Коррекция параротацизма у дошкольников с дислалией посредством игр по гендерному воспитанию
статья (логопедия) по теме
Теоретическое обоснование особенностей влияния гендерных игр на коррекцию параротацизма у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Коррекция параротацизма у дошкольников с дислалией посредством игр по гендерному воспитанию».
В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. Но следует признать, что недостаточно освещены особенности влияния гендерных игр на звукопроизношение дошкольников с дислалией, а конкретно с параротацизмом. Этим и определяется актуальность моего исследования.
Речь, как мы все знаем, не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза и служит показателем общего развития. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Усвоение ребенком звуков родного языка происходит постепенно от простых звуков к более сложным. Чаще всего звуки [р] и [р’] появляются у ребенка последними. В возрасте до 5-ти лет ребенок овладевает артикуляцией всех звуков самостоятельно, ориентируясь на речь окружающих его людей. Если же до 5-ти лет этого не произошло, то для правильной постановки или исправления звукопроизношения требуется помощь логопеда.
Параротацизм – это одно из нарушений звукопроизношения при дислалии, при котором звуки [р] и [р’] заменяются другими звуками. Замены являются фонематическим нарушением, так как нарушен фонематический слух. Заменяется звук чаще всего на близкий по акустико-артикуляционным признакам. Причиной является то, что у ребенка не сформирован артикуляционный уклад другого звука, похожего на данный звук, который существует в данной системе языка.
Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
У детей данного возраста наряду с речевыми нарушениями существует проблема гендерного воспитания, которая в настоящее время начала приобретать особую актуальность, поэтому возникает необходимость дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков с дошкольного возраста.
– К возрасту 2-3 лет ребенок начинает понимать, что он либо мальчик, либо девочка, и обозначает себя соответствующим образом;
– К возрасту с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: ребенку становится понятно, что пол не изменяется, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Игра является ведущей деятельность дошкольников, она имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.
В дошкольном возрасте именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания и способ познания окружающего мира.
Игры на логопедических занятиях вызывают увеличение интереса, соревновательной мотивации, улучшают результативность этих занятий.
Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка.
Элементом логопедического занятия также могут быть подвижные игры. Они помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельности на другую.
Исходя из этого, проблема использование игр на разных этапах логопедической работы приобретает большое значение в коррекции звукопроизношения дошкольников.
Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить ее содержанием с учетом особенностей мальчиков и девочек. Их различия в дошкольном возрасте особенно заметны в игровой деятельности.
На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки в игровых ситуациях, в которых мальчики проявляют мужественность (помогают девочкам ремонтировать игрушки, носят тяжелые предметы, защищают девочек), а девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол, нежно и ласково обращаются с куклами-детками). При этом нужно поощрять мальчиков в помощи девочкам мыть посуду, ходить по магазинам. Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола.
Игровая деятельность не только всесторонне развивает ребенка, но и имеет корригирующее значение для детей с нарушением звукопроизношения.
В значительной мере повышения эффективности коррекционной работы можно добиться посредством активизации дошкольников на логопедических занятиях. При этом занятия могут быть как групповыми, имеющими в своем составе мальчиков и девочек, которые будут участвовать в играх сообща, так и индивидуальными, на которых игровые действия будут направлены на развитие личностных качеств в зависимости от пола ребенка.
Основная цель логопедического воздействия при дислалии – формирование навыков правильного воспроизведения звуков речи. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения:
- эмоционального контакта логопеда с ребенком;
- формы организации занятий, соответствующей интересам как мальчиков и девочек, так и каждого отдельного ребенка;
- активизации познавательной активности ребенка;
- сочетания приемов работы, позволяющих избежать утомления.
Игры на логопедических занятиях могут повторяться и усложняться. Но нельзя допускать однообразие игровых ситуаций, так как у ребенка пропадает интерес, а, следовательно, и снижается мотивация, в том числе и в речевом общении.
При проведении логопедических игр с мальчиками и девочками содержание их многим отличается. Например, различна для них будет инструкция, создаваемая игровая ситуация, распределенные игровые роли, а также атрибуты для игры. Именно это и говорит о различном подходе к игровой деятельности с детьми разного пола на логопедических занятиях.
Итак, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. И важно то, что такие игры направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на формирование связной речи и лексико-грамматических ее компонентов, на развитие психических процессов, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...
Обобщение опыта "Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников с ОНР посредством песочной терапии"
Опыт работы...
Мастер класс по теме: «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»
Данный мастер класс для педагогов, с целью повышения знаний для духовно-нравственного воспитания детей. Педагог делится своим опытом работы, используя методы гендерного воспитания....
Коррекция звукопроизношения у дошкольников при дислалии
Этапы работы, цели и задачи каждого этапа работы по коррекции звукопроизношения. Примерное перспективное планирование при коррекции сонорной группы звуков (РРь, ЛЛь)...
Статья на тему: «Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии»
Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии....