Речевая студия "Говоруша" для детей старшей группы с ТНР
методическая разработка по логопедии
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами , которые носят смешанный характер. Всё чаще в группу поступают дети с различной степенью дизартрии. Одна из речевых особенностей у этих детей это недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимания и память; нарушены пальцевая и артикуляторная моторика; чувства рифмы и ритма недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Следовательно, это приводит к дефектному произношению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorusha.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Буратино»
Речевая студия «Говоруша»
для детей старшей группы комбинированной направленности (5-6 лет)
Срок реализации 2020-2021 учебный год
Составитель: учитель-логопед
Трофимова Т.В.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами , которые носят смешанный характер. Всё чаще в группу поступают дети с различной степенью дизартрии. Одна из речевых особенностей у этих детей это недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимания и память; нарушены пальцевая и артикуляторная моторика; чувства рифмы и ритма недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Следовательно, это приводит к дефектному произношению. Расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Звукопроизношение при стертой дизартрии имеет просодические нарушения, что влияет на внятность, разборчивость, выразительность. Затруднен процесс автоматизации, не используются в полной мере поставленные звуки. Дети искажают, смешивают не только артикуляционно-схожие и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Это проблема актуальна и требует длительной и системной работы. Чаще всего регламент времени не позволяет осуществлять ее в полном объёме. Поэтому требуются другие пути решения этой проблемы. Одним из перспективных новых средств в этом отношении является речевая студия «Говорушка», основанная на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.
Продолжительность реализации речевой студии- 1 год.
Речевая студия рассчитана на детей 5-6 лет и предполагает проведение одной фронтальной коррекционно-образовательной деятельности в неделю продолжительностью 20 минут Педагогический анализ способностей детей (диагностика) осуществляется 2 раза в год: стартовая – в сентябре, итоговая – в мае
Цель : создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
- Развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Развитие дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование умения регулировать силу голоса.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембр
- Воспитание культуры речевого общения.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные упражнения и упражнения направленные на развитие просодической стороны речи с использованием кинезиологических упражнений
- Упражнения на развитие координации движений с музыкальным сопровождением без музыкального сопровождения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Упражнения на расслабление (релаксация).
В основу планирования кружка положен комплексно-тематический принцип, что даёт возможность закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка лягушка-Говорушка. Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Основные принципы
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Предполагаемые результаты работы речевой студии:
- коррекция звукопроизношения;
- развита подвижность артикуляционного аппарата
- развита просодическая сторона речи и речевое дыхание
- сформированы фонематические процессы для данного возраста
- сформирована общая и мелкая моторика для данного возраста
- формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга речевого развития детей старшей группы для детей ОНР за 2009-2010 уч.год.
диаграммы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»
- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"
Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»
Участники: Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...
"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»
Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1. Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...