Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Постановка звука [ш]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Индивидуальное логопедическое занятия для постановки звука [ш]. Основной целью занятия является формирование правильного произношения звука [ш]. Занятие направлено на развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. Чтобы вызвать изолированное произношение звука [ш], были использованы игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», «Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово».
На занятии было использовано следующее оборудование: профиль артикуляции звука [ш], настольное зеркало, карточки с изображением змей, игрушка «ветерок», картинки с разными животными (заяц, волк, кабан, змея, еж, белка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_sh.docx | 149.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Канский детский сад»
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Постановка звука [ш]»
Составила учитель-логопед: Попова С.В.
с. Усть-Кан, 2019 г.
Возраст: 5 лет
Тема: Звук [ш].
Этап: постановка звука [ш].
Цель: формировать правильное произношение звука [ш].
Оборудование: профиль артикуляции звука [ш], настольное зеркало, карточки с изображением змей, «ветерок», картинки с разными животными (заяц, волк, кабан, змея, еж, белка).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику, через артикуляционную гимнастику для губ и языка.
- Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры «ветерок».
- Вызвать изолированное произношение звука [ш], через игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», «Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово».
- Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук [ш]».
Коррекционно-воспитательные:
Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий.
Коррекционно-образовательные:
Уточнение акустического и произносительного образа звука [ш].
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Какое у тебя сейчас настроение?
Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!
- Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие…
Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
2. Постановка цели занятия.
Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!
1. «Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
2. «Маляр»
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
3. «Вкусное варенье»
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья - объеденья!
4. «Грибок»
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
5. «Качели»
Вот веселые качели -
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
6. «Лошадка»
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
7. «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели
Язычок мы к носу тянем
Чашку с чаем представляем.
Логопед: Всё мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!
4.Развитие речевого дыхания:
Логопед:
Давай поиграем с метёлочками. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Логопед дует на бумажные полоски, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!
5. Постановка звука:
А. Постановка звука [ш] с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука [ш]
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за ольвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».
- Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука).
- Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!
5. Изолированное произношение звука [ш]
Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.
Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: заяц, волк, змея (ш-ш-ш-ш), еж, кабана, змея (ш-ш-ш-ш), белка, змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
- Игра «Шумит лес»
Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
- Игра « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(апка), Ш....(убка), Ш...(танга), Ш...(каф) и т.д.
6. Работа по формированию фонематического слуха:
Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [ш]. Готов? Слушай внимательно.
Слоги:
ТА-ША-ЛА-НА
ПО-РО-ШО-СО
МЕ-ШЕ-ГЕ-СЕ
ШУ-ТУ-ДУ-ВУ
СЫ-ПЫ-ШЫ-ЗЫ
НЭ-ПЭ-КЭ-ШЭ
Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .
« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».
7. Развитие мелкой моторики
А сейчас я предлагаю тебе поиграть со змейками. Проведи пальчиком дорожку от одной змейке к другой, произнося при этом звук [ш].
Молодец!
А теперь следующее задание возьми карандаш и проведи дорожки змейкам.
Молодец и с этим заданием ты тоже справился.
8. Домашнее задание.
Логопед: Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня делали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Как шипит змея».
9. Итог.
1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?
2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику: Звук [ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).
- Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» для детей 6 – 7 лет
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:«Постановка звука [Л]».Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции....
Конспект индивидуального логопедического занятия при дизартрии “Постановка звука [С]”.
Конспект индивидуального логопедического занятия при дизартрии “Постановка звука [С]”....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]»...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Постановка звука [Т]"
Данный конспект разработан для ребёнка старшей группы. Все задачи реализуются через игровые моменты. В конспекте учитывается смена видов деятельности для того, чтобы ребёнок не уставал на занятии....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука Р в изолированной позиции, в прямых и обратных слогах "Логопедическая сказка о том, как Мимимишки поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р"
Речевое заключение: ФНР: дислалия. Мономорфное нарушение звукопроизношения. Параротацизм....