Формы работы с родителями детей коррекционной группы
консультация по логопедии (старшая группа)
Взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_roditelyami_detey_korrekts._gr.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы
с родителями детей коррекционной группы
(Выступление с докладом на педсовете)
Составила и провела:
учитель – логопед первой категории
Мартынова Т.Л.
Формы работы с родителями детей коррекционной группы
Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где логопед и родители действуют сообща.
Все мы прекрасно понимаем, что родители оказывают большое влияние на развитие ребенка в целом и, в частности, на развитие речи. Мама — это лучший педагог, психолог и логопед, так как может осуществлять обучение малыша непрерывно и ежедневно. Чаще родители не знают, как и что делать. Поэтому так важна тесная работа с семьей, особенно, если у малыша выявлены какие-либо проблемы.
Правильно организованная совместная работа поможет оптимизировать коррекционный процесс. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.
Положительное отношение родителей к занятиям и поощрение успехов малыша мотивируют его к деятельности и вырабатывают желание у ребенка заниматься с логопедом.
Важное направление коррекционной работы с дошкольниками - это ранняя диагностика и исправление нарушений речи, а также профилактика речевых расстройств и подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционных мероприятий во многом определяется тем, как четко организованна преемственность в работе логопеда и семьи. Ни одна педагогическая система не сможет быть в полной мере эффективной, если не задействована работа семьи.
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Задачи:
1. сформировать у родителей желание помогать ребенку;
2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
3. повышение уровня педагогической компетенции родителей;
4. информационная и дидактическая поддержка семьи.
Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные. Это повысит их эффективность, так как часто родители не понимают сути заданий и выполняют их неправильно.
Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.
- Беседы с родителями логопед проводит ещё при отборе детей в специализированные группы ещё весной. Он объясняет, почему их детям необходима логопедическая помощь. Основная же работа с родителями начинается с начала учебного года. Беседы-консультации являются основной формой индивидуальной работы с родителями обучающихся дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и направлены на оказание конкретной помощи.
- Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
Наиболее интересными и познавательными для родителей являются родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме: педагогический ринг « Мальчишки и девчонки, а также их родители…»; ток-шоу, «Почему ребенку нужна игра?» и т.д. Такая форма дает эффект обратной связи между педагогом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей. Групповые собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей. Также родители могут увидеть работу логопеда, получить теоретические и практические знания в области коррекционной работы.
- Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, полезно проводить семинары-практикумы, такие как “Контрольная для родителей”, “Знаете ли вы своего ребенка?”.
Давно известно, что влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребёнка создают необходимые условия для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.
4. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
- Нетрадиционна форма работы с родителями, – фронтальные открытые занятия.
- Анкетирование родителей.
- Оформление специальных стендов по вопросам исправления нарушений речи, закрепление поставленных звуков в различных текстах, методические рекомендации по коррекции психического развития детей.
Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов работающих с детьми, участвуя в жизни детского сада.
Таким образом, при участие родителей в коррекционной работе; у них появляется удовлетворенность работой, повышается их педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей. В результате взаимодействия педагогов с родителями наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей.
Литература:
1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.
2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс,2008.
3. интернет источник http://www.o-detstve.ru - статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» Татарникова Лидия Петровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план взаимодействия с родителями детей средней группы на год (с использованием современных форм сотрудничества)
Перспективный план взаимодействия с родителями детей средней группы(с использованием современных форм сотрудничества)...
Нетрадиционные формы работы с родителями детей логопедической группы.
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства Применение традиционных и новых (с привлечением иннов...
Конспект комплексного занятия детей совместно с родителями в коррекционной группе тема: «Весёлый теремок»
Конспект комплексного занятия детей совместно с родителями в коррекционной группе тема: «Весёлый теремок» Цель: Формировать у детей интерес к играм драматизациям.Задачи:· Закрепление ...
Сценарий совместного досуга для детей коррекционной группы и их родителей на тему "Путешествие за лекарственными растениями", в рамках проекта "Лекарственные растения"
Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...
Консультационный центр для родителей и детей коррекционной группы для детей с ЗПР
В нашей группе создан Консультационный центр для родителей. Ведь для наших детей с ОВЗ, имеющих проблемы в развитии и нуждающихся в коррекции психических процессов и личностной сферы, огромную ро...
Развлечение (досуг) для детей коррекционной группы и родителей "В лес по грибы"
Участники: дети, родители, воспитатели и специалисты группы.Цель: повысить уровень компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.Задачи:Учить родителей...
Методические рекомендации для родителей детей посещающих группы коррекционной направленности
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе воспитателей и родителей....