ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей кшколе | 25.97 КБ |
Презентация к сообщению по преемственности ДО и школы | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольного образования, способствует его дальнейшему личностному становлению. Таким образом, преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольный уровень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения, а главное, по утверждению Н. Н. Поддьякова, «радость детства». С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
На протяжении вот уже 9 лет в школе функционируют дошкольные группы(подготовительные группы), в результате работы которых, представилось возможным в значительной степени смягчить и успокоить процесс адаптации будущих первоклассников к школе.
Я хочу предложить вашему вниманию наш опыт работы по обеспечению преемственности между дошкольными группами и школой.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные группы. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3–6 месяцев. В этот период и последующие 1–1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях дошкольного образования и начальной школы
Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, была разработана программа по преемственности и проект «По дороге в школу», которые реализуется уже на протяжении 7 лет.
Цель нашей работы – построение эффективной модели социального партнерства на основе современных технологий, обеспечивающее качественное дошкольное образования в подготовительных группах и обеспечение благополучного перехода ребенка от дошкольного воспитания к школе.
Для ее реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольными группами и школой, которая требует решения следующих задач:
1. Установление направлений работы между тремя составляющими: школа, дошкольные группы и семья.
2. Укрепление и развитие эмоционально положительного отношения ребенка к школе.
3. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:( которые воплощать нам намного легче, так как мы находимся в одном здании, и все время в постоянном сотрудничестве)
Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрет выпускника»,поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами дошкольниками и учителями)
Работа с детьми (знакомство со школой, учителями,организация совместных мероприятий)
Работа с родителями (получение необходимой информации для подготовки детей к школе)
Методическая работа.
В практике нашей работы сложился тесный контакт педагогического дошкольного коллектива и школы и непосредственное сближение дошкольников и школьников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в ДО, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Используем различные формы связи:
1.На методическом объединении (в августе) идет совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в подготовительных группах, глубокое осмысление их преемственности.
Разрабатываем план совместной работы:
совместные педагогические советы (ДО и школа);
семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДО и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.
2. Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста;
с этой целью педагоги начальных классов посещают занятия в ДО, наблюдают за дошкольниками, проводят индивидуальные беседы с детьми, посещают педагогические советов, проводимые в ДО по итогам работы в подготовительных группах . Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций.
3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками впервые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов.
Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
4. Работа единого психолога позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур.
Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели педагогом-психологом был подобран комплекс диагностических методик. Он включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями.
Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т. е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться. Особое внимание уделено выявлению тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов, влияющих на адаптацию к школьной жизни.
Работа с детьми
Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. Мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно организация праздника «День знаний», экскурсия в школу, встреча с учениками школы, сюжетно-ролевые игры, кружковая работа и т. д.
-Дошкольники принимают участие во всех школьных мероприятиях.
Первый праздник –«День учителя», с детьми готовим поздравительные
открытки, номера для выступлений на концертной программе.
Школьные конкурсы и выставки .(Конкурс чтецов, литературных композиций к 9 мая ;выставки поделок) И так же как ученики школы получают заслуженное вознаграждение за победу или участие.
Проведение совместных оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья»,
«Спортивные праздники»,
«Совместные уроки по физкультуре.»
Единая футбольная команда учеников и детей подготовительных групп. Совместные тренировки детей.
Дошкольники входят в состав школьной Агитбригады.
Дети выступали вместе с обучающимися на мероприятиях школы
(показ выступления агитбригады на совещании директоров по направлению
« Здоровьесбережение»и проведение интегрированного занятия по физкультуре)
Проводим экскурсии по школе, где детей проводим по разным кабинетам, разрешаем всё попробовать: позаниматься в классе(учитель проводит урок для дошкольников), посидеть за партой, ходим в школьную библиотеку, спортзал, школьный музей, в столовую .к концу года дошкольники знают школу, свободно ориентируются в ней.
Это производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у ребят желание пойти в школу, резко повышающее школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формирует положительный образ о новом месте учебы. После таких экскурсий дети с восторгом рассказывают родителям, как замечательно в школе. Дошкольникам интересно не только побывать в здании школы, но и пообщаться с настоящими школьниками. Поэтому спортивные мероприятия мы проводим ежемесячно со школьниками в разных классах. Идет более тесное знакомство с ребятами .Ученики помогают дошкольникам во всем и дети чувствуют заботу и поддержку у учеников.
Дети подготовительной группы приглашаются в школу на праздник «Прощание с букварем», «Неделя книги». Дети обмениваются впечатлениями, ведь первоклассники – это их вчерашние товарищи . В зимнее время проводятся театрализованные представления, праздники, экскурсии, изготавливаются и вывешиваются кормушки для птиц по совместному проекту «Не оставь в беде, покорми птиц»
Дошкольников приглашают педагоги химии и физики на урок экспериментирования. Показывают детям различные опыты. Частые экскурсии в кабинет биологии, где с детьми занятие проводит учитель биологии.
Связь между детьми подготовительных групп и школьниками поддерживаем в течение всего учебного года.
В группе игры про школу,беседы ,чтение литературы ,сделаны альбомы и лэтбуки о школе.
Вся непосредственно образовательная деятельность у нас проводится в игровой деятельности. Дети на практике проживают ситуации из повседневной жизни школы, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых.
Работа с родителями.
Особое внимание при подготовке детей к школе мы уделяем работе с родителями. Ведем тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в подготовительные группы.
Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе.
Проводим цикл мероприятий по обеспечению преемственности, которые познакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка:
– семинары, круглые столы педагогов ДО, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
– планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми-дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
– проведение «дней выпускников» ;
– встречи родителей с будущими учителями;
– анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
– родительское собрание «Скоро в школу»;
– день открытых дверей;
– индивидуальные консультации родителей;
– разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе;
-совместные мероприятия (дети и родители)
-защита совместных проектов
Ежегодно проводим родительские собрания с учителями, и педагогом-психологом, на которых рассматриваются следующие вопросы: физическая, психологическая, интеллектуальная готовность детей к школе, изучаются критерии успешного обучения, анализируется степень готовности самих родителей к обучению детей в школе. Родителей приглашаем на общешкольные родительские собрания.
Чтобы ребёнок с удовольствием ходил в школу, и у него не было страхов, излишней тревожности к новому для него этапу жизни для этого необходима подготовка детей к школьному обучению. Чем больше будет в подготовке положительных моментов, тем менее болезненно пройдёт адаптация в школе.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети, как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно. Дети успешно проходят адаптацию.
Подписи к слайдам:
Связанные с новым режимом дня (наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности) Адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах ) Во взаимоотношениях с учителем Обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых Трудности:
Психосоциальная адаптация проходит по-разному: 15% ребят с длительной (до одного года) адаптацией Другим детям (30%) требуется больше времени до конца первого полугодия Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения
Цель работы: реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального общего образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе. Задачи: - согласование целей воспитания, обучения и развития в детского сада и начальной школы; - выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе; - совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.
Формы преемственных связей Методическая работа с педагогами Работа с детьми Работа с родителями
Функционирование координационного совета по преемственности Педагогические советы Методические объединения Семинары «Круглый стол» Консультации Мастер – классы Тренинги
Открытые занятия для педагогов школы
Футбольная команда
МИП « Деятельность образовательного учреждения по повышению двигательной активности обучающихся»
адекватность поведения; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций . Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе:
От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям В.А.Сухомлинский
Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Методические рекомендации...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....
Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
О преемственности детского сада и школы....
проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адап...
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей ...