Использование музыки и движения в лечении и коррекции.
учебно-методический материал по музыке (младшая группа) по теме
Методические материалы коррекционно-развивающего направления для детей с органическим поражениями ЦНС и нарушением психики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_seminar.doc | 69.5 КБ |
2013_razvlechenie_elochku_zelenuyu_deti_ukrashayut.doc | 46 КБ |
2013_attest_prazdnik.doc | 65.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Использование музыки и движения в лечении и коррекции».
(музыкальный руководитель Дома ребенка №19
Бутенко Элеонора Владимировна)
Упоминание о целебном и коррекционно-развивающем действии музыки уходит корнями в древнее время.
Видные ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, и в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка изменяет настроение человека и нормализует его внутреннее состояние. Платон высказывал суждения, что музыкальный ритм и лад воздействуют на мысли и приводят их в порядок.
В Древнем Китае врачи использовали музыкотерапию в лечении душевных и физических расстройств, основываясь на воздействии музыки на активные биологические зоны.
В Древней Индии философы утверждали, что отражение спокойствия и мира может быть осуществлено с помощью музыки.
В Средние века изучалось воздействие музыкотерапии на состояние человека, и было установлено, что существуют различия между темпераментами пациентов и их музыкальными предпочтениями.
Гегель в своей «Этике» высказал мысль об одухотворенности музыкального содержания в ней «царит глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудительность».
Особое место занимает в лечебной и коррекционной практике
занимает изучение влияния музыки на детей с различными проблемами в развитии. (К. Швабе – неврозы, Р.О. Бензон – детский аутизм, Э Коффер-Ульбрих – органическое поражение головного мозга).
В России интерес к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в конце 19 – начале 20 веков. (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.М. Догилев, И.М. Сеченов, И.Р. Торханов и др.)
Эффективность применения терапии музыкой в профилактико-адаптационных и лечебных целях подтверждаются научными изысканиями А.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, И.М. Гриневой.
Исследования выявили благотворное влияние на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Русские ученые пришли к выводу, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, а отрицательные эмоции оказывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования музыки в коррекционной работе с детьми и взрослыми.
В 30-е годы в логопедических учреждениях начинает использоваться лечебная ритмика, таким образом, закладывается основа реабилитационного направления работы с детьми, имеющими нарушения речи – логопедическая ритмика.
В 1960-1980 годы проводятся исследования, как влияет музыкально-ритмическое движение на воспитание и обучение детей с нарушениями развития речи, опорно-двигательного аппарата, зрения. (Г.А. Волкова, Б.И. Шостак,
В.А. Эркман, О.П. Гаврилушкина и др.)
Современные исследования в специальной психологии и педагогике подтвердили положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эффективное влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевых функций, слуховое внимание, моторику у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З. Яхниной.
Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у дошкольников с задержкой психического развития средствами музыки подтверждаются исследованиями С.М. Миловской, И.В. Евтушенко, Е.А.Медведевой.
Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Коррекционные возможности музыкального искусства, в различных ее сочетаниях проявляются прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Однако надо понимать, что музыка имеет не только, психотерапевтическое влияет на человека, она обладает более широким развивающим, воспитывающим и коррекционным воздействием.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии.
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, отращенные в произведениях.
Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в учреждениях компенсирующего вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий реализуются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционного развития ребенка.
В процессе организации и проведения музыкальных занятий важно:
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности
ребенка;
- применять индивидуально-педагогический подход;
- использовать специальные методы и приемы музыкального
обучения и воспитания, направленные на коррекцию и
компенсацию нарушений в развитии ребенка.
У детей с задержкой психического развития двигательная сфера является несовершенной, мышечный тонус вялый, движения плохо скоординированы. У них, так же, наблюдается недоразвитие речи, поэтому необходимо уделять внимание развитию слухового и зрительного восприятия.
Поэтому речь, музыка и движение на музыкальных занятиях должны быть тесно взаимосвязаны.
Виды и типы музыкальных занятий.
Виды:
Фронтальные – основная форма обучения. (2 раза в неделю)
Подгрупповые – несколько детей (4 -6 чел.)
Индивидуальные – 1 раз в неделю (10-12 мин.)
Типы:
Традиционные – слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.
Доминантные – преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности. (слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность).
Тематические – музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой (можно использовать вспомогательный художественный материал: потешки, игры-забавы, стихи;)
Комплексные – обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театральной). На этих занятиях используется хорошо знакомый материал, но обязательно с элементами обучения. Незнакомый детям материал, может исполняться взрослым. (продолжительность занятия может увеличиваться на 5-7 минут).
Досуги и развлечения.
Художественно-досуговая деятельность для детей с проблемами – окно в мир музыки, поэзии, ярких зрелищ, игр, плясок.
Развлечения могут активными и пассивными, но должны быть наполнены содержанием и смыслом. Очень важным и особым является развлечение с участием детей. Они сочетают в себе зрелищную и исполнительскую функции.
Праздники являются прежде всего средством художественного воспитания. Комплексное воздействие разных видов искусства способствует формированию у детей с проблемами эмоциональной отзывчивости, обогащает художественный опыт ребенка, его представления об окружающем.
Праздник – это своеобразный итог определенного периода воспитательной и коррекционной работы с детьми. Участие ребенка в праздничном торжестве дает возможность самореализоваться и самовыразиться в художественной деятельности.
Важным фактором, обеспечивающим развитие коммуникации детей на празднике, выступает активное исполнение взрослыми отдельных ролей в театральном действии.
Формы проведения досугов могут быть различными, но все они
направлены на решение коррекционно-педагогических задач формирования личности ребенка с проблемами в развитии.
Психологическая коррекция средствами музыки.
Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие психокоррекционные задачи. Это обуславливается применением арттерапевтических техник.
Это развивающаяся область научных знаний и появляются термины артпедагогика (художественная педагогика т.е. синтез искусства + педагогики ) и арттерапия, отражает коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.
Арттерапия.
(воздействие: искусство + медицина + психология)
Музыкальная терапия.
(психокоррекционное направление)
(психосоматическое + психотерапевтическое + психологическое)
1.Рецептивная – шум дождя, пение птиц, релаксация и т.д.
2.Активная – вокалотерапия, игра на детских инструментах и т.д. 3. Интегративная – музыка + картины, музыка + слайды и т.д.
Кинезитерапия.
(терапия движением)
1. Коррекционная ритмика – общая, мелкая, артикуляционная.
2. Танцтерапия – чувства через пластику.
3. Психогимнастика – этюды, упражнения (чувство + поведение).
4. Ритмопластика
5.Сюжетно-игровая терапия – упражнения объединенные сюжетом.
1.Коррекционная ритмика.
Является активным видом терапии движениями. В зависимости от варианта нарушения применяются ее разновидности, но основная задача коррекционной ритмики – с помощью системы двигательных, физических упражнений (под музыку) развивать чувство ритма и использовать его в лечебных целях).
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития обуславливается структурой нарушений детей, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике.
Коррекция психических функций.
Внимание – переключение, устойчивость, распределение.
Память – слуховая, зрительная.
Восприятие – слуховое, пространственное, зрительное.
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Выразительные движения.
Передавать различные эмоциональные состояния – радость,
печаль, нежность и т.д.
Учить снимать психоэмоциональное напряжение –
релаксация.
Приобретать навыки невербальной коммуникации.
Навыки адекватного группового поведения.
Коррекция моторной сферы.
Ритмичность.
Координация движений.
Ориентировка в пространстве.
Развитие согласованности движений и речи.
Упражнения с предметами.
Упражнения без предметов.
Упражнения с пением.
Упражнения с образными движениями.
1.1. Логопедическая ритмика. (речь)
1.2. Фонетическая ритмика. (слух)
1.3. Лечебная ритмика. (зрение)
1.1.Логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.
Логопедическая ритмика основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии и педагогики.
Развитие движений в сочетании со словом представляет собой
целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из 2 основных направлений:
1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика, (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы.
2. Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т.д.
Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словами, движениями, песнями, инсценировками.
Средства логоритмики представляют собой целую систему постоянно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий.
Содержание и реабилитационная направленность логоритмики определяются не только характером нарушения, но и возрастом ребенка, состоянием его двигательной и речедвигательной функции.
Логоритмика проводится логопедом 1раз в неделю во вторую половину дня при активном участие музыкального руководителя и воспитателя.
Продолжительность занятий колеблется от 20 до 25 минут.
Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:
– тесный контакт логопеда, музыкального руководителя и
воспитателя;
– знание особенностей развития детей раннего возраста с
различной речевой патологией;
– знание психомоторного и речевого уровня развития
каждого ребенка;
– знание характерных особенностей, типа нервной
деятельности и поведения каждого ребенка;
– учитывать особенности психомоторного и речевого
развития ребенка при каждом виде речевой патологии.
Занятия по логопедической ритмике включают в себя подвижные игры, песни, сопровождаемые движениями, дидактические игры физкультминутки.
Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий раннего возраста:
– последовательность;
– повторяемость;
– доступность;
– эмоциональность;
– создание единой игровой ситуации.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
На занятиях ставятся такие задачи:
- закрепление двигательных умений;
- развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
- развитие речевой моторики;
- развитие чувства ритма;
- развитие слухового внимания;
- развитие пространственной организации движения;
- развитие общей моторики, мимики.
В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.
Зарождение личности ребенка в игре.
Игра основной вид деятельности ребенка. Она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка
в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть
способами познания связей между предметами и явлениями.
В играх развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в обстановке.
Поэтому занятие по логоритмике должны носить занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушениями речи. Деятельность логопеда является основной, а воспитатель и музыкальный руководитель являются своеобразным дополнением в работе по коррекции речи.
Речевой материал, используемый на занятии, должен быть доступным в лексическом отношении.
Подвижные игры, хороводы, физкультминутки должны позволить детям с речевыми нарушениями преодолеть трудности в координации слова и движения, развивать внимание и память.
На занятиях по логоритмике дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает слух, музыкальную память.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения.
Для развития общих движений на занятиях по логоритмике необходимо использовать игры со словами, ходьбу под музыку, на носочках, змейкой топающим шагом и т.д. эти упражнения вырабатывают умение владеть своим телом, укреплять мышцы, развивать чувство ритма.
Упражнения на мелкую моторику развивают координацию движения пальцев и согласовывают движения руки и речи.
Проведение дидактических игр на занятиях по логоритмике направлено на закрепление материала об окружающем мире.
Коррекция – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
Компенсация – сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие происшедших нарушений или недоразвития ребенка.
Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) – восстановление функций, включение ребенка с проблемами в социальную среду, приобщение к труду, общественной жизни.
Предварительный просмотр:
Кукольное развлечение «Ёлочку лесную звери украшают». (с применением логоритмических упражнений)
(музыкальный руководитель Дома ребенка №19
Бутенко Элеонора Владимировна)
Цель: коррекционная, образовательная, воспитательная.
Задачи:
Коррекционные:
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие координации речи с движением;
- Развитие координации движений и ориентировочно-пространственных представлений;
- Развитие просодической стороны речи;
- Развитие мелкой моторики рук.
Образовательные:
- Стимуляция активности;
- Закрепление знаний по теме: «Дикие животные, зима».
Воспитательные:
Формировать интерес к театральному действию и способствовать проявлению желания детей принимать посильное участие в происходящем действии, эмоциональную отзывчивость.
Подобное занятие является своеобразным итогом определенного периода воспитательной и коррекционной работы.
Оборудование: ширма для кукольного театра, би-ба-бо – лиса, зайка, белка, костюм медведя, маленькая ёлочка, корзина с шишками, небьющиеся ёлочные игрушки.
Форма занятия: театрально-игровая.
Репертуар: песня Медведя (для слушания), «Медведь» речевое упражнение, «Посмотри на ёлку» (стих с движениями под музыку, «Зайки, умываются» (самомассаж), «Сосна» (пальчиковая игра), игра с шишками, танец с елочными игрушками.
Ход занятия:
Песня Медведя(входит Медведь)
Медведь (воспитатель)
Здравствуйте, мои друзья,
Вы узнали меня? Дети Да!
Медведь
Я, ребята, Мишка,
Я такой лохматый.
Я, ребята, Мишка,
Мишка толстопятый.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы пойдем сейчас гулять? (Да!)
Ведущая (логопед)
«Медведь» (речевое упражнение)
Ду-ду-ду – по тропинке я иду. (топают)
Едь-едь-едь – шагает Медведь.
Да-да-да – путь найду всегда. (хлопают)
Ды-ды-ды – вижу свет звезды.
На полянке возле елки,
Где гуляют злые волки,
Стоит терем-теремок.
Был он низок не высок.
Медведь (обращает внимание на домик на ширме)
Звери в теремке живут
И гостей, наверно, ждут.
(на ширме появляется Лиса )
Медведь
Хитрая красавица
В домике живет.
Хвостиком помашет –
След свой заметет.
Лиса (игрушка би-ба-бо) (логопед)
Ты чего сюда пришел?
Как наш теремок нашел?
Медведь
На лесной полянке,
Снегом занесённая,
Растет пушистая
Елочка зеленая.
Ведущая (логопед)
(дети подходят к маленькой елочке, рассматривают ее)
«Посмотри на ёлку» (стих с движениями под музыку)
Посмотри на елку – («домик»)
Острые иголки. (указательными пальцами «колют»)
И зимой, и летом (руки на пояс
Ёлка так одета. повороты вправо – влево)
Лиса
Как у нашей елки
Колкие иголки.
Медведь
Скоро праздник Новый год
Веселиться весь народ.
Лиса
Ура! Будем елку наряжать!
Будем Новый год встречать!
(на ширме появляется Зайка)
Зайка (игрушка би-ба-бо)
На дворе сейчас мороз,
Мерзнут лапки, мерзнет нос.
Медведь
Одевай скорей шубку и шапку,
Выходи на полянку сделаем зарядку.
Ведущая (логопед)
«Зайки, умываются» (самомассаж)
Зайки, умывайтесь, (лицо умывают)
Зайки, одевайтесь. (комбинезон одевают)
Вымыли все ушки, (моют ушки)
Вымыли все ножки. (моют ножки)
Все надели шубки, (одевают шубку)
Белые сапожки. (обувают сапожки)
Лапками подрыгали, (руки вперед, вверх, вниз)
К елочке попрыгали. (прыгают)
(появляется Белка)
Медведь
Белка зайцев услыхала,
Быстро к елке прискакала.
Белка
Я – маленькая Белочка,
Орешки я люблю.
Я прыгаю по веточкам,
Под елочкою скачу.
Ведущая (логопед)
«Сосна» (пальчиковая игра)
Знают белочки и мишки, (руки как у них)
Где шумит в лесу сосна. (покачивают руками)
У сосны на ветках шишки, (кулачки «фонарики»)
И в иголках вся она. (колют пальцами)
Медведь
К елочке пушистой
Звери прибежали –
К празднику зеленую
Дружно наряжали.
Ведущая (логопед)
Все дарили елочке
Яркие обновки –
Зайка
Я повешу на елку,
Сладкую морковку.
Медведь
Я принес для елочки
Ягоды малины,
И достану их сейчас
Прямо из корзины.
Белка
Я для елки и детишек
Принесла охапку шишек.
Не простых, а новогодних.
Поиграем мы сегодня.
(игра с шишками)
Медведь
Что-то стало холодать,
Пора деткам поплясать.
Лиса
Я игрушки мастерила,
Елку к празднику рядила:
Есть и бусы, и шары,
И цветные фонари. (дает корзинку с елочными игрушками)
Ведущая (логопед)
танец с елочными игрушками
(дети украшают елочку елочными игрушками)
Медведь
Стало сразу елочке
Празднично и ярко.
Дед Мороз под нею
Всем раздаст подарки.
(находят под елочкой угощение)
Предварительный просмотр:
Праздник весны «Радуга сияй, землю освещай»
(с применением логоритмических упражнений)
(музыкальный руководитель Дома ребенка №19
Бутенко Элеонора Владимировна)
Цель: развивающая, познавательная, воспитательная, эстетическая.
Задачи: учить детей проявлять радостные эмоции от общения с музыкой. Поддерживать у детей желание эмоционально-положительно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, стимулировать образно-игровое проявление, активизировать слуховое внимание, память, речь, воображение, поддерживать желание проявлять свои индивидуальные способности.
Оборудование: весенние цветы по 2 каждому ребенку, бубны, султанчики желтого цвета.
Форма организации: ведущая роль принадлежит взрослым, которые аккуратно и ненавязчиво вовлекают детей в действие, что позволяет детям чувствовать себя уверенно.
Предварительная работа: украшение зала, изготовление пособий, разучивание музыкального материала с детьми и взрослыми. За несколько дней до праздника проводится одно-два объединенных музыкальных занятия для групп, которые будут вместе в празднике. Отдельные зрелищные эпизоды праздничного утренника могут войти в развлечение. Детям доставит радость вновь встретиться с тем или иным персонажем, который появится потом на празднике.
Репертуар: песня Весны «Лес проснулся ото сна» (для слушания), «Пусть цветы цветут, детям радость несут» (двигательное упражнение с цветами, «Солнышко встает» (двигательное упражнение), «Веселая зарядка» (двигательное упражнение), «Вдруг вокруг все потемнело» (фонопедическое упражнение), песня «Холодного дождя» (для слушания), «Дождь» (логоритмическое упражнение), «Солнышко и дождик» (логоритмическая игра), «Непослушный дождик» (песня для подпевания), песня Божьей коровки (для слушания), «В путь-дорогу собирайтесь» (двигательное упражнение), лесные шумы (грамзапись), «Гномик» (пальчиковая гимнастика), «Оркестр» (ритмическая игра), «Лужа» (логопедическая игра), «Пузырь» (русская народная игра), «Песня о радуге» (для слушания).
«Радуга сияй, землю освещай».
(дети входят с цветами)
Гном
Светит солнышко в окошко,
И каплям не до сна,
Снег растаял на дорожках,
Значит, к нам пришла … (Весна!)
Гном
Ура! Ура! – весна настала.
На дереве поет скворец.
Весну он славит, заливаясь:
Скворец (ребенок)
«Весна пришла! Зиме конец!»
«Лес проснулся ото сна» (песня Весны)
Весна
Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна.
Приношу я радость людям,
А зовут меня – Весна.
Гном
На лесной полянке
Море из цветов.
Украшают землю
После зимних снов.
«Пусть цветы цветут, детям радость несут»
(двигательное упражнение с цветами)
К солнцу потянулись высоко,
Стало нам приятно и тепло.
Ветерок пролетал,
И цветы качал.
Влево качнулись,
Вправо качнулись.
Низко, низко,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветы не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут.
Весна
Сегодня в лесу мы устроим бал,
Ведь лес весну так долго ждал.
На праздник солнце позовем? (Да!)
И песню про него споем? (Да!)
«Солнышко встает» (двигательное упражнение)
Вот как солнышко встает – (руки – вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет – (руки –вниз)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо (хлопают)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем (фонарики)
Весело поется.
Гном
Я - маленький Гномик веселый всегда.
И я не унываю нигде и никогда!
«Веселая зарядка» (двигательное упражнение)
Дети, как вы живете? (показывают большой палец) Вот так!
Как вы песенки поете? (Ля-ля-ля!)
Как вы утром все проснулись? (трут глаза)
Как зевали, как тянулись? (тянутся)
Как мылись, вытирались, (умываются)
Как расческой причесались? (расчесываются)
Гном
«Вдруг вокруг все потемнело» (фонопедическое упражнение)
Вдруг вокруг все потемнело,
Где-то, что-то загремело. (топают)
Ветер завыл. Как воет ветер? (У-у-у!)
Деревья замахали ветками. (Ш-ш-ш!)
И пошел дождик.
Сначала он капал медленно. Кап,кап,кап! (по ладошке)
А потом забарабанил частою Кап-кап-кап! (по коленкам)
Весна
Но что же это? Что случилось?
За темной тучей солнце скрылось.
Гном
Вдруг угрюма, тяжела, (ш-ш-ш) (трут ладошки)
Туча на небо вползла,
К Весне туча ползла, (стучат по коленкам)
Гром и молнию везла. (тарелки) «хлоп!»
«Песня Холодного дождя» (песня для слушания)
Дождь (взрослый)
Я дождь пролился проливной,
Холодный дождь, сердитый, злой.
Гном
Все славят милую Весну,
Дождь не по нраву никому.
Дождь
За это вам я отомщу:
Вы не узнаете свою Весну.
Гном
Все краски дождь холодный смыл,
Плащом-дождем Весну укрыл. (Дождь накрыл Весну покрывалом)
Гном
Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу.
Не скрывайся в тучу,
Холод нам наскучил.
«Дождь» (логоритмическая игра)
Дождик, дождик, кап да кап. (по ладошке)
Ты не капай больше так! (грозят)
Дождик, дождик льется, (хлопают)
В руки не дается. (протягивают ладошку)
«Солнышко и дождь» (логоритмическая игра)
Дождик кончился, опять
Будут детки все гулять. (приглашает детей погулять)
Мы про дождик песню знаем,
Очень дружно запеваем.
«Непослушный дождик» (песня для подпевания)
1.Дожди кап, дождик кап, (капают по ладошке)
То сильней, то тише.
Не стучи, не стучи (грозят пальцем)
Не стучи по крыше.
2.Непослушный такой, (качают головой)
Перестань не лейся,
Заходи к малышам (манят к себе)
И в тепле погрейся.
Весна (плачет)
Ну, кто же сможет мне помочь?
В душе моей настала ночь.
Гном (горюет)
Печалью жизнь Весны полна!
Пропала бедная Весна!
Весна
Бледна, худа я, не красна!
Ну, разве я теперь Весна?
Гном
На помощь кто-то к нам спешит.
Ой! Божья коровка к нам летит.
«Песня Божьей коровки» (для слушания)
Божья коровка
Возьми, Весна, платочек мой
И вытри ты глаза.
Мы вместе справимся с бедой,
Ведь мы с тобой друзья.
Весна
Подружка, к солнцу полети.
Совет ты у него спроси.
Божья коровка
«В путь-дорогу собирайся» (двигательное упражнение)
В путь-дорогу собирайтесь, (обуваются, одеваются)
Обувайтесь, одевайтесь.
Отыгрыш - идут
Ох, как тяжело в пути, (за голову)
В гору надо нам идти.
Отыгрыш - идут
Да, да, да, да! (хлопают)
Идти нам нелегко.
Да, да, да, да!
Шагаем далеко. (присели)
Гном
Очень любим мы, ребята,
Слушать музыку в лесу:
Трели птиц, шелест листвы
Послушаем сейчас и мы.
(лесные шумы) (Гном заснул)
Весна
К радуге скорей лети,
Помощь у нее найди.
Дождь
Помешать я ей хочу,
К радуге не опущу.
Весна
Чтоб не сбиться вам с пути,
Лучом дорогу освети.
Лучики берите поскорей
Да танцуйте веселей.
(танец с султанчиками)
Божья коровка
«Гора высокая стоит». (пальчиковая гимнастика)
Гора высокая стоит. (вверх пр.рука)
На вершине Гномик спит. (домик)
Солнце всходит в небеса, (разводят руки вверху)
Вставать давно уже пора. (грозят)
Не слышит Гномик песни той (к уху пр.руку)
Спит да спит весь день-деньской. (качают головой)
К Гному ближе подойдем
Песенку веселую ему споем.
«Песня Божьей коровки»(2 куплет) (для слушания)
Дождь
Помешать я ей хочу,
К радуге не опущу.
Весна
Дождик любит поиграть
В барабан стучит опять.
Дождь (берет барабан)
Громко ударяю капелькой своей
Я стучу ритмично: «Дождик, лей, лей, лей!»
«Оркестр» (ритмическая игра с бубнами)
Тук-тук-тут, тук-тук-тук! (стучат)
Дождик застучал.
Тук-тук-тут, тук-тук-тук!
Бубен заиграл.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля! (встряхивают)
Бубен веселиться!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Не надо торопиться!
Дождь
Дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей.
Дождь сильней, сильней, сильней
И воды побольше лей.
Весна
Лужи, лужи, лужицы –
Дождика следы.
Лужи, лужи, лужицы
Полные воды.
Божья коровка
«Лужа» (логопедическая игра)
1. Я иду, я иду поднимаю ножки (идут в одном направлении)
У меня, у меня новые сапожки.
Припев:
Ой-ой-ой, ой-ой-ой. (берутся за голову)
Лужа-то какая, (разводят руки)
Ой-ой-ой, ой-ой-ой. (берутся за голову)
Лужа-то большая. (разводят руки)
2. Я ее обойду в новеньких сапожках, (на месте высоко
Высоко, высоко поднимая ножки. поднимая колени)
Припев:
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, (грозят пальцем)
Лужа-то какая, (разводят руки)
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, (грозят пальцем)
Лужа-то большая. (разводят руки)
3. Не боюсь, не боюсь высоко подпрыгнуть (прыгают на месте)
Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгнуть
Припев:
Да-да-да, да-да-да, (хлопают)
Лужа-то какая, (разводят руки)
Да-да-да, да-да-да, (хлопают)
Лужа-то большая. (разводят руки)
Гном
Дождик в лужицах, смотри,
Надувает пузыри!
Пузыри и там и тут,
Словно лодочки плывут.
«Пузырь» (русская народная игра)
Надувайся, пузырь!
Надувайся, большой!
Оставайся такой
И не лопайся! Лопнул! Ш-ш-ш-ш!
Дождь
Все преграды ты прошла,
Все же не пущу тебя.
Божья коровка
Дождик милый ты не злись,
Поскорее улыбнись!
Дождь
Что случилось? Что со мной?
Я теперь совсем не злой.
Божья коровка
Радуга, радуга появись!
Радуга, радуга покажись.
Гном
Радуга в небе сияет,
Всеми цветами играет.
И посмотрите, Весна
Снова ясна и красна.
(песня о радуге)
Весна
Спасибо, что пришли на помощь
Все вместе дружно вы пришли.
И краски яркие, цветные,
Вы для меня, друзья, нашли.
Примите от меня подарки –
Цветочки первые мои.
Хочу, чтобы в букетах этих
Вы угощения нашли. (раздача угощения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием музыки
Актуальность проблемы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрение посредством музыки....
Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений.
Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное значение для всего человечества. Забота о здоровье дет...
Коррекция речевых нарушений с использованием музыки
Даны несколько игр, которые можно использовать для коррекции речевых нарушений у детей....
"Использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка"
Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее, петь, танцевать, но наверное , мало кто из нас задумывается о ее пользе....
Важность привлечения остеопатического лечения при коррекции дизартрии
Косультация для специлистов и родителей...
«Методы лечения и коррекции детей с задержкой речи».
Своевременное овладение правильной чистой речью делает ребенка более уверенным в себе, способствует развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется ...
Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений (Методические рекомендации)
Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в дошкольном учреждении является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наи...