Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР
статья по логопедии

Королькова Елена Вячеславовна

Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фонетическая ритмика

как средство развития речи детей с ОНР»

Подготовила: Учитель-логопед  высшей квалификационной категории              Королькова Елена Вячеславовна

К современным технологиям в работе логопеда с детьми с ОВЗ относиться фонетическая ритмика.

Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой частью всего психического развития ребенка, во время которого также происходит становление и совершенствование внимания, памяти, мышления. Правильная и понятная окружающим речь является непременным условием для полноценной коммуникации и, следовательно, способствует расширению представлений ребенка об окружающем его мире. Кроме того, речь сама по себе выполняет регуляторную функцию, которая заключается в том, что при помощи словесных инструкций происходит управление поведением ребенка, планируется и осуществляется адекватное его участие в различных формах деятельности коллектива.

Значимость раннего возраста, который охватывает этапы наиболее интенсивного развития многих психических функций и в то же время наиболее чувствительных к различным неблагоприятным воздействиям, так называемых сензитивных периодов, показана в работах многих выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.

Ранний возраст – это время жизни ребенка с момента рождения до трех лет. Этот период ответственен за развитие функций моторики, познавательной деятельности, речи, а также за формирование личностных качеств малыша. Кроме того, именно в течение этого возрастного промежутка встречаются два критических периода в становлении функции речи. Поэтому даже самые незначительные на первый взгляд неблагоприятные воздействия, действующие в этот момент, могут пагубно отразиться на полноценном развитии речевой функции. В то же время мозг ребенка на первых годах жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны медиков.

В настоящее время возрастает число обращений к специалистам родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации. У таких детей отмечается:

1. наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

Родители обеспокоены такой ситуацией и осознают необходимость коррекционной помощи. При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В работе с маленькими детьми не всегда традиционные логопедические технологии дают ожидаемый эффект.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, на ранних этапах коррекционного воздействия, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, поскольку, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

В качестве своеобразной опоры для формирования (вызывания) звуков были выбраны двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт).

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

Уровень 1 расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков.

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в практическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов). Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

Использование фонетической ритмики в логопедической работе позволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо - моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам:

- активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

- нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

- вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

-создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи.

Фонетическая ритмика может применяться в комплексной коррекционной работ е с детьми с различными нарушениями: речевыми, коммуникативными, сенсорными, двигательными, познавательными, эмоционально-волевыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительных навыков

        В дошкольный период особое место занимает использование фонетической  ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он ос...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей»

laquo;Логопедическая ритмика,как средство развития речи детей»Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебн...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи.

Цели, которые определяют основные направления  в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Фонетическая ритмика способствует развитию сложных точных движений артикуляционного аппарата, согласованности движений разных частей тела, слухомоторной и зрительно-моторной координации, ориентации в ...