"Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

пономарева елена григорьевна

Использование схемы рисунков в запоминании текста для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Массаж языка        

          Делаем зубной щеткой или ушной палочкой (с ваткой, потом без ватки)

1  разминание спиралевидными

 движениями

10  поглаживание          «саночки»

2  обкол языка (от средней линии к краям, от кончика к корню языка)

11  поглаживание    кончика языка

3  обкол кончика языка

12  поглаживание средней части языка

4  обкол средней части языка

13  поглаживание корня языка

5  обкол корня языка

14  поглаживание языка «походка пьяного»

6  обкол языка от кончика

«походка пьяного»

15  поглаживание горизонтальными линиями

7  обкол языка от корня

16  поглаживание вертикальными линиями

8  обкол языка горизонтальными линиями

17  рубим боковые края языка от корня ккончику

9  обкол языка вертикальными линиями и боковые края

18  поглаживание губами

Новые формы работы

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

(«Логопед»  № 5 2006 г. стр. 26)

ОНР  на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из-за сопутствующей речевой патологии – ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, а также ВПФ: восприятие, память, мышление, внимание. Мнемодорожка, т. е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Процесс  запоминания делится на 4 этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы
  • собственно сам процесс запоминания
  • запоминание последовательности информации
  • закрепление информации в памяти

Важно отметить, что способность запоминать зависит не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.  Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова.  Он способен сохранять только связи. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируется. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении.  Именно с помощью мыслительных операций сознательно  контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.  Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации.  Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текст по картинкам.  Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, наше воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами.  У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений.  Опора на визуальный образ важна и обязательна, т. к. если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. При необходимости точного повторения, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминания и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника ­ это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадици...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранение и припоминание информации....

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника ­ это совокупность правил и приемов, облегчающих про...

Методическая разработка «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»

Методическая разработка«Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»...