Преемственность в работе дошкольного и начального образования: «Выпускник ДОУ, кто он?»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кашкина Елена Витальевна

Взаимосвязь работы учителя-логопеда дошкольного учреждения и начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_2.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД
«ДЕТСКИЙ САД №8»

Преемственность в работе дошкольного и начального образования:

«Выпускник ДОУ, кто он?»

                                           

Автор – составитель: учитель - логопед                  

                                                                                 Е.В. Кашкина

                                                       

                                                 

г. Находка

2021

   Преемственность дошкольного и начального образования предполагает непрерывность в обучении и воспитании ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. На ступени дошкольного образования перед педагогами стоит задача подготовить ребенка к жизни, а не обеспечивать его знаниями.

Выпускник-дошкольник, кто он? Сегодня, в современном мире   выпускник не должен быть эрудитом с широким кругозором, а это – воспитанник, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, быть инициативным, самостоятельным, любознательным, уметь владеть устной речью, выражать свои мысли. Каждое из приведенных качеств нужно формировать. Для этого в своей работе педагоги используют разнообразные технологии, методы и приемы.

   Успешность обучения в школе зависит от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. Особую роль в школьной готовности имеет развитие связной монологической речи как формы, с помощью которой ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст.

   Основной задачей педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной задачи предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми, т. е. старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

  В нашем ДОУ я работаю учителем – логопедом и занимаюсь с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа -6-7лет). Стаж работы в дошкольном учреждении – 25лет.

  Целью моей работы является создание условий для воспитания у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивается в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.

  С каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

   На начало 2020 - 2021 учебного года в логопедический пункт нашего ДОУ было зачислено 50 детей подготовительных групп (2 ставки логопеда), имеющих речевые нарушения различной степени тяжести.

   Из них: 5 детей с ОНР (общее недоразвитие речи), относящихся к группе детей с ОВЗ – ТНР,

                  45 детей с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

   К концу учебного года было выпущено 47 детей.

Из них:

звукопроизношение соответствует возрастной норме      32

со значительным улучшением речи                                    12

без значительного  улучшения речи                                    -

Осталось на повторный курс – 3.

Таким образом, из 50 детей, с различными речевыми нарушениями, было выпущено 32 ребенка с речью в норме и 12 – со значительным улучшением.

   В течении учебного года работа проводилась комплексная работа по коррекции всех сторон речи:

- коррекция звукопроизношения

- развитие фонематического восприятия

- работа над слоговой структурой слова

- расширение и обогащение словаря

- формирование лексико – грамматического строя речи

- развитие связной речи,

с использованием традиционных и инновационных логопедических технологий (использование элементов сказкотерапии и  нейропсихологии).  

Инновационные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

  Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой

оставшееся количество воспитанников, имеющих нарушения речи, было принято решение привлечь воспитателей всех возрастных групп к совместной работе по организации логопедического артикуляционного тренинга, входящего в структуру занятий по развитию речи и включающих выполнение артикуляционной гимнастики с элементами нейропсихологии.

  Синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность. Также способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

   Также ведется работа с родителями по продолжению коррекции в домашних условиях.

      Увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести привело к организации работы всех специалистов ДОУ в комплексе, что помогает наиболее результативно компенсировать и преодолеть речевые расстройства и сократить количество детей, имеющих нарушения чтения и письма в школе.

   К сожалению, сокращение учителей - логопедов в школе наоборот прерывает преемственность между дошкольным и школьным образованием в этом русле и хочется надеяться, что решение этой актуальной проблемы реализуется в наших школах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы

После перехода нашей образовательной системы на вариативное обу­чение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями....

Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий

Консультативный материал для педагогов ДОУ  -  Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотруднич...

Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»

Цель нашей работы по преемственности – подготовить ребенка - дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно- логическое мышление, воображение, дать стимул к позна...

Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»

Подготовка дошкольника к успешному обучению в школе....

Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...