Конспект занятия "В гости к Лисоньке"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Сценарий логопедического занятия в старшей группе "Знакомство со звуком и буквой С".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya.docx | 91.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12»
города Сорочинска Оренбургской области
СЦЕНАРИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «В ГОСТИ К ЛИСОНЬКЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Разработчик: | Рухля Наталья Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ № 12
|
Сорочинск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 6 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 10 |
III. | Список литературы | 11 |
IV | Приложения | 12 |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным условием развития личности дошкольника и его социальной адаптации является воспитание правильной речи. Чем правильнее и богаче речь детей, тем больше возможностей в познании окружающего, развитии свободного общения со взрослыми и детьми, тем активнее осуществляется психическое развитие. Язык является средством общения людей.
Формирование связной речи у ребенка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть, умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи. Недостаточное развитие фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Из-за этого у ребенка речь невнятная. А невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и нередко накладывают отпечаток на его характер. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха, дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Занятие «В гости к Лисоньке» реализуется в рамках адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 12.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | В гости к Лисоньке | |
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая: построение занятия в виде похода в гости к Лисоньке, игры «Насосы», «Повтори правильно», «Доскажи словечко», «Поймай звук», «Отгадай слово», «Разложи картинки». Двигательная: упражнения-имитации, речь с движением. Познавательно-исследовательская: дети узнают артикуляцию звука [с], дают характеристику этого звука, рассматривание картинок со звуком [с] Коммуникативная: свободное общение по теме занятия, обсуждение объектов Чтение художественной литературы: отгадывание загадки, в стихотворной форме артикуляционная гимнастика и физминутка. Продуктивная: составление предложений по картинке | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: разъяснение артикуляции и характеристики звука [с], обращение к опыту детей (на что похож звук [с]). Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к правильному произношению звука [с] изолированно, в слогах, словах и предложениях; упражнения для закрепления произношения звука [с], упражнение в употреблении слов в правильной грамматической конструкции (согласование имён сущ. с прилаг.), упражнения для языка (артикуляционная гимнастика), упражнения-имитации (льётся водичка из крана, свистит насос). Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные образы (предметные картинки со звуком [с]); проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха. | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по теме «Дикие животные» Моделирование предложений по опорным картинкам Культурные практики игры на закрепление правильного произношения звука [с] Словесные: уточняющие вопросы к детям (Что напоминает звук [с]? На что похожа буква С?), дозированная подсказка. | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе занятия Познавательное развитие: получение информации о звуке и букве С, выделение звука в слогах, словах, предложениях. Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, стихов, загадок Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений, артикуляционная гимнастика | |
6. | Возрастная группа | Старшая группа (5-6 лет) | |
7. | Цель | Знакомство со звуком [с] и буквой С. | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Закрепить слуховой и моторный образ звука [с] | Правильно артикулирует звуки [с] в различных позициях | |
8.2 | Автоматизировать правильное произношение звука [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях | Демонстрирует правильное произношение звука [с] как при взаимодействии с педагогом, так и в повседневном общении со взрослыми и сверстниками | |
8.3 | Развивать фонематический слух, общую и артикуляционную моторику | Выделяет звук [с] среди других согласных, контролирует звучание собственной и чужой речи | |
8.4 | Закреплять умение согласовать имена существительные с прилагательными | Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения | |
8.5 | Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность, инициативность и самостоятельность | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) | |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения Распределение картинок со звуком [с] и без звука [с] | Способы преодоления Утрированное произношение звука [с] в словах | ||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: зеркала, картинки к игре «Доскажи словечко» (оранжевый лист, жёлтое солнце, красное кресло, серый слон, жёлтая лестница, белый стакан, красная редиска), картинки для составления предложений, картинки для игры «Разложи предметы». | |
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Знакомство на предыдущем занятии со звуком [с], его артикуляцией и характеристикой. |
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Приветствие и настрой на правильное произношение звуков. - Но для того, чтобы звуки чётко произносить, нужно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику для языка и губ. Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»), А подвижный язычок работой заниматься. Наш язычок лопатку сделал, раз, два (упражнение «Лопаточка»), А потом забор построил. Красота! (упражнение «Заборчик»). Рядом с новеньким забором – желобок. По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи). Физкультура получилась хороша! | Наши игры продолжаем И слова все повторяем Звуки верно произносим, Что не ясно – сразу спросим! |
1.2 | Мотивация деятельности детей | - Ребята, сегодня мы будем правильно учиться произносить звук, а какой, вы узнаете сами, если отгадаете загадку (загадка о лисе) (логопед утрированно произносит звук [с] в слове «лисссса»). | В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. |
1.3 | Целеполагание | - Ребята, кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Совершенно верно, мы сегодня будем учиться чётко и правильно произносить слова со звуком [с]. И в этом нам поможет наша гостья – лисонька. Она вас, ребята, приглашает к себе в гости, согласны пойти к ней в гости? | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Произношение изолированного звука. Ребята, произнесите звук [с]. Что вам этот звук напоминает? (так льётся вода из крана) (воздух из насоса бежит и свистит: с-с-с). Анализ артикуляции звука [с]. Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя воздуха идёт по середине языка, голос не включается. - Покажите, наблюдая в зеркало, как свистит насос. А теперь давайте изобразим насос: насосы свистят длительно с_________, с_________, с__________; насосы свистят отрывисто с__, с__, с__. Характеристика звука. Когда мы произносим звук с воздух встречает преграду во рту? Значит, звук [с] гласный или согласный? Твёрдый он или мягкий? Голосок спит, значит звук [с] - глухой. | Не сможешь накачать колёса Ты без помощника насоса. |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Связь звука с буквой. Логопед: Лисонька учит своих лисят не только чётко произносить звуки, но и писать буквы. На письме звук [с] обозначается буквой С (показ буквы С). Из каких элементов состоит буква С? (Из полукруга). На что похожа буква С? (Ответы детей). Проверим, запомнили ли наши дети букву С? Ребята, у каждого из вас есть бумажные полосочки с буквами (показ), нужно среди них найти букву С и её подчеркнуть. (Индивидуальное выполнение задания). Развитие фонематического слуха. - Давайте покажем лисятам и лисичке, как вы умеете сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук [c], хлопните в ладоши: [ц], [ш], [с], [п], [ч], [р], [с]… Физминутка «Лиса». Лисичка предлагает вам, ребята, немножко отдохнуть и выполнить её любимое упражнение «Лиса». Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать себе лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша! Игра «Эхо». Произнесите так же: са-со-су ос-ас-ыс Закрепление звука в словах. Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждёт: «Пусть найдут меня ребята. Ну-ка, кто меня найдёт?» Са-са-са – это хитрая … (лиса). Су-су-су – и живёт она в … (лесу). Сы-сы-сы – много дел у … (лисы). Со-со-со – она крутит … (колесо). (Во время проговаривания слов логопед показывает соответствующие картинки). Закрепление звука в предложениях. (Составление предложений по картинке). Мальчики слепили снеговика. Света ест сушки. На столе стоят стаканы. Под скамейкой спит кот. | Что за буква светится Старым ясным месяцем? Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. Логопед каждому ребёнку раздаёт полоски с буквами). |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Согласование имён существительных с прилагательными. Логопед: Отгадайте, какие слова загадала лисичка. (Логопед каждому ребёнку раздаёт картинки). Логопед: Желтый … Ребёнок: Подсолнух. Зелёный … (лист). Жёлтая … (коляска). Красная … (редиска). Белый … (стакан). Красное … (кресло). Серый … (слон). Синяя… (сумка). Жёлтое… (солнце). Развитие фонематических процессов. - Молодцы! Справились с заданием. Последнее задание на внимание. Нужно разложить предметы те, в названиях которых есть звук [с] – в сумку, те, в названиях которых нет звука [с] – в чемодан. Почему? | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Что вы сегодня узнали нового в гостях у лисички? Где вам могут пригодиться эти знания? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? Лисичка с лисятами благодарят вас, ребята, за интересную и творческую работу, им очень понравилось, как вы сегодня отвечали на занятии. |
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Художественно-творческая деятельность | Выставка рисунков «На что похожа буква С?» | В детском саду |
1.2 | Чтение художественной литературы | Дошкольная подготовка 5 лет «Животные и их детеныши» В.Степанов. «Лесные животные» | В детском саду В семье |
1.3 | Игровая деятельность | Дидактические игры «Назови ласково», «Чего нет», «Один-много» | В детском саду и в семье |
1.4 | Двигательная деятельность | Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривание и называние картинок со звуком С | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Создание книги «Эти разные буквы» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | Поиск материала для книги в семье, внесение их в книгу – в детском саду |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вакуленко, Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 192 с.
- Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с.
- Толстикова, О.В., Савельева, О.В., Иванова, Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / О.В. Толстикова и др. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
Рот закрыт, губы сомкнуты, улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в этом положении.
«Лопатка»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Забор»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Желобок»
Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Гости из страны Геометрия»
Конспект занятия по ФЭМП «Гости из страны Геометрия»...
Конспект занятия «Гость из школы»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Гость из школы»....
Конспект занятия Гость группы "Профессия Военный"
Знакомство детей с профессией военнослужащего....
конспект занятия "Гости Мухи цокотухе"
Конспект интегрированного занятия «Ребёнок и природа» + «Развитие речи и культура речевого общения» для детей средней группы 4-5 лет «Гости Мухи-Цокотухи»Задачи:- ф...
Конспект занятия «Гости из космоса» ( лепка, бросовый материал).
- Какой праздник мы будем отмечать в апреле? ( день космонавтики) -А что это за праздник?- 12 апреля впервые полетел в космос первый космонавт. -А кто первым совершил полет в космос?...
конспект занятия по аппликации Лисонька-лиса
Конспект занятия по аппликации «Лисонька- лиса» Цель: Изготовление поделки « Лиса» из геометрических фигур.ЗадачиОбразовательныеУточнить...
Конспект занятия по развитию движений в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «В гости к лисоньке-лисе»
Конспект разработан для воспитателей детей 1 младшей группы...