Коррекция звукопроизношения у дошкольников при дислалии
статья по логопедии
Этапы работы, цели и задачи каждого этапа работы по коррекции звукопроизношения. Примерное перспективное планирование при коррекции сонорной группы звуков (РРь, ЛЛь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция звукопроизношения у дошкольников при дислалии
Речевое общение занимает центральное место в жизни человека. Нарушение звукопроизношения – самая распространенная из всех речевых аномалий (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.) Нарушенное звукопроизношение влечет за собой появление у ребенка недостатков фонематического восприятия, которые приводят к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят «трудные» звуки. По той же самой причине недостаточно формируется и грамматический строй речи, так как при недостаточном фонематическом восприятии ребенок не воспринимает многие предлоги и безударные окончания слов (Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова и др.). Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.
Этапы логопедического воздействия
- Подготовительный этап. Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач:
Формирование интереса и мотивации к логопедическим занятиям.
Логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.
К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
Работа над формированием восприятием звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других — в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В - третьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.
Формирование и развитие артикуляторной моторики, дыхательной и голосовой функции до уровня минимальной достаточности для постановки звуков
При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе речевого развития.
Необходимо учитывать ряд требований к проведению артикуляционных упражнений:
1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.
4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.
II. Формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировались у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать). Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф.Ф. Pay выделяются три способа: по подражанию, с механической помощью и смешанный. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель его — сформировать у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])
Этапы работы | I – подготовительный | ||
Задачи работы | Содержание работы | Виды работ | Оборудование |
| Формирование умений и навыков по опознанию и дифференциации фонем в речевом потоке Развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики:
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев. Развитие общей моторики | Игры и упражнения, направленные на различение на слух звуков [л—р, л—в, л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ленок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем.
Для [Р]
Для [Р]
тактильно-кинестетическая стимуляция)
| Предметные картинки, символы звуков, флажки, фонарики Кусочки ваты, бумаги, трубочки-тренажеры, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, вертушки. Настенное зеркало Картинки, символы упражнений Картотека пальчиковых игр, штриховки, «Сухой бассейн», камешки Марблс, цветные карандаши, кубик с цифрами, колючие коврики, колечки с символами звуков, карточки-дорожки для работы двумя руками, «Ходилки», «Спиральки» для звуковых дорожек и.д. Схемы игр Схемы звуков (руки), мяч |
II этап – основной. Формирование первичных произносительных умений и навыков | |||
| Формирование правильной артикуляции звука (постановка).
| 3 основных способа постановки звука:
игры и игровые упражнения: «Самолеты», «Мячик», «Пароход», «Проведи машину к финишу», «Звуковая дорожка», в речедвигательной гимнастике, биоэнергопластика (руками) «Цепочка слогов», с изменением ритма, «Кнопочки», «Трактор», «Ракета», «Афиша» «Эхо», «Запомни-повтори», «Что исчезло?», «Дубль», «Мемо», «Доскажи словечко», «Найди картинку», «Ходилки». «Где звук?», «Подбери слово», «Узнай слово»… «Морской бой», «УНО», «У Милы и лунтика», «Выбери подарочек», «Сосчитай-ка», «Я, ты, он, она…», «Жадина», «Да-нетка», «Свой среди чужих»… Пересказы, составление рассказов, стихи, скороговорки | Зеркало Постановочные зонды Шпатели, пузырьки, зондозаменители Символы, игрушки, звуковые дорожки, карточки-дорожки для работы двумя руками колючие коврики, колечки с символами звуков Игры Предметные картинки Мяч Звуковые схемы Игры Е. Хомяковой, Н.Гафиятулиной Сюжетные картинки Картинки к загадкам и скороговоркам |
| игры и игровые упражнения: «Спиральки», «Звуковые дорожки», «Цепочка слогов», с изменением ритма, нейростимуляция. «Эхо», «Запомни-повтори», «Что исчезло?», «Дубль», «Мемо», «Доскажи словечко», «Найди картинку», «Ходилки». «Где звук?», «Подбери слово», «Узнай слово» «Морской бой», «Выбери картинку», «Исправь взрослого» «Сосчитай-ка», «Я, ты, он, она…» Пересказы, составление рассказов, стихи, скороговорки | Символы, игрушки, звуковые дорожки, карточки-дорожки для работы двумя руками колючие коврики, колечки (шапочки) с символами звуков Игры Предметные картинки. Слова-квазиомонимы Мяч Сюжетные картинки Картинки к загадкам и скороговоркам | |
III этап – Заключительный | |||
Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков | Формирование правильного произношения звуков в различных ситуациях общения | Консультирование родителей Взаимосвязь с воспитателями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
Ротацизм и ламбдацизм. Коррекция звукопроизношения у дошкольников.
Описание нарушений,их виды. Способы постановки звуков. Этапы автоматизации, упражнения для автоматизации....
«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»
Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....
Коррекция параротацизма у дошкольников с дислалией посредством игр по гендерному воспитанию
Теоретическое обоснование особенностей влияния гендерных игр на коррекцию параротацизма у дошкольников....
"Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у дошкольников. Автоматизация звука Ш".
Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей....
Мастер-класс Коррекция звукопроизношения у дошкольников с ОНР в системе индивидуальной лого-коррекционной работы
Комплекс упражнений артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики для постановки и автоматизации звуков на индивидуальном логопедическом занятии. В основу положены авторские разработки, пособи...
Статья на тему: «Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии»
Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии....