Логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Орлова Надежда Алексеевна

Логопедическое занятие

с детьми подготовительной группы с ФНР в условиях логопункта

«Мы идем сегодня в цирк»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

с детьми подготовительной группы с ФНР в условиях логопункта

«Мы идем сегодня в цирк»

                                                       Подготовила и провела:

                                                         учитель-логопед МБДОУ

                                                                   «Атяшевский детский сад №2»

                                                            Орлова Надежда Алексеевна

Этап: Автоматизация звука Р в слогах, словах, чистоговорках

Тема: Звук Р в слогах, словах, чистоговорках

Задачи

1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять знания детей о механизме образования звука Р;

- закреплять умение определять наличие и место звука Р в словах;

- уточнить акустико-артикуляционный образ звука Р;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать голос, дыхание;

-упражнять в правильном произнесении звука Р в слогах, словах, чистоговорках;

- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий;

- развивать восприятие, память;

3. Воспитательные:

- формировать интерес к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью;

4. Здоровьесберегающие:

- способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

- снять усталость и напряжение;

Предварительная работа:

 c  родителями: 

-подбор речевого материала на автоматизацию звука Р в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, коротких стихах и связных текстах.

 с  воспитателями: 

- беседа  с детьми о профессиях людей;

с  логопедом: 

- упражнения на развитие дыхания;

- на выработку целенаправленной воздушной струи;

- артикуляции (укрепление мышц языка и губ, подъема языка;

- постановка звука[р];

- автоматизация изолированного звука («Собери картинку»)

- автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, коротких стихах и связных текстах;

 - упражнения на развитие фонематического слуха ( «Улови звук»);

- упражнения на совершенствование звукового анализа  («Определи место звука в слове») ;

- упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи (игра «Большой-маленький»);

- упражнения на развитие мелкой моторики ;

Словарная работа: дрессировщик, барабанщик, трубач, гармонист, оркестр, пианист, гитарист, балалаечник, жонглеры, канатоходцы, фокусник, воздушные гимнасты, акробаты.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический; художественное слово, дидактические игры и упражнения: «Сложи картинку», «Звуковая дорожка»,  «Большой – маленький», «Определи место звука в слове».

Оборудование: индивидуальные зеркала, разрезная картинка «Машина», карточки с цифрами 1,2.3,4,5, предметные картинки на звук Р, три тумбы со схемами определения места звука в слове, синий кружок с колокольчиком, большая и маленькие шляпы для фокусника и фокусников, аудиозапись «Цирковой оркестр», мультимедийная презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент: создание эмоционально-положительного настроя, доброжелательной обстановки.

Логопед. Здравствуйте, мои дорогие ребята и уважаемые педагоги! Сегодня вы пришли на логопедическое занятие.

Начать наше занятие я хочу с пожелания для вас:

Говори всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори,

И, конечно, не спеши!

Логопед. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Слушайте внимательно:

- Приходить туда мы рады утром, вечером и днём,

  Тигры, клоун, акробаты выступают в доме том.

Логопед. Как вы думаете, что это? (Цирк).

- Сегодня нас ждёт интересное представление в цирке и встреча с нашим знакомым звуком [р].

- Вы были когда-нибудь в цирке? Кто там выступает? Назовите.

(Артисты-силачи, жонглеры, акробаты, клоуны, канатоходцы, воздушные гимнасты, фокусники  и др.)

2. Артикуляционная гимнастика

- Давайте  пока представим, что на цирковой арене выступает   кто?  - клоун, а вы -зрители, конечно, широко улыбаетесь.

- Возьмите ваши зеркальца и выполним артикуляционное  упражнение «Улыбка»

- А сейчас наши язычки превратятся в кого? -  воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели» (счет до 10)

- А сейчас кто на арене цирка? Барабанщики.

Упражнение «Барабанщик» (дети выполняют упр. медленно, быстро, сильно)

- А сейчас выступают кто? - цирковые лошади. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

- Наездники погоняют своих лошадок, а лошадки фыркают

Упражнение «Фырканье»

- Вот мы и вспомнили некоторые цирковые номера и заодно подготовили наши язычки к работе.

- Положите зеркала на стол.

- Итак, ребята, мы отправляемся в цирк.

- На чем же мы поедем?

 3. Развитие мелкой моторики и произнесение изолированного звука Р

Логопед. Перед вами на столе лежат разрезные картинки. Соберите их.

- На каком транспорте мы поедем в цирк(На машине).

- Заводим мотор, «поехали»: Р-Р-Р.

- А сейчас я  хочу послушать как у каждого работает мотор.

- У всех ли он исправен?

4. Анализ артикуляции

Логопед. Давайте проверим, правильно ли у вас работают губы, язык, когда вы произносите звук [р]. Возьмите зеркала.

- Что делают  губы? (В улыбке). Они очень сильно растянуты, находятся под напряжением. Потому что звук Р самый трудный звук.

- Открыт или закрыт рот? (Приоткрыт).

- Где находится кончик языка? (Поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит).

- Как нужно дуть на язык, чтобы правильно произнести звук Р? (сильно)

- Покажите, как мы научились делать сильную воздушную струю.

Логопед. Молодцы! Вспомнили, как правильно нужно произносить звук [р]. А теперь с правильной артикуляцией произнесите его еще раз.

5. Характеристика звука

Логопед. Вспомните какой звук [р]? (гласный или согласный).

- Правильно, согласный, потому что язычок создаёт преграду воздуху.

- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Назовите мягкий звук [Рь].

-Звонкий или глухой? (Звонкий).

- Произносится голосом, «горлышко» работает,  если приложить к горлу ладонь.

- Вот таким символом мы обозначим звук Р – синий кружок с колокольчиком сверху.

6. Развитие фонематического слуха «Улови звук»

Логопед. Вот мы и приехали в цирк. Представление начинается.

- Я предлагаю вам самим стать цирковыми артистами.

-Громко играет цирковой оркестр. Кто мне скажет, что такое оркестр?

- Сейчас я буду показывать и называть музыкальные инструменты, вы хлопнете в ладоши на то слово-музыкальный инструмент в названии которого есть звук Р: барабан, гитара, балалайка, труба, пианино, тромбон, гармошка, рояль.

-Но кто же на них играет?

- Как называется музыкант, который играет на барабане?

- На трубе? (Трубач). На гармошке? (Гармонист). На гитаре? (Гитарист).

На барабане? (барабанщик). На балалайке? (балалаечник).

7. Физминутка

Логопед.

- Устали? 

- Да, в слогах и словах звук [р] произносить сложно.

- А теперь мы немного разомнемся, вставайте (дети выходят вперед, встают в шахматном порядке).  Давайте представим, как будто мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, опускаем; затем левой, опускаем; а теперь поднимаем штангу двумя руками, опускаем.  После такой нагрузки надо расслабиться.

 Сделаем небольшой, но очень полезный массаж (стоя)

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

- А теперь разомнем наши пальчики

Комплекс «Разминка» с мячиками Су-Джок (сидя)

Мячик сильно пожимаю и ладошку поменяю
«Здравствуй, мой любимый мячик!» — скажет утром каждый пальчик.

По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу; вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец (поменять ладошку)
Мячи пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю.

Поиграю я в футбол и в ладошку забью гол.

(Положите мячик на правую ладошку. Прижмите левой.)

Сверху левой, снизу правой – я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь – сверху правая теперь!
(катаем)

8.Закрепление произношения звука в слогах

- Посмотрите, на арену вышли кто? -  собачки.

- В цирке выступают какие собачки? (дрессированные)

- Для вас они приготовили задание.

- Буду показывать карточки с цифрами и называть разные слоги, а вы их произносить и отхлопывать столько раз, какое число покажет карточка.

- Слог ТРА. Показываю цифру 4. Сколько раз надо произнести слог ТРА? (4).

- Слог ДРУ. Показываю цифру 3. Произнесите.

- Слог БРО. Показываю цифру 1.

- Слог РА. Показываю цифру 5.

- Слог РУ. Показываю цифру 2.

- Произнесите слог ДРА вместе, хором.

9. Развитие навыков словообразования

- Приготовились работать дальше.

- На арене цирка кто? – фокусник. Что делает фокусник на сцене?

- А не хотите сами стать фокусниками?

- Перед вами лежат маленькие шляпки фокусников. Наденьте их на голову.

- Вот и стали вы маленькими фокусниками.

- А я надену большую шляпу фокусника и стану большим фокусником.

- Поиграем в игру «Большой-маленький». Я называю большой предмет, а вы превратите его в маленький (называются окружающие предметы).

(Оценка речи детей в ходе игры)

10. Развитие звукового анализа

Логопед. Представление продолжается. На арену выходит Львёнок Рыжик. Рыжик умеет находить место звука [р] в словах.

-А где может находиться звук Р в словах?( в начале, в середине, в конце).

- Перед вами три тумбы со схемами, где звук Р звучит в словах в начале (1), середине (2), в конце(3).

- Илья, ты будешь выполнять роль Рыжика, а ты Таня - роль дрессировщицы. Ты будешь показывать картинку, а Рыжик будет определять на каком месте находится звук [р]. Если звук [р] в начале слова Рыжик встанет на первую тумбу, если в середине - на вторую, а если в конце слова - на третью тумбу. (схемы)

- Дрессировщица,  показывай картинку Рыжику, произнеси слово так, чтобы узнать, где находится звук [р], выделяй  четко голосом.

(2, 3 картинки называет дрессировщица, остальные называют дети)

(Действия Львенка оценивают дети)

11. Закрепление звука в самостоятельной речи

Логопед. Ребята, наше представление заканчивается.

- Я прошу вас встать и выйти вперед.

- Давайте вместе произнесём весёлые чистоговорки.

- Сначала я, потом вы (отраженное проговаривание).

Ра-Ра-Ра - радуется детвора!

Ры-Ры-Ры - шары в руках у детворы.

Ру-Ру-Ру - в цирке тигры, кенгуру,

Ра-Ра-Ра - до свидания, детвора!

Ра-Ра-Ра - артистам отдыхать пора.

12. Итог занятия

— Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

— Вам понравилось занятие?

— Что было особенно трудно для вас  на занятии?

— Что было интересно на занятии?

13. Оценка работы детей на занятии

— Ребята, сегодня мы побывали в цирке. Поучаствовали в цирковом представлении, а самое главное, что вы старались четко, ясно произносить звук [р]. И я хочу сказать вам, ребята,  большое спасибо. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...