Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек | 227.6 КБ |
Предварительный просмотр:
В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта — общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из-за сопутствующей речевой патологии — ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики), а также высших психических функций (восприятия памяти, мышления, внимания). Недоразвитие этих психических процессов препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности, проявляющейся прежде всего в ограниченном объеме зрительного и слухового восприятия, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала. Нарушенное внимание препятствует выполнению заданий на основе словесной инструкции. Отстают дети и в развитии мыслительных операций. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, их суждения и умозаключения бедны, часто логически не связаны друг с другом.
Нарушения указанных психических процессов не только снижают эффективность коррекции лексико-грамматических компонентов речи при ОНР, но и замедляют процесс устранения дефектов звукопро-изношения на этапе автоматизации при дизартрии. Поскольку речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, при таких патологических проявлениях должна осуществляться комплексная программа логопедического воздействия, включающая не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических функций: внимания, памяти, мышления.
Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хочется поделится с коллегами эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации на основе мнемотехники, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Процесс запоминания делится на четыре этапа:
• кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние "связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы — инструмент для запоминания.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации — наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей смысловой значимости для рассказа поможет ребенку в обогащении связного высказывания. При необходимости точного повторения, например стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Именно эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков и развивать память через приемы опосредованного запоминания.
Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Ниже приведены примеры мнемодорожек.
Автоматизация свистящих звуков
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог —
Весь до ниточки промок.
А. Барто
Автоматизация шипящих звуков:
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
У бабушки нашей
Хватает забот:
Для Тани с Наташей
И вяжет и шьет.
Читает им книжки,
Поет перед сном,
Гулять ребятишек
Ведет вечерком.
3. Александрова
Кошка в окошке
Подушку шьет,
А мышка в сапожках
Избушку метет.
К бабушке приехал внучек
— Хочешь есть? —покушай супчик,
Вот батончик, пышный пончик,
Вот огурчик, баклажанчик,
Апельсинчик и бананчик.
Скушал все —наш милый мальчик
И улегся на диванчик.
Не шумите! И — молчок!
Отдыхает наш внучок!!!
Автоматизация сонорных звуков:
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.
По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. У детей значительно возрос интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повысилась их эффективность.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Белошистая А.В., Шляхти- на Т.Ю. Учимся сочинять и рассказывать. М., 2007.
Болъшева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2001.
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999.
Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 1985.
Зиганов МА., Козаренко В А. Мнемотехника. М., 2000.
Коноваленко В.В., Коновален ко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 2007.
Логопедия. Учебник. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс...
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадици...
"Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек"
Использование схемы рисунков в запоминании текста для детей....
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранение и припоминание информации....
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника это совокупность правил и приемов, облегчающих про...
Методическая разработка «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»
Методическая разработка«Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»...