Речевая студия "Говоруша" для детей старшей группы с ТНР
методическая разработка по логопедии

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами , которые носят смешанный характер. Всё чаще в группу поступают дети с различной степенью дизартрии. Одна из речевых особенностей  у этих детей это недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимания и память; нарушены пальцевая и артикуляторная моторика; чувства рифмы и ритма недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Следовательно, это приводит к дефектному произношению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorusha.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад «Буратино»

Речевая студия  «Говоруша»

  для детей  старшей  группы комбинированной направленности (5-6 лет)

Срок реализации  2020-2021 учебный год

Составитель: учитель-логопед

Трофимова Т.В.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами , которые носят смешанный характер. Всё чаще в группу поступают дети с различной степенью дизартрии. Одна из речевых особенностей  у этих детей это недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимания и память; нарушены пальцевая и артикуляторная моторика; чувства рифмы и ритма недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Следовательно, это приводит к дефектному произношению. Расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Звукопроизношение при стертой дизартрии  имеет просодические нарушения, что влияет на внятность, разборчивость, выразительность. Затруднен процесс автоматизации, не используются в полной мере поставленные звуки. Дети искажают, смешивают не только артикуляционно-схожие и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Это проблема актуальна и  требует длительной и системной работы. Чаще всего регламент времени не позволяет осуществлять  ее в полном объёме. Поэтому требуются другие пути решения этой проблемы. Одним из перспективных новых средств в этом отношении является речевая студия «Говорушка», основанная на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

Продолжительность реализации речевой студии- 1 год.

Речевая студия  рассчитана на детей 5-6 лет и предполагает проведение одной фронтальной коррекционно-образовательной деятельности в неделю продолжительностью 20 минут  Педагогический анализ способностей детей (диагностика) осуществляется 2 раза в год: стартовая – в сентябре, итоговая – в мае

Цель : создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

  1. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

  1. Развитие дыхания.

  1. Развитие мелкой моторики.

  1. Формирование умения регулировать силу голоса.

  1. Формирование правильного звукопроизношения.

  1. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембр

  1. Воспитание культуры речевого общения.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные упражнения и упражнения направленные на развитие просодической стороны речи с использованием кинезиологических упражнений

  • Упражнения на развитие  координации движений с музыкальным сопровождением  без музыкального сопровождения.

  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).

В        основу планирования   кружка положен комплексно-тематический принцип, что даёт  возможность закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка лягушка-Говорушка. Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.

Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

Основные принципы 

• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Предполагаемые результаты работы  речевой студии:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развита подвижность артикуляционного аппарата
  • развита просодическая сторона речи и речевое дыхание
  • сформированы фонематические процессы для данного возраста
  • сформирована общая и мелкая моторика для данного возраста
  • формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"

Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»

Участники:        Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»

Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1.      Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...