Консультация для педагогов
консультация по логопедии
Консультация для педагогов по технологии-ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
Консультация для педагогов
«Использование ТРИЗ в проведении образовательной деятельности по развитию речи»
Подготовила:
Учитель-логопед
Д.Х. Муксинова
Мегион 2017
Цель: подвести педагогов к пониманию того, что ТРИЗ технология ведёт ребёнка к самостоятельности, развитию связной речи.
Несколько лет назад вдошкольным учреждениям прокатился настоящий бум по применению ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в обучении детей творческому мышлению. Многие педагоги пытаются уже на начальном этапе знакомства с ТРИЗ, не получив достаточной прочной практической базы, строить и составлять специальные занятия с использованием этой теории. Отсюда и появляются многие ошибки.
Хотя на самом деле имеется несколько направлений, и одно из них - использование изодеятельности как основополагающего компонента в обучении детей творческому мышлению на базе ТРИЗ. Однако следует отметить, что «зацикливание» на этом виде деятельности не позволяет ребёнку в дальнейшем полностью абстрагироваться и раскрепоститься: без альбома и карандашей с красками он чувствует себя неуютно. Использование лепки, аппликации, конструирования важно для начального моделирования каких-нибудь изобретений или ситуаций. Но для полного творческого раскрепощения детей необходимо стимулировать фантазию применительно к созиданию. ТРИЗ хорошо «зарекомендовала» себя не только в изодеятельности, но и в математике, обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании,
В результате занятий с применением элементов ТРИЗ, которые являются основой развивающего обучения, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Ребенок способен ощущать, чувствовать. Мыслить, вырабатывать свою точку зрения, выстраивать свою деятельность (игровую, продуктивную, учебную) самостоятельно. В связи с этим дошкольник принимает программу обучения в той мере, в которой она становится его собственной.
Психологами было отличено, когда взрослый пытается учить ребенка только своими способами и методами, результаты оказываются не такими успешными, какими могли бы быть, так как подобное обучение часто дает ребенку формальные знания, рождает в нем недоверие к собственному опыту, делает его пассивным. На активность же ребенка влияет только то знание, которое им присвоено и связанно с открытием, сделанным им самим.
Следуя из этого, надо помнить о десяти заповедях:
- Будь хозяином своей судьбы.
- Достигни успеха в том, что ты любишь.
- Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
- Строй свои отношения с людьми на доверии.
- Развивай свои творческие способности.
- Культивируй в себе смелость.
- Заботься о своем здоровье.
- Не теряй веру в себя.
- Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальное благополучие с духовным
удовлетворением.
Педагог не должен рассказывать истину, он должен учить ее находить. Ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать и наводящими вопросами приводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, то надо дать ему определенные задания, вопросы, поставить его в ситуацию, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества, предмета или объекта. Знания о свойствах дерева. Чем полезно дерево? Опять спектр ответов, в которых повторяются, но вместе с тем появляются новые свойства и качества дерева.
«Но если дерево так полезно, если из него можно много разных вещей, зачем человек учился добывать металл, изобрел пластмассу»? «Какие свойства дерева не нравились человеку?» «Чем дерево было неудобно»? «Зачем люди выращивают леса, парки»? «Как вы считаете, качества всех деревьев одинаковы или отличаются»? «Какие качества дерева использует человек, когда делает посуду, мебель, игрушки»? «Почему в деревянном доме жить удобнее, чем в каменном»? «Где могут пригодиться стружка, опилки»?
Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не горит, окрашивается или нет, смачивается или нет.
Мы учим детей системному анализу, показали ресурсы леса, дали знания не как догму, а многофункционального использования дерева как вещества. Все это и есть работа с элементами ТРИЗ.
Далее, постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте.«Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «черное и белое», «вперед-назад», «сумей в плохом найти хорошее», «по кругу» и т.д. На тризовском языке это звучит так: противоречие-наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одногосвойства исключает возможность другого, например: солнце-это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Или один говорит: «драться плохо - сделаешь больно, » другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища. » От противоречий нельзя уйти, их надо решать и разрешать.
Но как можно разрешить противоречия. Для этого есть приёмы, например: «как перенести воду в решете?» Формируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы её перенести, и воды не должно быть, т. к. в решете её не перенести - вытечет. Разрешить противоречие можно, изменив агрегатное состояние воды - в виде льда.
Также предлагать игры на ФСА (функционально стоимостный анализ ). «Что может делать» «Чем может служить, для кого чем будет? » Например: чем может быть листок, точка, палочка, грибок и т. д. любой предмет? Помимо многообразий функций предмета дети освоят азы воображения. А воображение - важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции. «Чем похожи?», «Что общего?» - это игры на системный анализ. Любые вещи на первый взгляд, казалось бы, далёкие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь. «Чем связаны пуговица и микроскоп?'», «Какие камни не встретишь в море?»
Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения карандаша, стола, колеса. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю «постоянных усовершенствований» изображений. Пусть дети увидят, что изобретать - значит решать противоречия: «Как человек приучил силы природы: огонь, воду, ветер», «Трудолюбивые вещи древнего человека», «Какие машины помогают человеку?», «Зачем нужны роботы?»
Чудеса прогуток. Используем приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение. Наблюдаем за живыми облаками: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чём меч т, о чём расскажут, что нам покажут.
Оживим ветер: Кто его мама? Кто его друзья? Какой у него бывает характер? О чём спорит ветер с солнцем?
Применим также приём эмпатии - пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «а что если ты превратился в кустик? о чём
ты мечтаешь, кого ты боишься? с кем бы ты подружился? о чём шепчутся твои листочки?»
А ещё чудеса прогулок - в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом по асфальту, мокрой подошвой обуви посухому - что получилось? Почему? Можно предложить детям увидеть разноцветный дождь или снег, если одеть конечно, разноцветные очки или смотреть через цветные стёклышки. Или предложить выложить узор из камешков из верёвки.
Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе9 Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить выпутаться из сложившейся ситуации. Если изменить характер героя, ввести нового героя в знакомую сказку — что изменится в сюжете?
Используем также проблемные игры на нахождение внутренних и внешних ресурсов «кот в одном сапоге» - кот потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту? «Маша и медведь», «Помоги Золушке», «Молочные проблемы кота Матроскина».
Итак, суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешение противоречии и взаимосвязях всем компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы будь то провебение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...