлистов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева Анна Владимировна

Учитель-логопед

ГБДОУ №74 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Тема: Важность привлечения остеопатического лечения при коррекционной работе с дизартрией.

  Дизартрия — это нарушение речи, связанное с неправильным произношением звуков и слов. При этом, как правило, словарный запас ребёнка и способность строить предложения соответствуют возрастной норме. Логопеды используют множество приемов и методов в своей коррекционной работе с дизартрией, но результаты не всегда радуют. Тяжелые формы дизартрии бывают успешно излечены только при комплексном подходе с участием логопеда, остеопата и невролога.

  Причины дизартрии у детей:

  1. Пренатальные (внутриутробные) причины — интоксикации матери во время беременности (курение, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства, другие токсины), внутриутробные инфекции, а также хроническая или остро возникшая внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода) плода.
  2. Интранатальные причины (то есть внутриродовые) — это всем нам известные родовые травмы. Сюда входят как микросмещения костей черепа (особенно при быстрых или затяжных родах, при применении акушерских пособий и стимуляции окситоцином), так и внутриродовые гипоксии (асфиксия) плода, что очень часто бывает при затяжных родах, а также при обвитии пуповины (если сама пуповина пережимается, а не шея ребенка пуповиной).
  3. Постнатальные причины (послеродовые) — это травмы, интоксикации и нейроинфекции в раннем периоде после рождения.

  С точки зрения остеопатии наиболее частой причиной дизартрии у детей являются именно родовые травмы. Поскольку в наше время очень редко можно встретить здоровых женщин, то и совершенно нормальные здоровые роды стали большой редкостью. Особенно учитывая конвейерный подход к роженицам в большинстве роддомов, в то время как каждая рожающая женщина требует индивидуального подхода. Винить в этом медперсонал бессмысленно, поскольку они работают в рамках существующей системы и нормативов. В итоге, мы имеем не совсем здоровых рожениц, не совсем нормальные роды, и как следствие, не совсем здоровых малышей, которые, даже если и развивались внутриутробно нормально, в процессе появления на свет неизбежно получают травмы. Если эти травмы (незаметные глазу микросмещения костей черепа) происходят в зонах, отвечающих за артикуляцию (произношение звуков) — а это чаще всего места выхода языкоглоточного (IX пара черепно-мозговых нервов), подъязычного (XI пара) и блуждающего (X пара) нервов — то нарушается проведение нервного импульса (иннервация) от головного мозга к органам артикуляции: язык, мягкое нёбо, губы. А раз нарушается проведение импульса, значит нарушается функция этих органов. Поэтому проблемы с произношением такому ребенку обеспечены.

  Признаки дизартрии у детей

  • общее нарушение речи: речь нечёткая, смазанная, шепелявая, слова тяжело разобрать из-за нарушения произношения многих звуков — речь тихая или, напротив, резкая и громкая — нарушение плавности речи, ребенок торопится или наоборот говорит очень медленно, проглатывает окончания; может быть похоже на заикание;
  • нарушение дыхательного ритма речи, ребенок делает короткие паузы и резко вдыхает;
  • зачастую имеет место нарушение жевания, ребенок не любит твердую, грубую пищу, которую нужно жевать и грызть;
  • часто у таких детей интенсивно портятся зубы (кариес, в том числе агрессивный, пришеечный, или «бутылочный»);
  • нарушение крупной моторики (общая неуклюжесть, косолапость, характерная походка…);
  • нарушение средней и мелкой моторики (тяжело завязывать шнурки, застегивать пуговицы, одеваться-раздеваться…);
  • нередко признакам дизартрии у детей сопутствуют и признаки алалии, задержки речевого развития (а именно — моторная алалия);

  Тяжелые формы дизартрии сопутствуют таким заболеваниям, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм и др. Речь значительно нарушена, положительная динамика на фоне лечения, как правило, не выражена. Дизартрия у таких детей часто сочетается с сенсомоторной алалией (задержкой психоречевого развития).

  При стертых формах дизартрии или дислалии тоже желательна консультация остеопата.

Если ребёнок неправильно выговаривает лишь некоторые согласные звуки, то обычно говорят о Дислалии. Дислалия в специализированной литературе подразделяется на виды, которые именуются согласно буквам греческого языка. Например, ротацизм — неправильное произношение буквы «Р», ламбдацизм — буквы «Л», сигмаизм — шипящих и свистящих звуков «З, Ш, С»…), тетизм — неправильное произношение всех согласных звуков, кроме «Т».

  Помощь остеопата при лечении дизартрии абсолютно необходима. Найти и устранить причину дизартрии, если это последствия родовой травмы, а не органическое поражение ЦНС, способен только опытный остеопат. Логопеды активны и успешны в лечении детей с дизартрией, но работа логопеда в тандеме с остеопатом гарантирует стабильность и высокую результативность. Порой работа с одним лишь логопедом, пусть даже очень опытным, не даёт ожидаемого результата. Ведь он работает лишь с органами артикуляции, конечным звеном цепи. А остеопат в первую очередь работает с причинным местом — зонами компрессии, или как говорят в народе «защемления», нервов. И лишь во вторую очередь он работает во рту — возможно даже не на первом сеансе.

 Сроки лечения дизартрии у детей разные. Остеопатия помогает нам быстрее выходить на норму.

  Дизартрия, как и большинство речевых нарушений, лечится довольно длительно. Общая продолжительность лечения  в значительной мере зависит от степени и возраста ребёнка. Чем раньше родители ребёнка заметят проблему и начнут ею заниматься с логопедом, остеопатом и неврологом, тем больше у них шансов на полную компенсацию и восстановление.

Я в своей практике, восстанавливая нарушенную иннервацию речевого аппарата, активно сотрудничаю с остеопатами и очень благодарна им за оказанную помощь в коррекции дизартрии у детей.  

Считаю крайне необходимым привлечение остеопатов в лечении дизартрий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие  термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...

Использование музыки и движения в лечении и коррекции.

Методические материалы  коррекционно-развивающего направления для детей с органическим  поражениями ЦНС и нарушением психики...

Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.

Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...

«Методы лечения и коррекции детей с задержкой речи».

Своевременное овладение правильной чистой речью делает ребенка более уверенным в себе, способствует развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется ...

«Методы лечения и коррекции детей с задержкой речи».

Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и д...

Консультация логопеда для родителей детей с ЗРР: «Методы лечения и коррекции детей с задержкой речи».

Своевременное овладение правильной чистой речью делает ребенка более уверенным в себе, способствует развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется ...

Диагностика, лечение и коррекция алалии

В презентации вы найдете основной материал по диагностике, лечении и коррекции алалии....