Методическая разработка «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»
материал по логопедии
Методическая разработка
«Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_3.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 г. Ярцева Смоленской области
Методическая разработка
«Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»
Разработала:
учитель-логопед
Пономарева Елена Григорьевна
г.Ярцево, 2023 год
ОНР на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков.
Процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из-за сопутствующей речевой патологии – ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, а также ВПФ: восприятие, память, мышление, внимание.
Мнемодорожка, т. е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Процесс запоминания делится на 4 этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы
- собственно сам процесс запоминания
- запоминание последовательности информации
- закрепление информации в памяти
Важно отметить, что способность запоминать зависит не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание. Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируется.
Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания. Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации.
Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текст по картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, наше воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, т. к. если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста.
Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. При необходимости точного повторения, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминания и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Массаж языка
Делаем зубной щеткой или ушной палочкой (с ваткой, потом без ватки)
1 разминание спиралевидными движениями | 10 поглаживание «саночки» | ||
2 обкол языка (от средней линии к краям, от кончика к корню языка) | 11 поглаживание кончика языка | ||
3 обкол кончика языка | 12 поглаживание средней части языка | ||
4 обкол средней части языка | 13 поглаживание корня языка | ||
5 обкол корня языка | 14 поглаживание языка «походка пьяного» | ||
6 обкол языка от кончика «походка пьяного» | 15 поглаживание горизонтальными линиями | ||
7 обкол языка от корня | 16 поглаживание вертикальными линиями | ||
8 обкол языка горизонтальными линиями | 17 рубим боковые края языка от корня ккончику | ||
9 обкол языка вертикальными линиями и боковые края | 18 поглаживание губами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс...
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадици...
Методическая разработка "Автоматизация звука Р в скороговорках" с использованием мнемотехники для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Презентация методической разработки "Автоматизация звука Р в скороговорках" для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья, с использованием мнемотехники"Данная презентация поможет логопе...
"Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек"
Использование схемы рисунков в запоминании текста для детей....
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек...
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранение и припоминание информации....
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника это совокупность правил и приемов, облегчающих про...