Дополнительные услуги
рабочая программа по логопедии
Рабочие программы по дополнительным услугам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zvukovichok_2_muksinova.docx | 56.13 КБ |
programma_kroha_muksinova_2.docx | 43.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 "СКАЗКА"
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
и допущено к работе приказом заведующего
педагогическим советом МАДОУ №1 «Сказка»
протокол № ___ от "__" ____2023г. от "___" ____ 2023г. № ____
Дополнительная образовательная программа
«Звуковичок»
Название кружка (секции, объединения)
Для детей 4-7 лет
СОСТАВИТЕЛЬ: Д.Х. Муксинова
учитель-логопед
г. Мегион
2023-2024 г.г.
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.3.Принципы формирования Программы | 4 |
1.4. Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
ΙΙ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1.Учебно-тематический план | 6 |
2.2.Календарно-тематическое планирование | 8 |
2.3.Содержание изучаемого курса 2.4. Структура логопедического занятия 2.5.График работы кружка | 10 11 13 |
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 13 |
ΙV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 15 |
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет. В связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями. Необходимо как можно раньше начать работу над развитием артикуляционного аппарата и мелкой моторики, в результате можно избежать нарушения звукопроизношения у детей. С этой целью на базе нашего детского сада функционирует дополнительная образовательная услуга «Звуковичок» для детей 4-7 лет.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является направленность на раннюю профилактику различных видов речевых нарушений.
Программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
1. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПБ :Детство - Пресс, 2003.
2. Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет через решение следующих задач:
- формирование навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формирование умения слышать отдельные звуки в словах;
- развитие слухового внимания;
- развитие мелкой и общей моторики, графических навыков;
- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий – индивидуальные.
Курс обучения рассчитан на 62 занятия с октября по май включительно. Занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
Коррекционная работа проводится в 3 этапа:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
1.3. Принципы формирования Программы
Принципы организации коррекционно-развивающей деятельности.
−принцип гуманизации педагогического процесса-обеспечение психологического комфорта детям;
−принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития ребенка;
−принцип развития - вся работа строится с учетом зоны ближайшего развития ребенка;
− принцип учета ведущей деятельности ребенка – занятия планируются в игровой форме;
− онтогенетический принцип - коррекционно-логопедическое воздействие ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе;
− коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи – основанный на последовательном усложнении речевых операций;
− активизация речевой практики-употребление различных форм речи в меняющихся условиях общения, обеспечение речевой активности детей в различных видах деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Ожидаемый результат:
- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- формируется умение выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
- формируется понимание и использование грамматических форм;
- осваиваются навыки разговорной речи;
- совершенствуется интонационная сторона речи;
- развивается артикуляционный аппарат;
- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса.
ΙΙ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование индивидуальной образовательной деятельности проводится в следующем объеме:
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Наглядные пособия, технические средства | Кол-во часов | Планируемая дата | Предварительная работа |
I Подготовительный этап | ||||||
1 | Диагностика | Выявление уровня речевого развития | Альбом для обследования звукопроизношения | 1 | Наблюдение, беседа | |
2 | Знакомство с артикуляционным аппаратом | Познакомить с органами артикуляционного аппарата посредством «Сказки о веселом Язычке» | Профиль артикуляции, ИКТ | 1 | Беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки. | |
3 | Подготовка к постановке звука | Развитие фонематического слуха | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, схема для характеристики звука | 3 | Артикуляционная гимнастика, беседа, игры. | |
II Основной этап | ||||||
4 | Постановка звука | Знакомство с положением органов артикуляционного аппарата при правильном произношении корригируемого звука. 2.Знакомство со специальным комплексом артикуляционных упражнений корригируемого звука. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, схема для характеристики звука | 10 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
5 | Автоматизация звука изолированно | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе изолированного его произношения посредством использования различных игровых ситуаций. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
6 | Автоматизация звука в слогах | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе изолированного его произношения и слогов (прямой или обратный, в зависимости от особенностей автоматизации данного звука) | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
7 | Автоматизация звука в словах | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе слогов, слов: - поставленный звук в начале слова; - поставленный звук в конце слова; - поставленный звук в середине слова; - поставленный звук в словах со стечением согласных. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
8 | Автоматизация звука в словосочетаниях | Осуществлять автоматизацию поставленного звука в словосоч | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика | |
9 | Автоматизация звука в чистоговорках | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе слов, словосочетаний, чистоговорок. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
10 | Автоматизация звука в предложениях | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе фразовой речи. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 6 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика | |
11 | Автоматизация звука в тексте | Осуществлять автоматизацию поставленного звука на этапе фразовой речи. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
12 | Автоматизация звука в связной речи | Автоматизация звука на уровне связной речи | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 4 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика | |
13 | Дифференциация звуков | Дифференциация смешиваемых звуков: -в слогах; -словах; -словосочетаниях -предложениях; -связной речи. | ИКТ, схемы, профиль артикуляции, картинки для данного звука | 6 | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие слухового внимания | |
III Заключительный этап | ||||||
14 | Введение в свободную речь | Коммуникативное развитие | Сюжетные картины, ИКТ | 7 | Развитие лексико-грамматических средств. |
Обоснованность выбора количества часов:
Продолжительность работы по коррекции звукопроизношения во многом обусловлена количеством нарушенных звуков и индивидуальными особенностями ребенка.
2.2. Календарно-тематическое планирование
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий: 62
Недели | № занятия | Тема | Планируемая дата |
Октябрь | |||
1 неделя | 1 | Диагностика | |
2 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | ||
2неделя | 3 | Подготовка к постановке звука | |
4 | Подготовка к постановке звука | ||
3неделя | 5 | Подготовка к постановке звука | |
6 | Постановка звука | ||
4 неделя | 7 | Постановка звука | |
8 | Постановка звука | ||
Ноябрь | |||
1 неделя | 9 | Постановка звука | |
10 | Постановка звука | ||
2 неделя | 11 | Постановка звука | |
12 | Постановка звука | ||
3неделя | 13 | Постановка звука | |
14 | Постановка звука | ||
4неделя | 15 | Постановка звука | |
16 | Автоматизация звука изолированно | ||
Декабрь | |||
1 неделя | 17 | Автоматизация звука изолированно | |
18 | Автоматизация звука изолированно | ||
2 неделя | 19 | Автоматизация звука изолированно | |
20 | Автоматизация звука в слогах | ||
3неделя | 21 | Автоматизация звука в слогах | |
22 | Автоматизация звука в слогах | ||
4неделя | 23 | Автоматизация в слогах | |
24 | Автоматизация звука в словах | ||
Январь | |||
2неделя | 25 | Автоматизация звука в словах | |
26 | Автоматизация звука в словах | ||
3неделя | 27 | Автоматизация звука в словах | |
28 | Автоматизация звука в словосочетаниях | ||
4 неделя | 29 | Автоматизация звука в словосочетаниях | |
30 | Автоматизация звука в словосочетаниях | ||
Февраль | |||
1 неделя | 31 | Автоматизация звука в словосочетаниях | |
32 | Автоматизация звука в чистоговорках | ||
2 неделя | 33 | Автоматизация звука в чистоговорках | |
34 | Автоматизация звука в чистоговорках | ||
3 неделя | 35 | Автоматизация звука в чистоговорках | |
36 | Автоматизация звука в предложении | ||
4 неделя | 37 | Автоматизация звука в предложении | |
38 | Автоматизация звука в предложении | ||
Март | |||
1 неделя | 39 | Автоматизация звука в предложении | |
40 | Автоматизация звука в предложении | ||
2 неделя | 41 | Автоматизация звука в предложении | |
42 | Автоматизация звука в тексте | ||
3неделя | 43 | Автоматизация звука в тексте | |
44 | Автоматизация звука в тексте | ||
4неделя | 45 | Автоматизация звука в тектсе | |
46 | Автоматизация звука в связной речи | ||
Апрель | |||
1 неделя | 47 | Автоматизация звука в связной речи | |
48 | Автоматизация звука в связной речи | ||
2 неделя | 49 | Автоматизация звука в связной речи | |
50 | Дифференциация смешиваемых звуков в слогах | ||
3 неделя | 51 | Дифференциация смешиваемых звуков в словах | |
52 | Дифференциация смешиваемых звуков в словах | ||
4 неделя | 53 | Дифференциация смешиваемых звуков в словосочетаниях | |
54 | Дифференциация смешиваемых звуков в чистоговорках | ||
Май | |||
1 неделя | 55 | Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи | |
56 | Введение в свободную речь | ||
2 неделя | 57 | Введение в свободную речь | |
58 | Введение в свободную речь | ||
3 неделя | 59 | Введение в свободную речь | |
60 | Введение в свободную речь | ||
4 неделя | 61 | Введение в свободную речь | |
62 | Введение в свободную речь |
2.3. Содержание изучаемого курса
1 этап (5 занятий)
«Диагностика». "Знакомство с артикуляционным аппаратом".
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу
2 этап (50 занятий)
Постановка звуков. Автоматизация. Дифференциация
3 этап (7 занятий)
Введение в свободную речь.
2.4.Структура логопедического занятия
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (общие, специальные упражнения, упражнения по развитию силы голоса и выдоха)
3. Объявление темы занятия
4. Постановка звука (по подражанию, от сохраненной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием)
5. Анализ артикуляции по плану:
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка (кончика, спинки, корня);
- участие голосовых складок;
- характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического восприятия – опознавание звука:
- в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам;
- в слогах;
- в предложениях;
- в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Итог занятия
Качественный анализ, заключительное проговаривание, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (специальные артикуляционные упражнения )
3. Объявление темы занятия
4. Произношение изолированного звука
5. Анализ артикуляции
6. Характеристика звука
7. Связь звука с буквой
8.Развитие фонематического слуха
9.Закепление звука в слогах.
Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах;
11. Закрепление звука в предложении.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются.
4. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
5. Характеристика звуков.
6. Связь звуков и букв.
7. Развитие фонематического слуха.
8. Дифференциация звуков в слогах.
9. Дифференциация звуков в словах.
10. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение данных звуков из слов.
11. Дифференциация звуков в тексте.
12. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической направленностью.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий. Исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов в структуру занятия логопед может вносить изменения.
2.5. График работы кружка «Звуковичок»
№ | Мероприятия | Количество дней в неделю | Время проведения | Ответственный |
1 | Логопедический кружок «Звуковичок» | 2 раза в неделю | Вторник Четверг | Муксинова Динара Хабирьяновна |
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Звуковичок» разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования и требованиями основных нормативно-правовых документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утврждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Дидактический материал
- логопедический альбом для обследования звукопроизношения и фонетико-фонематической системы речи;
- схема на дифференциацию носового и ротового дыхания;
- игры и пособия по развитию физиологического и речевого дыхания: листочки, снежинки, капельки, бабочки, мыльные пузыри, надувные шары, пузырьки и т. д.;
- комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, фотографиях;
- картинки – символы;
- набор предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков;
- набор предметных картинок по формированию слоговой структуры слова;
- картотека речевого материала по автоматизации, дифференциации звуков и формированию слоговой структуры слова;
- сюжетные картинки по формированию произносительных навыков и умений в самостоятельной речи;
- альбомы, дидактические игры, учебные пособия с речевыми упражнениями, скороговорками, чистоговорками, стихами и рассказами;
- алгоритмы, схемы к проведению звукослогового анализа и синтеза;
- игрушки и муляжи по корригируемым звукам.
IV.Список литературы
- Программы воспитания и обучения в детском саду. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
- Волина ВВ. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1985.
- Крупенчукк О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. -32 ч.: ил.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988.
- Мышковская М. Азбука. - Рига: Рия, 1995.
- Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. -Ярославль: Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "Ш", "Ж". -Ярославль: Академия развития, 1996.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
- Программа "Развитие"- Москва, "Новая школа", 1994г.
- Программа "Развитие". (Основные положения). - М.: Просвещение, 1984 г.
- Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Российская Академия образования, Ассоциация "Профессиональное образование". - М., 1994.
- Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. ФА. Сохина. -М.: Просвещение, 1979.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1988.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. - М.: Просвещение, 1994.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение, 1981.
- Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Просвещение, 1982.
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Звуковичок»Страница
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 "СКАЗКА"
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
и допущено к работе приказом заведующего
педагогическим советом МАДОУ №1 «Сказка»
протокол № ___ от "__" ____2015г. от "___" ____ 2015г. № ____
Дополнительная образовательная программа
«Кроха»
Название кружка (секции, объединения)
Для детей 1-3 лет
СОСТАВИТЕЛЬ: Д.Х. Муксинова
учитель-логопед
г. Мегион
2015-2016 г.г.
I. Пояснительная записка
Ранний возраст — время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли М. Ю. Кистяковская, М. Г. Рысс, К. Д. Губерт, Р. Г. Сорочек, 3. В. Уварова, М. М. Кольцова, Г. Л. Ро-зенгарт-Пупко, Н. Ф. Ладыгина, С. М. Кривина, Т. С. Ба-баджан, Г. В. Лямина, И. М. Кононова, Э. Л. Фрухт, Р. В. Тонкова-Ямпольская, О. Л. Печора, Г. В. Пан-тюхина, Л. Г. Голубева, Е. И. Радина, А. М. Фонарев, Л. И. Каплан, Л. Н. Павлова, С. Н. Теплюк, Э. Г. Пилюгина, В. В. Гербова, Е. В. Зворыгина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. Педагогическая наука в этой области развивалась, опираясь на материалы исследований известных отечественных психологов: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера, А. Н. Люблинской, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, А. В. Петровского, О. М. Дьяченко, Л. Ф. Обуховой и др.
Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности периода раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей и даже некоторых специалистов. Именно поэтому на базе нашего детского сада начала функционировать дополнительная образовательная услуга «Кроха» для детей от 1 до 3 лет.
Цель программы – комплексное развитие и воспитание детей в возрасте до трёх лет.
В задачи программы входит:
- развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;
- построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;
- развитие таких качеств личности, как любознательность, самостоятельность, инициативность;
Технология программы включает:
Построение образовательного процесса ориентировано на обеспечение условий для физического развития ребёнка. Формы работы с детьми и содержание основных направлений образовательной деятельности направлены на развитие познавательных и сенсорных способностей, коммуникативных и игровых умений и навыков с учетом закономерностей развития ребёнка.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий – индивидуальные.
Курс обучения рассчитан на 56 занятия с октября по май включительно. Занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
В результате освоения программы дети:
- научатся выполнять действия с разными предметами, собирать пирамидку разной величины, составлять целое из четырех частей; сравнивать и группировать однородные предметы;
- освоят навыки элементарного ухода за собой, основные физические упражнения (прыжки, бег, катание, лазанье);
- приобретут умения сооружать элементарные постройки по образцу и самостоятельно; различать цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны;
- научатся общаться со сверстниками, пользоваться речью как средством коммуникации (отвечать на вопросы, подражать звукам, запоминать короткие стихи);
Раннее обучение должно быть в радость не только родителям, но и ребенку, программа «Кроха» закладывает основной фундамент полноценного развития малыша и успешность дальнейшего освоения дошкольной программы.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Наглядные пособия, технические средства | Кол-во часов | Планируемая дата | Предварительная работа | ||
I период | ||||||||
1 | Диагностика Неречевые и речевые звуки. Понятие громко-тихо. | Выявление уровня развития. Развитие слухового внимания и контроля. | Альбом Иншаковой, пирамидка, вкладыши и т.д. | 1 | 6.10 | Беседа с родителями, воспитателями. Прослушивание звуков. | ||
2 | Сказка о веселом язычке | Знакомство с органами артикуляции | ИКТ, гимнастика в картинках | 2 | 8.10 13.10 | Разглядывание картинок | ||
3 | Фрукты. Звук А. Круг. | Развитие фонематического слуха, речевого дыхания. Знакомство с геометрическими фигурами | ИКТ, лягушка, кукла, дырокол | 3 | 15.10 20.10 22.10 | Артикуляционная гимнастика, упражнения для пальцев | ||
4 | Овощи. Звук О. Круг. | Закреплять знания об окружающем мире, коммуникативное развитие. | Муляжи овощей, картинки овощей, ИКТ | 3 | 27.10 29.10 3.11 | Артикуляционная гимнастика, упражнения для пальцев | ||
5 | Осень. Звук У. Квадрат. | Закрепить знания о геометрических фигурах. Уточнение произношения звука у. Развитие речи. | Картинки, профиль артикуляции, ИКТ. | 3 | 5.11 10.11 12.11 | Артикуляционная гимнастика, упражнения для пальцев | ||
6 | Игрушки. Звук И. Квадрат. | Повторение пройденного материала. Развитие звукопроизношения. | Картинки, профиль артикуляции, ИКТ. Игрушки. | 3 | 17.11 19.11 24.11 | Упражнения на развитие силы голоса. Артикуляционная гимнастика, упражнения для пальцев. | ||
II период | ||||||||
7 | Домашние животные. Звук М. Треугольник | Закрепить знания о геометрических фигурах. | Шнуровка, ИКТ, профиль артикуляции, лягушка, вентилятор, муляж животных | 3 | 26.11 3.12 8.12 | Упражнения на развитие силы голоса. Артикуляционная гимнастика, упражнения для пальцев. | ||
8 | Логоритмика | Развитие синхронности движений с речью | Песни Е. Железняковой | 3 | 10.12 15.12 17.12 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
9 | Домашние птицы. Звук К. Сравнение геометрических фигур | Развитие мышления, активизация словаря, развитие речи, мелкой моторики. | ИКТ, паровозик, вкладыши. | 3 | 22.12 24.12 29.12 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
10 | Дикие животные. Звук В. Красный цвет. | Повторение пройденного материала. Сенсорное развитие. | Картинки, ИКТ, красный картон. | 3 | 12.01 14.01 19.01 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
11 | Зима. Звук Х. Синий цвет. | Развитие зрительного восприятия. | Картинки, ИКТ, поезд, синий картон. | 3 | 21.01 26.01 28.01 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
12 | Дом. Звук Д. Зеленый цвет. | Развитие зрительного восприятия. | Картинки, ИКТ, поезд, зеленый картон. | 3 | 2.02 4.02 9.02 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
13 | Семья. Звук Б. Желтый цвет. | Развитие зрительного восприятия. Обогащение словаря, развитие речи. | Картинки, ИКТ, поезд, зеленый картон. | 3 | 11.02 16.02 18.02 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
III период | ||||||||
14 | Человек. Звук Г. Сравнение цветов. | Развитие зрительного восприятия. Обогащение словаря, развитие речи. | Картинки, ИКТ, поезд, крышки, деревья, поезд. | 4 | 1.03 3.03 9.03 10.03 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
15 | Одежда. Звук Т. Понятие вес | Развитие тактильных ощущений. | Мешочки разного веса, ИКТ, игрушки, одежда для кукол. | 4 | 15.03 17.03 22.03 24.03 | Гимнастика пальчиковая, артикуляционная. | ||
16 | Весна. Звук Н. Много-один. | Развитие тактильных ощущений. Развитие речи. | ИКТ, картинки, песок, вода. | 3 | 5.04 7.04 12.04 | Упражнения для дыхания, самомассаж. | ||
17 | Посуда и продукты. Звук П. Понятия большой-маленький. | Развитие речи, развитие речевого дыхания. | Посуда, ИКТ, стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». | 3 | 14.04 19.04 21.04 | Упражнения для дыхания, самомассаж. | ||
18 | Транспорт. Звук Ф. Развитие общей моторики. | Развитие речи, развитие речевого дыхания. Развитие лексико-грамматического строя. | потешка «На лошадке ухали…» И. Токмаковой, профиль артикуляции, ИКТ. | 3 | 26.04 28.04 17.05 | Ходьба по ребристым дорожкам, Е. Железнова «Едет, едет паровоз…» | ||
19 | Звук С. Повторение пройденного материала. Диагностика | Развитие речи, развитие речевого дыхания. Развитие лексико-грамматического строя. | ИКТ, лягушка, цветовое панно, игрушки, картинки, шнуровки. | 3 | 19.05 24.05 26.05 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика |
III. Календарно-тематическое планирование
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий: 56
Недели | № занятия | Тема | Планируемая дата |
Октябрь | |||
1 неделя | 1 | Диагностика. Неречевые и речевые звуки. Понятие громко-тихо. | 6.10 |
2 | Сказка о веселом язычке. | 8.10 | |
2неделя | 3 | Сказка о веселом язычке. | 13.10 |
4 | Фрукты. Звук А. Круг. | 15.10 | |
3неделя | 5 | Фрукты. Звук А. Круг. | 20.10 |
6 | Фрукты. Звук А. Круг. | 22.10 | |
4 неделя | 7 | Овощи. Звук О. Круг. | 27.10 |
8 | Овощи. Звук О. Круг. | 29.10 | |
Ноябрь | |||
1 неделя | 9 | Овощи. Звук О. Круг. | 3.11 |
10 | Осень. Звук У. Квадрат. | 5.11 | |
2 неделя | 11 | Осень. Звук У. Квадрат. | 10.11 |
12 | Осень. Звук У. Квадрат. | 12.11 | |
3неделя | 13 | Игрушки. Звук И. Квадрат. | 17.11 |
14 | Игрушки. Звук И. Квадрат. | 19.11 | |
4неделя | 15 | Игрушки. Звук И. Квадрат. | 24.11 |
16 | Домашние животные. Звук М. Треугольник | 26.11 | |
Декабрь | |||
1 неделя | 17 | Домашние животные. Звук М. Треугольник | 3.12 |
18 | Домашние животные. Звук М. Треугольник | 8.12 | |
2 неделя | 19 | Логоритмика | 10.12 |
20 | Логоритмика | 15.12 | |
3неделя | 21 | Логоритмика | 17.12 |
22 | Домашние птицы. Звук К. Сравнение геометрических фигур | 22.12 | |
4неделя | 23 | Домашние птицы. Звук К. Сравнение геометрических фигур | 24.12 |
24 | Домашние птицы. Звук К. Сравнение геометрических фигур | 29.12 | |
Январь | |||
2неделя | 25 | Дикие животные. Звук В. Красный цвет. | 12.01 |
26 | Дикие животные. Звук В. Красный цвет. | 14.01 | |
3неделя | 27 | Дикие животные. Звук В. Красный цвет. | 19.01 |
28 | Зима. Звук Х. Синий цвет. | 21.01 | |
4 неделя | 29 | Зима. Звук Х. Синий цвет. | 26.01 |
30 | Зима. Звук Х. Синий цвет. | 28.01 | |
Февраль | |||
1 неделя | 31 | Дом. Звук Д. Зеленый цвет | 2.02 |
32 | Дом. Звук Д. Зеленый цвет | 4.02 | |
2 неделя | 33 | Дом. Звук Д. Зеленый цвет | 9.02 |
34 | Семья. Звук Б. Желтый цвет. | 11.02 | |
3 неделя | 35 | Семья. Звук Б. Желтый цвет. | 16.02 |
36 | Семья. Звук Б. Желтый цвет. | 18.02 | |
Март | |||
1 неделя | 37 | Человек. Звук Г. Сравнение цветов. | 1.03 |
38 | Человек. Звук Г. Сравнение цветов. | 3.03 | |
2 неделя | 39 | Человек. Звук Г. Сравнение цветов. | 9.03 |
40 | Человек. Звук Г. Сравнение цветов. | 10.03 | |
3неделя | 41 | Одежда. Звук Т. Понятие вес. | 15.03 |
42 | Одежда. Звук Т. Понятие вес. | 17.03 | |
4неделя | 43 | Одежда. Звук Т. Понятие вес. | 22.03 |
44 | Одежда. Звук Т. Понятие вес. | 24.03 | |
Апрель | |||
1 неделя | 45 | Весна. Звук Н. Много-один. | 5.04 |
46 | Весна. Звук Н. Много-один. | 7.04 | |
2 неделя | 47 | Весна. Звук Н. Много-один. | 12.04 |
48 | Посуда и продукты. Звук П. Понятия большой-маленький. | 14.04 | |
3 неделя | 49 | Посуда и продукты. Звук П. Понятия большой-маленький. | 19.04 |
50 | Посуда и продукты. Звук П. Понятия большой-маленький. | 21.04 | |
4 неделя | 51 | Транспорт. Звук Ф. Развитие общей моторики. | 26.04 |
52 | Транспорт. Звук Ф. Развитие общей моторики. | 28.04 | |
Май | |||
3 неделя | 53 | Транспорт. Звук Ф. Развитие общей моторики. | 17.05 |
54 | Звук С. Повторение пройденного материала. Диагностика | 19.05 | |
4 неделя | 55 | Звук С. Повторение пройденного материала. Диагностика | 24.05 |
56 | Звук С. Повторение пройденного материала. Диагностика | 26.05 |
IV. Содержание изучаемого курса
I период (15 занятий)
1.Артикуляционная гимнастика. Упр. «Птенчики», «Окошко».
2. Пальчиковая гимнастика. Упр. «Этот пальчик…», «Поварята».
3. Развитие фонематического слуха. Узнавание неречевых звуков. Пальчиковая гимнастика. Упр. «Однажды хозяйка…»
3. Упражнение на развитие фонематического слуха. «Угадай, на чём играю».
4. Упражнения на развитие речевого дыхания. Упр. «Буква О», «Загоним мяч в ворота», «Посадим бабочку на цветок».
5. Самомассаж ушных раковин «Поиграем с ушками»
6. Игра «Угадай, кто кричит» (с использо-ванием ИКТ) Е. Железнова «Купаются утята…» (аэробика)
II период (21 занятие)
1. Артикуляционная гимнастика. «Спрячь язык», «Пароход гудит», «Киска сердится».
2. Пальчиковая гимнастика. Упр. «Уточка»
3. Упражнение на развитие фонематического слуха. «Кто как кричит?»
4. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Птицеферма»
5.Развитие силы и высоты голоса. Упр. «Тихо-громко»
6. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Птичий двор»
7. Ритмопластика. Упр. «Идём по глубокому снегу», «Лыжники», «Катаемся на коньках», «Погреемся»
8. Гимнастика для глаз «Снегопад» (с использованием ИКТ)
III период (20 занятий)
1.Артикуляционная гимнастика. Упр. «Толстячки – Худышки», «Надуем пузырь»
2. Пальчиковая гимнастика. Упр. «Пальчик, пальчик, где ты был?»
3. Формирование лексико-грамматического строя речи. Игра «Ответь на вопросы». Практическое употребление в речи предлога на.
4. Обогащение словаря по теме. «Кто выше, кто ниже». Усвоение понятий выше - ниже.
5. Развитие речевого дыхания . Упр. «Погрей ладошки» . Самомассаж губ и языка. Упр. «Смешная песенка», «Спрячь губки», «Накажем непослушный язычок»
6. Игра «Звуки окружающего мира» (с использование ИКТ)
V. Методическое обеспечение
№ | Авторы | Название |
1. | Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Зворыгина Е.В. | «Кроха: Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» |
2. | Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Зворыгина Е.В. | «Кроха: пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет» |
3. | Зворыгина Е.В. | «Кроха: Я играю» |
4. | Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. | «Кроха: Играем с малышами» |
5. | Коробова М.В., Белоусова Р.Ю. | «Кроха: Малыш в мире природы» |
6. | Кочетова Н.П. | «Кроха: Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» |
7. | Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Зворыгина Е.В. | «Кроха: пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет» |
8. | Зворыгина Е.В. | «Кроха: Я играю» |
9. | Лайзане С.Я. | «Физическая культура для малышей» |
10 | Пономарев С.А. | «Растите малышей здоровыми» |
11 | Николаева С.Н. | «Место игры в экологическом образовании дошкольников» |
12 | Терентьева Е.Ф. | «Экологическое воспитание дошкольников» |
13 | Гербова В.В. | «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет» |
14 | Тихеева Е.И. | «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» |
15 | Григорьева Г.Г. | «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» |
16 | Комарова Т.С. | «Обучение детей технике рисования» |
18 | Куцакова Л.В. | «Конструирование и ручной труд в детском саду» |
Список литературы
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- В.В.Гербова., Р.Г.Казакова., И.М. Кононова., Г.М.Лямина., С.Н.Теплюк. Воспитание и развитие детей раннего возраста . – М.: «Просвещение».
- М.А.Васильева, В.В.Гербова. «Программа воспитания и обучения в детском саду».
- Программа «Кроха» Г.Григорьева, Д.Сергеева, Н.Кочетова, И.Чиркова.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Трубова Т.В. «Кроха» (Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет).
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет».
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Творю, строю, мастерю» (развитие конструктивного праксиса от 0 до 3 лет).
- Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
- Е.А.Бондаренко «Развивающие игры для детей от года до трех лет»
- Э.Г.Пилюгина «Сенсорные способности малыша»
- А.Н.Давидчук, И.Н.Ивашко «Планирование образовательной работы в ДОУ» (1 – 3 года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ. ...
Положение по платным дополнительным услугам
Локальные акты...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Дополнительные услуги. "Комната- доктор"
Пояснительная записка Рабочая учебная программа дополнительных образовательных услуг учебного курса «Комната-доктор» (психолого-логопедические заня...
Больше дополнительных услуг – больше возможностей для развития детей в детском саду
Возросшая динамика жизни, большие умственные и физические нагрузки современных дошкольников, ухудшение их здоровья и родительский спрос вызвали необходимость организации дополнительных образовательных...
Программа по организации дополнительных услуг.
Программапо организации дополнительных услуг. Кружок«Пластилиновые узоры»(старшая группа)на 2013 – 2014 учебный год....