Статья " Как развивать фонематический слух"
статья по логопедии (старшая группа)
Что такое фонематический слух и как его развивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_fonematicheskiy_sluh.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка. Многолетняя практика показывает, что ребенка с фонематическим недоразвитием, при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Затем детям даётся задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее.
На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: "Где гудит пароход - далеко или близко", "Угадай, кто тебя зовёт" и так далее.
Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребенок должен их выставить в названном порядке и так далее).
На четвертом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: взрослый произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.
Задачей последнего, шестого, этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова.
При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить как на занятиях (логопедических и по развитию речи с воспитателем), так и в повседневной жизни (на прогулках, в часы игр, во время наблюдений и дома с родителями).
Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении.
Для развития фонематического слуха детям этого возраста предлагаются игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Поймай звук
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
Архитектор
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
Сломанный телевизор
Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
Звуковые песенки
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
Игра "Доскажи словечко".
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает... (вода).
В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).
Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)
Различаем слоги
На четвертой ступени обучения ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).
Чистоговорки.
Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.
Игра "Сколько звуков?"
На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
Игра "Буквы, по порядку становитесь".
Перед ребенком лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами "Последний звук": малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.
Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.
Такая шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции и успешного усвоения чтения и письма. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно, и школьных проблем удастся избежать!
Желаю вам успехов в развитии вашего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем фонематический слух у дошкольников
Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...
Развиваем фонематический слух
В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....
Развиваем фонематический слух
Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему "Игры на развитие фонематического восприятия". ...
Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.
Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....
Развиваем Фонематический слух
Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...
Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....