Конспект логопедического занятия. «Буква З»
методическая разработка по логопедии
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Познакомить с буквой З. Формировать умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
2.Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить согласный звук - З.
3.Научить основам элементарного графического навыка: писать печатную букву З по клеточкам.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую мускулатуру, пальчиковую (мелкую) и общую моторику, координацию речи с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание (сильного выдоха);
2.Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез (определение места звука в слове).
3. Закреплять умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа, грамматический строй речи.
4.Формировать интерес к обучению стихотворениями и загадками, развивать сообразительность. Поощрять умение отвечать на вопросы полным предложением.
5.Работать над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.
Коррекционно-воспитательная:
1.Воспитывать умения работать в коллективе и индивидуально.
2.Воспитывать уважительного отношения друг к другу.
3.Воспитывать интерес к играм со звуками и словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya._bukva_z.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия. «Буква З»
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Познакомить с буквой З. Формировать умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
2.Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить согласный звук - З.
3.Научить основам элементарного графического навыка: писать печатную букву З по клеточкам.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую мускулатуру, пальчиковую (мелкую) и общую моторику, координацию речи с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание (сильного выдоха);
2.Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез (определение места звука в слове).
3. Закреплять умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа, грамматический строй речи.
4.Формировать интерес к обучению стихотворениями и загадками, развивать сообразительность. Поощрять умение отвечать на вопросы полным предложением.
5.Работать над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.
Коррекционно-воспитательная:
1.Воспитывать умения работать в коллективе и индивидуально.
2.Воспитывать уважительного отношения друг к другу.
3.Воспитывать интерес к играм со звуками и словами.
Создание развивающей предметно-пространственной среды: ноутбук, картинки- звукоподражания, звуковые символы для анализа и характеристик звука, З, картинки слов со звуком З, картинки и плакаты с буквами, алфавит, фасоль, ленты и шнурки, шишки, счётные палочки.
Ход НОД:
1.Организационный момент
Упражнение на психотренинг «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам «Чебурашка»
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши.
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
Поглаживание коленок. Потопать ногами.
С добрым утром, солнце! Я — проснулся! (проснулась)
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)
Ну, вот все проснулись. Мы все в порядке, а вот что за беспорядок у нас на столах. Давайте посмотрим, что это за картинки здесь разбросаны?
(картинки со звуком З- ваза, роза, заяц, зонт, змея, замок).
Что объединяет все эти слова. Какой звук есть во всех словах.
Определить место звука З. (начало, середина или конец слова).
А как на письме обозначить этот звук?
Подумайте и скажите, чем же мы сегодня будем заниматься на занятии? Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение - буква.
2. Сообщение темы занятия.
Познакомимся с буквой З. Запомните образ буквы З и давайте проговорим стихотворение:
З - завиток на завиток,
З - закрывается замок,
З - в зарослях змея ползёт,
З - заинька морковь грызёт.
(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? - влево)
Найдите её в алфавите, «В городе звуков и букв». На что она похожа?
З не просто завитушка, З-пружинка, крендель, стружка.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
Игра «Выложи букву».
Дети выкладывают З из фасоли, шнурков, листочков, ленточек.
А какая она гласная или согласная, звонкая или глухая?
Определите и положите возле буквы З колокольчик или наушники.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!
Звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).
Что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,
когда мы произносим звук З?
Губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.
Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок.
Воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь).
А теперь, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.
Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?
З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ)
З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).
Игра со словами со звуком З- «один-много»
Зонт-зонты, змея-змеи, завод-заводы, роза-розы…
3.Артикуляционная гимнастика.
А чтобы красиво и правильно произносить звуки сделаем гимнастику для губ и язычка. (лягушка, слоник, лопатка, лошадка, заборчик, иголочка)
4. Развитие фонематического слуха
Молодцы. Подскажи словечко, отгадай загадку:
Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
— Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать — луна,
А дочурки … (звезды).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку.
Быстро делаю … (зарядку).
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовется? … (Зайка.)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (задача).
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)
Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета.
(Заяц)
5.Пальчиковая гимнастика и развитие фонематического слуха
Белая, рогатая ,бородой трясёт, молоко детям даёт. (коза)
Упражнение пальчиками «Коза». А какое это животное домашнее или дикое?
Взять картинки символы (дом и ель) и выложить из палочек. Если домашнее, то дом, если дикое, то ель.
ИГРА «Запомни – повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорок.
За-за-за – вот идет коза.
Зу-зу-зу – отвязали мы козу.
Упражнение пальчиками «Замок». Выложить из счётных палочек замок.
6. Динамическая пауза.
7.Графическое изображение. Дети пишут букву по клеточкам по образцу.
8. Дыхательная гимнастика.
Что изображено на картинке? (Дети сдувают разрезанную бумагу с картинки)
9. Рефлексия:
Чем мы занимались на занятии?
Что вам понравилось на занятие?
Дома я предлагаю вам нарисовать эту букву и раскрасить.
А также повторить чистоговорки, которые мы произносили на занятии.
Сядьте ровно, закройте глаза, расслабьтесь. Откройте глаза, посмотрите вверх (только глаза), вправо, влево, вниз. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пошлите воздушный поцелуй. А от меня всем маленькие сердечки.
Итоги занятия:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."
ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения ...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».
ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».ЦЕЛЬ: Закрепить н...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «С - Сь». БУКВА «С»."
ЗВУКИ «С – Сь». БУКВА «С&ra...
Звук и буква "Ц". Конспект логопедического занятия. Презентация к занятию.
Конспект логопедического занятия по теме "Звук и буква "Ц" для детей подготовительной группы. Презентация к занятию,, в которой отражены все этапы занятия. Дети помогают развесели...