консультация для педагогов
консультация по логопедии

Югова Светлана Иннокентьевна

Использование нейропсихологических игр с мячом

в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а в последствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу.

Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является использование нейропсихологических приёмов в развитии речи у детей.

Так при помощи нейропсихологических игр с мячом формируем навыки правильного звукопроизношения и развиваем фонематические процессы детей.

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Работу над гласными звуками можно закреплять в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 3 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда.

1.  Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» 
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. 
Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. 
А — У— О — У —А —А — О — У 

2.  Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» 
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других. 
Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». 
А — Э — У — Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э 

3. Игра «Стучалочка»  - звуки я сказать хочу и по мячику стучу. 
Цельтренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия. 
Ход игры. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ЭЭ ЭЭЭ О ОО ООО У УУ УУУ. Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

 Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 4 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

4. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. 
Вариант 1. Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А.
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Взрослый обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно. 

5.Игра «Поющие мячики»  - по мячу я постучу, а потом его качу. 
         Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха. 
         Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Взрослый произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

Умение владеть силой голоса можно закрепить в игре №6. 

6.  Игра «Тихо — громко»  - мы катались по горам, пели тут и пели там. 
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. 
Оборудование: малые мячи. 
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу. 

В игре № 7 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. 

7. Игра с передачей мяча - мяч передавай — слово называй.
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции. 
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше. 

Игра № 8, требует внимания, хорошего уровня развития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова.

8.  Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»  - свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку. 
Цель: 
развитие фонематических представлений, активизация словаря. 
Ход игры. Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова... 

Весело проходит игра № 9, так как на все вопросы взрослого ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука.

9. Игра с перебрасыванием мяча - сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой. 
Цель: развитие фонематических представлений, воображения. 
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки. 

Для дифференциации звуков целесообразно использовать игру с мячом № 10. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы можно использовать традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

10. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова» 
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. 
Ход игры. Взрослый говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч, отбивая об пол. 
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления. 
Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары, са- санки, шо- шорох, со- сорока, шу- шуба, су- сумка, ши~ шины, сы- сырок. 

Эти и многие другие нейропсихологические игровые приёмы смогут помочь специалисту не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу, сделать коррекционные занятия для детей значительно интереснее, повысив тем самым результативность работы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...