Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нозологиями в инклюзивно-образовательном пространстве дошкольного учреждения
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Направления, виды, формы и методы психолого-педагогичесого сопровождения детей ОВЗ в дошкольном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель инклюзивного образования: получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
На сегодняшний день наше дошкольное учреждение принимает детей с особыми образовательными потребностями(ООП) независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития. Массовые группы ДОУ посещают дети с различными речевыми нарушениями, дети с ЗПР, с нарушением зрения.
Нормативно-правовая документация ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ Письмо МО РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения ». Положение о ПМПк в ДОУ. Приказ о создании ПМПконсилиума в ДОУ . Приказ об утверждении персонального состава ПМПк на учебный год, плана работы. Должностные инструкции (обязанности педагогов в рамках работы ПМПк ). Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ДОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника о его психолого-медико-педагогическом сопровождении.
Задачи по организации работы с детьми с ОВЗ : своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и психическом развитии; создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО; осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ОВЗ ( в соответствии с рекомендациями ПМПК); реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни; оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Создать благоприятные условия для развития каждого ребенка возможно лишь благодаря координации усилий административных, педагогических, медицинских специалистов и родителей. Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом . Решение о необходимости сопровождения осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Задачи, решаемые ДОУ в рамках ПМПк 1. утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов ; 2. утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями); 3. включение родителей в деятельность службы сопровождения ; 4. повышение компетентности специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.
Состав ПМПк ДОУ Председатель консилиума: заместитель заведующей ДОУ по воспитательной и методической работе. Члены консилиума : воспитатель ДОУ, представляющий ребенка ПМПк ; воспитатели ДОУ с большим опытом работы; педагог-психолог ; учитель-логопед; врач-педиатр, медицинская сестра ( по согласованию ); м узыкальный руководитель; и нструктор по физическому воспитанию.
Психолого-медико-педагогические консилиумы Плановые - 1 раз в квартал по итогам диагностики. Стартовый- сентябрь-октябрь; промежуточные – ноябрь, февраль; итоговый – май . О пределяем пути психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии; вырабатываем согласованные решения по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка; даем динамическую оценку состояния ребенка и намечаем пути коррекции ранее намеченной программы . Внеплановые – по запросам специалистов. Решаем вопросы о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам; об изменении ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Этапы работы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дошкольное образовательное учреждение I этап сопровождения ребёнка – первичное обследование специалистами. II этап – конкретизация и уточнение представлений о характере и особенностях развития ребёнка, определение комплекса мероприятий, методов и приёмов работы с вынесением решения создания индивидуальной программы III этап – реализация решений консилиума в действии. Завершающая ступень данного этапа: итоговое обследование.
На основании локального акта ДОУ «Положения об индивидуальном образовательном маршруте детей с ОВЗ ДОУ», рекомендаций ПМПК, рекомендаций и заключений специалистов ПМПк ДОУ разрабатываем и утверждаем индивидуальный образовательный маршрут. Знакомим с содержанием ИОМ родителей. ИОМ заполняется 1 раз в квартал по результатам промежуточного диагностирования, с которыми обязательно знакомим родителей ребенка.
специалист Основные задачи коррекционно-развивающей работы Раздел основной общеобразователь ной программы дошкольного образования Формы работы (названия игр) Взаимодейст вие с родителями Динамика за месяц (положительная, отрицательная, нет динамики, волнообразная) Индивидуальный образовательный маршрут Дата заполнения: 1. Общие данные Ф.И.О. ребенка______________________________________ Дата рождения_________ Группа здоровья __________Возрастная группа ____________ Результаты обследования : ________________ Разделы основной общеобразовательной программы, усвоенные на низком уровне: _________________________________________________________________ Рекомендации ПМПК_________________________________________________________ Рекомендации педагога - психолога детского сада воспитателю (по результатам диагностики):______________________________________________________________ Рекомендации учителя-логопеда детского сада воспитателю: _______________________________________________________________________ Дополнительнаяинформация____________________________________________ 2. Организационная часть ИОМ Цель : _____________________________________________________________________ Средства развития: игра. Форма организации: индивидуальная совместная деятельность. Периодичность: __________ Длительность: __________ Планируемый результат: _________________________________________________ 3. Содержательная часть ИОМ Планирование коррекционно-развивающей работы __________________________________________________________________________ Специалист /Задачи корр. р аботы / Раздел ООП / Формы работы (игры) и
Формы взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения комплексный сбор данных о ребенке ; проводим совместную диагностику специалистами ; анализируем динамику результатов сопровождения командой специалистов; составляем индивидуальные программы, коррекционно-развивающие занятия; с овместно корректируем рекомендации педагогам и родителям; п роводим индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей; взаимное консультирование специалистов: р асширенное заседание ПМПк ; выступление на педсоветах, методических объединениях ;
Формы взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения п едагог-психолог, учитель-логопед участвовали в разработке нормативно-правовой базы по работе с детьми ОВЗ; разработали рекомендации по созданию ПРС в группах ; проводили открытые индивидуальные и групповые занятия, интегрированные занятия 2-3 специалистами с использованием всей предметно-развивающей среды ДОУ, ; участвовали в комплексной проверке готовности ПРС к учебному году, созданию условий по активизации словарной работы; у читель-логопед провела семинар «Организация работы с детьми ОВЗ в общеразвивающих группах ДОУ» ; начала работать творческая лаборатория «Особый ребенок» , на заседаниях которой рассматриваются трудности в работе с детьми ОВЗ.
Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, для позитивного восприятия на присутствие в детском коллективе детей с ОВЗ используем, кроме традиционных, и нетрадиционные формы работы с родителями, как : В течение 5-лет издается газета ДОУ «Светлячок» - о жизни дошкольного учреждения, есть странички с рекомендациями всех специалистов ДОУ;
Консультативный пункт ДОУ С оздан с целью оказания консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Задачи : оказание психолого-педагогической помощи; содействие в социализации детей ; повышение информированности родителей . Консультирование родителей проводится одним или несколькими специалистами одновременно . Работа с родителями, воспитывающими детей на дому, проводится в индивидуальной форме.
Проводимая в ДОУ работа по комплексному сопровождению детей с ОВЗ в дошкольном учреждении показала, что в группах создан более эмоционально-положительный настрой, увеличился у детей интерес к знаниям, дети ОВЗ более активно участвуют в коммуникативной жизни группы. За год работы нам удалось наладить тесное взаимодействие между специалистами и воспитателями по поводу обмена информацией, актуальными рекомендациями по сопровождению детей. О бщение специалистов обогащает наш опыт, помогает найти как можно больше ресурсов у ребенка, найти все его сильные стороны и наоборот: мы информируем друг друга о том, какие приемы и методы не следует использовать с конкретным ребенком. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие повлекло за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности.
Источники: 1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ3 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» 3. Приказ Минобрнауки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)» 5. Истоки: ПООП ДО/ Л. Г. Парамонова. М.: Сфера, 2013. 320с.
6 . Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Шипициной Л.М..-СПб.:Речь,2001 7.»Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательное пространство». Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций» МГПУ, ИСОиКР , МГППУ , ИПИО., М., 2014 г. 8. Инклюзивное образование в ДОУ // https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fi.rosinka-ars
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
Перспективное планирование адаптационного периода в ДОУ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска как важнейшая задача специалистов консилиума дошкольного учреждения
Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соо...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...