Игры для детей и их родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Портнова Ольга Александровна

В данном материале представлены игры для совместных занятий родителей с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Например:

  • По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
  • Что я загадал? Взрослый  перечисляет признаки, свойства, предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
  • Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

         При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.

        Большое значение в обращении детского словаря работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).

        Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению слова (антонимы и синонимы).

  • Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д.
  • Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.

        Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

        

         Выполняя интересные  и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

  • Из чего сделано? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».
  • Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».
  • Скажи наоборот. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама его просит подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т.п.

        Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок,  можно продолжать игру и попросить назвать «действия-наоборот» к предложенным действиям: подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.

  • Бывает – не бывает. Взрослый просит внимательно слушать то, что он скажет. Если то, что он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой  и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. (И т.д.)
  • Подбери слово. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбирать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (всплыла или переплыла)? Бабочка к цветку (отлетела или подлетела); с ветку на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетела или облетела); в комнату (подлетела или влетела)? Лягушка: к бревну  (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (впрыгнула или выпрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)

        Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

        Ребенок седьмого года жизни  правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно составляет фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

        Свои возможности дошкольник сможет показать в разнообразных играх.

  • Скажи наоборот. Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот. Например, ау – уа, ры – ыр, ос – со…
  • Сигнальщики. У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого – обычный колокольчик.
  • Заколдованное слово. Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные легкие слова, например слово «мяч», а потом усложнять.
  • Телеграфист. Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша: мар-ме-лад, по-су-да, че-ре-па-ха…
  • Звуковая цепочка. Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово, начинающееся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например: весна – автобус – слон – нос – сова…
  • Архитектор. Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка.
  • Собери мозаику. Взрослый предлагает ребенку собрать мозаики: зеленую – если в слове заданный звук мягкий, синюю  -  если звук твердый. Одно правильно придуманное слово – одна деталь мозаики.
  • Отыщи слово, отыщи звук.

                    1.Землю роет старый к…от (крот)

                    Под землею он живет.

                    2. Нам темно. Мы просим папу

                    Нам включить поярче ла…пу (лампу).

                    3. На арену вышли …игры (тигры),

                    Мы от страха все притихли.

        Подобные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия облегчают дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем  - чтения и письма.

                    



Предварительный просмотр:

Если ребенка не увлекают развивающие игры и пособия – предложите ему настоящие дела, в которых ребенок может тренировать мелкую и общую моторику, внимание, память, речевое развитие, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым.

Игры на развитие речи:

Очень важно называть все своими именами — кухонные приборы и технику, виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю воду, мою овощи, чищу яблоки, нарезаю, солю – это поможет развить ассоциативное мышление.

Вкусные слова. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не "съедите" все. Можно поиграть и в "кислые ", "соленые", "горькие" слова.

Отгадай. Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Необычный ужин. Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат, суп).

Порядок на кухне. Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник), [Л] (ложки, вилки).

Ищем слова на кухне. Какие продукты можно положить в борщ, компот.

Формирование лексико-грамматической стороны речи (образование слов):

Назови прибор. Как одним словом назвать прибор, который  режет овощи? (Овощерезка).Выжимает сок? (Соковыжималка).

Назови сок. Какой сок получается из яблок? (яблочный),из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

Игры по формированию сложных скоординированных движений руки:

Художники. Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.

Картины солью и другими продуктами. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.

Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия.

Игры, способствующие развитию усидчивости:

Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок.

Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.

Настольный хоккей. Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

Игры на развитие общей моторики:

Боулинг. Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

Ты слышал? Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребенка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.

Игры на развитие памяти:

Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Игры на развитие воображения:

Юный кулинар. Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Игры на логическое мышление:

Четвертый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).

Все эти игры   стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное - дети мыслят, творят, думают,  ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка.

Желаю успехов!  Ваш учитель-логопед Ольга Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для детей и их родителей "Космическое путешествие"

В статье описана игра - аппликация для детей по знакомству с Солнечной системой....

Познавательная игра для детей и их родителей: "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ?"

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....

Интеллектуальная игра для детей и их родителей «Умники и умницы»

Интелектуальная игра для детей и родителей по разделам "Логика", "Развитие речи"....

«Игры в очереди» (игры для детей и их родителей, которые помогут скоротать время в дальней поездке, очереди и т.п.)

Игры для детей и их родителей, которые помогут скоротать время в дальней поездке, очереди и т.п....

Консультация для родителей "Зимние игры для детей с участием родителей"

В данном материале рассказывается о некоторых играх, которые могут использовать родители во время прогулок с детьми....

Консультация для родителей "Русские народные игры для детей и их родителей".

Создать незабываемое веселье на празднике не только для ребенка, но и для себя помогут игры. С давних времен русские народные игры для детей были популярны. И сегодня маленькие непоседы с удовольствие...

Игротека для родителей: «Развивающие игры для детей и их родителей»

Многие родители считают, что у них совсем нет времени заниматься со своим ребенком. Заниматься с ребенком можно не только дома за столом, но и по дороге в детский сад.    Предлагаю вашему вн...