План конспект. Буква Т и Ть
материал по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте
старшей группе 
Тема. Звуки [т], [т’] и буква Т.
 
Цель: Создание условий для формирование представлений о согласном мягком звуке Ть.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять навыки различения и четкого произношения звуков т-ть, в слогах, в словах, чистоговорках, предложениях.
 -совершенствовать навыки проведения звуко- слогового анализа на примере слова ТОМА.
 Коррекционно-развивающие:
-упражнять в определении места звука [Т] в слове;
-упражнять в делении слов на слоги;
Коррекционно-воспитательные: 
-воспитывать внимание, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. 
-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
 
Оборудование: игрушки, картинки, буква Т, ноутбук, слоговая ромашка, схемы.
 
Ход   занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика.
Логопед:  Давайте встанем и поприветствуем друг друга!
 
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
 
2.Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.
(стук в дверь). Логопед: Слышите, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто там. 
(игрушки зайчика и мышки)
Зайчик и Мышка: Здравствуйте!
Логопед: Здравствуйте!
Мышка: меня зовут Тома.
Зайчик: Меня зовут Тим.
Логопед: прислушайтесь к  этим словам. Какой первый звук в слове Тома? (т)
А в слове Тим? (ть).
Логопед: Тома и Тим, а почему вы такие, грустные?
Тома: Мы, отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и заблудились.
Тим: мы, пришли к вам в гости за помощью. 
 
Логопед: Дети, поможем Томе и Тиму отыскать дорогу к домику Топтыжки? (Да).
Логопед: Наш путь будет нелегким, нужно будет правильно ответить на вопросы, выполнить сложные задания. – Вы готовы? (да). 
- Логопед:  Тогда отправляемся в путь. Сначала нам нужно добраться до леса. Какой транспорт вы знаете? 
Дети: Я знаю транспорт-самолет. (автомобиль, автобус, корабль, метро).
Логопед: Молодцы! Знаете много разного транспорта. Поедем мы сегодня на автобусе. А вот и наш автобус. А пока мы будем ехать в автобусе, давайте с вами вспомним правило красивой речи.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
 
3. Повторение правил о  звуках [т-ть].
Логопед: - Вот мы и приехали. 
 
Дыхательная гимнастика. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый воздух! Давайте мы с вами подышим: сделаем глубокий вдох через нос,  а выдохнем через рот .
 
-Логопед: Напомните, с какого звука начинается имя ТОМА? (т). А имя ТИМ (ть).
Скажите, что вы знаете о звуках т-ть?
- Когда мы произносим звуки т-ть:
Губы улыбаются, зубы сближены, язык стучит по бугоркам за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду в виде языка и верхних зубов. Горлышко спит.
 
Итак, скажите, какие звуки т-ть?  Охарактеризуйте их:
Звук [т] – согласный, твердый, глухой.
- А его братик звук ть?
Дети: звук ть – согласный, мягкий, глухой.
 
4. Произношение звуков в слогах.
Логопед: Дети, наши герои придумали песенки. Любимая песенка Томы -  ТА-ТО-ТЫ.  А Тим любит петь песенку  ТИ-ТЯ-ТЮ.
- Давайте ее споем с нашими друзьями.
Логопед: молодцы! 
 
5. Произношение звуков в словах.
Деление слов на слоги
Посмотрите, ребята, образовалось болото. Как же нам пройти?  По болоту ходят по кочкам. А вот и кочки, но кочки не простые, на них изображены предметы. Чтобы перейти по кочке, нужно назвать слово и сосчитать, сколько в нём слогов.  
 
Как мы можем, посчитать количество слогов в слове? (хлопками, подбородком, шагами, по количеству гласных  звуков).
 
Картинки-слова:  танк, лопата, тыква, молоток.
Считают слоги.
Деление слов хором и индивидуально. - Отхлопаем слово танк…….
 
Итак, мы с вами подошли к непроходимой чаще. Вы должны быть очень внимательными. Если мы сможем выполнить это задание, то лес расступится, и мы сможем продолжить свой путь.  Давайте сделаем гимнастику для глаз.
 
Гимнастика для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
 
Посмотрите на экран. Здесь изображены картинки с разными словами. Нужно определить, где в этих словах слышатся звуки Т и Ть. 
Напомните мне, где может стоять звук в слове? (В начале, середине и в конце слова). 
(самокат,  телефон, зонт, картофель, таз, трактор).  
 
Логопед:  Молодцы, вы очень хорошо справились с этим трудным заданием.
Продолжаем путь.
Посмотрите, вот и показалась тропинка, пройдем по ней дальше.(убрала ёлку с тропинки)
Чтобы нам веселее было выполнять задания, произнесем чистоговорки.
 
Ток-ток, ток-ток, взяли в руки молоток.
Ту-ту, ту-ту, дам сметаны я коту.
То-то, то-то, надеваем мы пальто.
 
6. Физкультминутка. 
 
Ребята, Тома и Тим устали, давайте немножко отдохнем. 
 
Мы пришли в весенний лес
Много здесь вокруг чудес!
Справа берёзки стройные стоят
Слева елочки на нас глядят
На деревьях зеленеют листочки
А в траве расцветают цветочки
 
(Дети ходят друг за другом. Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону Плавно отводят в сторону левую руку. Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево. Приседают и выполняют упражнение (соединить округленные ладони с раздвинутыми пальцами)
 
Пройдите за столы.
 
- Логопед: Дети: Вам нравится имя Тома?  (Да).  Давайте покажем Томе, как выложить её имя при помощи звуковых квадратиков, которые лежат  у вас в пеналах. А Тома посмотрит, и будет знать из каких звуков состоит её имя. 
-Сколько слогов в слове Тома? (2)
Давайте проверим. 
- Сколько звуков в слове Тома? (4 звука)
- Какие? Назовите их?
- 1 звук т, 2 звук – о, 3 звук – м, 4  звук – а.
 
А теперь обозначьте эти звуки квадратиками.
- Какой первый звук в слове «Тома» - т. Какой он? 
Звук т – согласный, глухой, твердый. Квадратиком какого цвета мы обозначили этот звук? (синим)
о – гласный (красный)
м – согласный, глухой, твердый (синий)
а -  гласный (красный).
 
Логопед: Молодцы! Тома, я думаю ты научилась и будешь знать из каких звуков состоит твоё имя.
 Произношение звуков в предложении.
- Логопед: Напомните мне, куда мы держим путь?
- Дети: на день рождение к медвежонку Топтыжке.
- Какое предложение, мы можем придумать со словом Топтыжка? 
- Дети: У Топтыжки День Рождение. 
Топтыжка любит мёд. 
Топтыжка живет в лесу.
 
- Логопед: давайте посчитаем кол-во слов в предложение: «Топтыжка живет в  лесу.
-Сколько слов в этом предложении? (4). 
Какое первое слово? Второе….. 
-А есть ли в этом предложении маленькое слово? (да -  «в»).
 
 
7. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой Т. 
- А вы знаете, как выглядит любимая буква Топтыжки? Сейчас я вас с ней познакомлю. (Показ буквы)
-Это буква Т. Буква Т,  обозначает звуки  т-ть.
Дети, а вспомните  чем отличается  звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).
 
8. Подбор зрительного образа к букве.
 
- Посмотрите на неё. На что похожа буква Т? (на антенну, гриб, стол, молоток, зонт)
 
- Послушайте стихотворение про букву Т. 
Молоток стучит: «Тук-тук ,букве Т я старый друг».
Буква Т на гриб похожа, у нее есть шляпка тоже.
Буква Т стоит на крыше: телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.
 
9. Анализ буквы Т.
- Посмотрите сколько элементов у буквы Т? (2) 
- Посчитаем: один, два. Эти элементы одинаковые? (нет)
– Из каких же элементов состоит буква Т?
- У буквы Т  - одна длинная палочка сверху вниз и одна короткая. 
- Нарисуйте, указательным пальчиком пальчиком в воздухе букву Т.
 
10. Выкладывание буквы Т из счетных палочек.
Приступаем к работе. Какую букву вы выложили? Букву Т. А ты Егор, какую букву смастерил? (Т). 
-Тома: Спасибо, вам ребята! Вы помогли добраться к нашему другу.
Топтыжка: Здравствуйте!
Логопед и дети: Здравствуй, Топтыжка! Мы помогли твоим друзьям добраться до тебя.
Топтыжка: Спасибо, вам ребята! За это я хочу подарить вам  вот такие вот задания.
 
Логопед: Ребята, давайте попрощаемся с нашими друзьями.
- Тома и Тим: Спасибо, Вам ребята за помощь.  До свиданья! 
Логопед: Ну что ж, а нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь. Вот мы и в детском саду. А теперь мы с вами раскрасим только те места, где есть буква Т.
12. Итог.
Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? (мышка и зайчик). Как звали мышку? Как звали зайчика? 
Какую первую букву мы напишем в имени Тома и Тим? Какое же доброе дело мы сегодня совершили? (Мы помогли Томе и Тиму найти дорогу к медвежонку Топтыжке. С какой новой буквой познакомились? Что понравилось на занятии?
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

старшей группе

Тема. Звуки [т], [т’] и буква Т.

6.12.2021г

Цель: Создание условий для формирование представлений о согласном мягком звуке Ть.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять навыки различения и четкого произношения звуков т-ть, в слогах, в словах, чистоговорках, предложениях.

 -совершенствовать навыки проведения звуко- слогового анализа на примере слова ТОМА.

 Коррекционно-развивающие:

-упражнять в определении места звука [Т] в слове;

-упражнять в делении слов на слоги;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать внимание, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: игрушки, картинки, буква Т, ноутбук, слоговая ромашка, схемы.

Ход   занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика.

Логопед:  Давайте встанем и поприветствуем друг друга!

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

2.Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.

(стук в дверь). Логопед: Слышите, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто там.

(игрушки зайчика и мышки)

Зайчик и Мышка: Здравствуйте!

Логопед: Здравствуйте!

Мышка: меня зовут Тома.

Зайчик: Меня зовут Тим.

Логопед: прислушайтесь к  этим словам. Какой первый звук в слове Тома? (т)

А в слове Тим? (ть).

Логопед: Тома и Тим, а почему вы такие, грустные?

Тома: Мы, отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и заблудились.

Тим: мы, пришли к вам в гости за помощью.

Логопед: Дети, поможем Томе и Тиму отыскать дорогу к домику Топтыжки? (Да).

Логопед: Наш путь будет нелегким, нужно будет правильно ответить на вопросы, выполнить сложные задания. – Вы готовы? (да).

- Логопед:  Тогда отправляемся в путь. Сначала нам нужно добраться до леса. Какой транспорт вы знаете?

Дети: Я знаю транспорт-самолет. (автомобиль, автобус, корабль, метро).

Логопед: Молодцы! Знаете много разного транспорта. Поедем мы сегодня на автобусе. А вот и наш автобус. А пока мы будем ехать в автобусе, давайте с вами вспомним правило красивой речи.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

3. Повторение правил о  звуках [т-ть].

Логопед: - Вот мы и приехали.

Дыхательная гимнастика. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый воздух! Давайте мы с вами подышим: сделаем глубокий вдох через нос,  а выдохнем через рот .

-Логопед: Напомните, с какого звука начинается имя ТОМА? (т). А имя ТИМ (ть).

Скажите, что вы знаете о звуках т-ть?

- Когда мы произносим звуки т-ть:

Губы улыбаются, зубы сближены, язык стучит по бугоркам за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду в виде языка и верхних зубов. Горлышко спит.

Итак, скажите, какие звуки т-ть?  Охарактеризуйте их:

Звук [т] – согласный, твердый, глухой.

- А его братик звук ть?

Дети: звук ть – согласный, мягкий, глухой.

4. Произношение звуков в слогах.

Логопед: Дети, наши герои придумали песенки. Любимая песенка Томы -  ТА-ТО-ТЫ.  А Тим любит петь песенку  ТИ-ТЯ-ТЮ.

- Давайте ее споем с нашими друзьями.

Логопед: молодцы!

5. Произношение звуков в словах.

Деление слов на слоги

Посмотрите, ребята, образовалось болото. Как же нам пройти?  По болоту ходят по кочкам. А вот и кочки, но кочки не простые, на них изображены предметы. Чтобы перейти по кочке, нужно назвать слово и сосчитать, сколько в нём слогов. 

Как мы можем, посчитать количество слогов в слове? (хлопками, подбородком, шагами, по количеству гласных  звуков).

Картинки-слова:  танк, лопата, тыква, молоток.

Считают слоги.

Деление слов хором и индивидуально. - Отхлопаем слово танк…….

Итак, мы с вами подошли к непроходимой чаще. Вы должны быть очень внимательными. Если мы сможем выполнить это задание, то лес расступится, и мы сможем продолжить свой путь.  Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Посмотрите на экран. Здесь изображены картинки с разными словами. Нужно определить, где в этих словах слышатся звуки Т и Ть.

Напомните мне, где может стоять звук в слове? (В начале, середине и в конце слова). 

(самокат,  телефон, зонт, картофель, таз, трактор).  

Логопед:  Молодцы, вы очень хорошо справились с этим трудным заданием.

Продолжаем путь.

Посмотрите, вот и показалась тропинка, пройдем по ней дальше.(убрала ёлку с тропинки)

Чтобы нам веселее было выполнять задания, произнесем чистоговорки.

Ток-ток, ток-ток, взяли в руки молоток.

Ту-ту, ту-ту, дам сметаны я коту.

То-то, то-то, надеваем мы пальто.

6. Физкультминутка.

Ребята, Тома и Тим устали, давайте немножко отдохнем.

Мы пришли в весенний лес

Много здесь вокруг чудес!

Справа берёзки стройные стоят

Слева елочки на нас глядят

На деревьях зеленеют листочки

А в траве расцветают цветочки

(Дети ходят друг за другом. Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону Плавно отводят в сторону левую руку. Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево. Приседают и выполняют упражнение (соединить округленные ладони с раздвинутыми пальцами)

Пройдите за столы.

- Логопед: Дети: Вам нравится имя Тома?  (Да).  Давайте покажем Томе, как выложить её имя при помощи звуковых квадратиков, которые лежат  у вас в пеналах. А Тома посмотрит, и будет знать из каких звуков состоит её имя.

-Сколько слогов в слове Тома? (2)

Давайте проверим.

- Сколько звуков в слове Тома? (4 звука)

- Какие? Назовите их?

- 1 звук т, 2 звук – о, 3 звук – м, 4  звук – а.

А теперь обозначьте эти звуки квадратиками.

- Какой первый звук в слове «Тома» - т. Какой он?

Звук т – согласный, глухой, твердый. Квадратиком какого цвета мы обозначили этот звук? (синим)

о – гласный (красный)

м – согласный, глухой, твердый (синий)

а -  гласный (красный).

Логопед: Молодцы! Тома, я думаю ты научилась и будешь знать из каких звуков состоит твоё имя.

 Произношение звуков в предложении.

- Логопед: Напомните мне, куда мы держим путь?

- Дети: на день рождение к медвежонку Топтыжке.

- Какое предложение, мы можем придумать со словом Топтыжка?

- Дети: У Топтыжки День Рождение.

Топтыжка любит мёд. 

Топтыжка живет в лесу.

- Логопед: давайте посчитаем кол-во слов в предложение: «Топтыжка живет в  лесу.

-Сколько слов в этом предложении? (4).

Какое первое слово? Второе…..

-А есть ли в этом предложении маленькое слово? (да -  «в»).

7. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой Т.

- А вы знаете, как выглядит любимая буква Топтыжки? Сейчас я вас с ней познакомлю. (Показ буквы)

-Это буква Т. Буква Т,  обозначает звуки  т-ть.

Дети, а вспомните  чем отличается  звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

8. Подбор зрительного образа к букве.

- Посмотрите на неё. На что похожа буква Т? (на антенну, гриб, стол, молоток, зонт)

- Послушайте стихотворение про букву Т.

Молоток стучит: «Тук-тук ,букве Т я старый друг».

Буква Т на гриб похожа, у нее есть шляпка тоже.

Буква Т стоит на крыше: телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.

9. Анализ буквы Т.

- Посмотрите сколько элементов у буквы Т? (2)

- Посчитаем: один, два. Эти элементы одинаковые? (нет)

– Из каких же элементов состоит буква Т?

- У буквы Т  - одна длинная палочка сверху вниз и одна короткая.

- Нарисуйте, указательным пальчиком пальчиком в воздухе букву Т.

 

10. Выкладывание буквы Т из счетных палочек.

Приступаем к работе. Какую букву вы выложили? Букву Т. А ты Егор, какую букву смастерил? (Т).

-Тома: Спасибо, вам ребята! Вы помогли добраться к нашему другу.

Топтыжка: Здравствуйте!

Логопед и дети: Здравствуй, Топтыжка! Мы помогли твоим друзьям добраться до тебя.

Топтыжка: Спасибо, вам ребята! За это я хочу подарить вам  вот такие вот задания.

Логопед: Ребята, давайте попрощаемся с нашими друзьями.

- Тома и Тим: Спасибо, Вам ребята за помощь.  До свиданья!

Логопед: Ну что ж, а нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь. Вот мы и в детском саду. А теперь мы с вами раскрасим только те места, где есть буква Т.

12. Итог.

Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? (мышка и зайчик). Как звали мышку? Как звали зайчика?

Какую первую букву мы напишем в имени Тома и Тим? Какое же доброе дело мы сегодня совершили? (Мы помогли Томе и Тиму найти дорогу к медвежонку Топтыжке. С какой новой буквой познакомились? Что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Конспект «Буква И»

Конспект «Буква И» В.В. Алексеева...

Конспект "Буква Ф, звук Ф".

НОД "Буква Ф, звук Ф". "Фокусники"...