Литературная гостиная как форма взаимодействия участников образовательного процесса
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кононова Эльвира Александровна

Представленые материалы могут быть полезны для взаимодействия специалистов ДОО и школы в работе с детьми, в том числе с ТНР и ОВЗ в целом

Литературная гостиная позволяет в максимальной степени реализовать любые образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, так как включает в себя театрализованную деятельность, музыку, игру, способствует развитию диалогической и монологической речи. Наша гостиная, благодаря взаимодействию со школой, объединяет детей разного возраста и уровня подготовки. Участие к подготовке мероприятий принимают педагоги различных специальностей, родители, выпускники детского сада – всем предоставляется  возможность для творческого самовыражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная гостиная «По дорогам сказок Владимира Сутеева»

1 слайд (информационный)

Цель: создание условий для развития творческой и речевой активности детей дошкольного возраста, организации взаимодействия участников  образовательного процесса.        

Задачи:

- приобщать детей к отечественным литературным произведениям - культурному наследию России;

- создавать условия для познавательно - речевого развития детей;

- способствовать развитию художественно - речевых навыков публичного выступления;

- воспитывать у  дошкольников положительное эмоциональное отношение к литературным произведениям, самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться со сверстниками и взрослыми;

- способствовать распространению педагогического опыта работы.

Предварительная работа: беседа с детьми о театре, чтение сказок  В.Г. Сутеева

Оборудование: оформленная гостиная (камин, мультимедийное оборудование, кресла, атрибуты для украшения); костюмы для ведущих; маски; афиша; билеты; пригласительные, грамоты; призы.

Участники: дети среднего дошкольного возраста, участвующие в постановках; учащиеся школы №41, участвующие в постановке интерактивной сказки; герои – ведущие (Мимка, Кот – ученый, Карандаш)

Ход гостиной:

Слайд№1 (афиша)

Вступление: (ведущие выходят и поют на мотив песни из кинофильма «Обыкновенное чудо»)

Давайте тихонечко

Давайте мы трепетно

Кулисы сейчас распахнём

И в царство театра, волшебное, дивное

На цыпочках тихо войдём.

Нас магия сцены закружит неистово

Давайте отправимся в путь

Чтоб в мир удивительный,

Прекрасный, живительный

Хотя бы глазком заглянуть…

Кот: Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашей театральной гостиной, посвященной творчеству Владимира Георгиевича Сутеева.

Слайд№2 (Портрет В.Сутеева с книжками)

Открыв дверь в нашу гостиную,  мы попали в волшебную атмосферу творческого праздника!

Карандаш: сегодня по дороге сказок Владимира Сутеева нас проведут: Мимка – актриса театра пантомимы и Кот – ученый.

Кот: а так же Карандашик – верная помощница Владимира Сутеева.

Мимка:  Все взрослые люди читали сказки Сутеева в детстве, а теперь перечитывают и пересматривают их вместе со своими детьми и внуками. Этот добрый сказочник подарил детям радость, яркие рисунки и веселые истории.

Карандаш: Давайте вместе вспомним одну из них. Всем известна сказка Владимира Сутеева «Кто сказал «мяу»? (да)

Слайд№3 (картинка из книжки «Кто сказал мяу?»)

 Ведущие совместно с детьми делают краткий пересказ сказки с опорой на слайды.

Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он спасался от злого лохматого Пса, от петуха, его укусила за нос Пчела, он чуть не утонул в пруду. Обиженный, он вернулся домой, и только потом узнал: кто же сказал мяу. Сказка учит ребят, что надо уметь отличать любопытство от любознательности, что нужно быть  осторожными.

Карандаш: А еще, Владимир Георгиевич умел очень хорошо рисовать! говорит загадочным голосом: у него был один секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

Мы с ним придумали картинки для всех его сказок и многих других детских книжек.

Мимка: Давайте поиграем в игру «узнайте по картинкам Сутеева сказку»

Слайд№ 4 (с картинками из книг)

Игра – викторина (узнать сказку по иллюстрациям Сутеева)

Кот: Сказки можно не только читать, но и ходить в театр, чтобы их посмотреть.  Интересно узнать,  Вы бывали в театре? Давайте, все вместе проведем небольшую экскурсию по театру.

Слайд №5

  1. В нашем городе Озерск, есть детский театр кукол, который называется

«Золотой петушок».

Слайд №6

  1. О том, что будет представление, нам сообщает…… афиша.

Слайд №7

  1. Место, где сидят зрители, называется…….. зрительный зал.

Слайд №8

  1. Место, на котором происходит представление, называется …….сцена

Слайд №9

  1. Профессия человека, который играет роль на сцене, называется …….актер

Слайд №10

  1. Чем награждают зрители актеров? ……..аплодисментами

Карандаш: Правильно, аплодисменты! С помощью аплодисментов зрители выражают свое отношение к спектаклю и актерам, которые выступают на сцене.  Мы предлагаем для вас разминку – игру «Аплодисменты».

Щелчок надпись разминка

Дети встают у своих мест и по инструкции ведущего аплодируют: тихо, громко, ритмично, тихо ритмично, громко ритмично.

 Молодцы, вы хорошо умеете аплодировать!

Кот: Вы знаете, что такое правила? (правила поведения за столом, правила поведения на дороге, правила игры). Как и в любом действии, в театре тоже есть правила. Давайте их  вспомним и уточним. Дети называют известные им правила. Кот уточняет их ответы.

Слайд № 11 Правила поведения в театре: (на слайде изображаются схематическими рисунками).

1. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля громко разговаривать и даже перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.

2. Важное правило – приходить вовремя. Нужно успеть спокойно раздеться самому и помочь раздеться другу, поправить причёску перед зеркалом.

3. В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.

4. Нельзя в театре занимать чужие места! Чтобы правильно занять свое место нужно знать ряд и место.

 5. Нельзя вставать со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям. Если спектакль не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти в перерыве.

6. Нельзя приносить еду в театр – возьми с собой бутылочку с водой, а перекусить и выпить чашечку чая ты сможешь во время перерыва.

Кот: Теперь вы точно знаете, как нужно вести себя в театре.

Итак, уважаемые гости, властью, данной мне театральными кулисами, я посвящаю вас в зрителей и актеров!

Слайд№ 12 (первые участники)

Карандаш: И сейчас, я приглашаю на сцену наших первых участников (Имя, название, руководитель на слайде)

Мимка: Актеры и зрители должен уметь внимательно слушать и слышать происходящее. А Вы, умеете внимательно слушать? Сейчас мы это проверим. Вы услышите различные звуки. Догадайтесь, какой предмет издает тот или иной звук, и изобразите его.

Слайд№ 13 (разминка для детей «угадай что звучало?») 

Всем большое спасибо! У Вас отличный слух, память и воображение. Я вижу, в каждом из вас живёт настоящий актёр!

Слайд№ 14 (вторые участники)

Карандаш: Приглашаем на сцену следующих участников…… ( Имя, название, руководитель на слайде)

Слайд№ 15 (третьи участники)

Кот: Наши следующие  участники из группы «» представят вашему вниманию постановку сказки « »….

Мимка: Что-то мы засиделись, предлагаю всем нам немного отдохнуть и поиграть в игру  «Необычные танцы»  (Выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую – только ногами, затем только головой, потом – только лицом, и наконец, используя все тело вместе).

Слайд№ 16 (четвертые  участники)

Карандаш: Приглашаем на сцену участников группы…. ( Имя, название, руководитель на слайде)

Кот: Одна из первых историй, которую создал  Владимир Григорьевич Сутеев называлась «Карандаш и мышонок».

Слайд№ 17

По этой сказке можно научиться рисовать. Сейчас мы предлагаем и вам стать участниками этой чудесной истории. А расскажут сказку и помогут вам ученики нашей школы. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Почувствуйте себя настоящими волшебниками!

Интерактивная сказка «Мышонок и Карандаш» (участники рисуют изображение кота по ходу представления)

Мимка: Все наши участники раскрыли свои многочисленные таланты. По-моему, они достойны самых восторженных оваций! Давайте  все всместе еще раз поаплодируем!

Кот: Подходит к концу наша театральная  гостиная, посвященная творчеству Владимира Георгиевича Сутеева. Мы всех хотим поблагодарить за талант, поддержку и творчество.

Герои проводят  Награждение

До новых встреч!

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству детского писателя Э.Успенского «Добрая страна Эдуарда успенского»

Цель:

создания условий для развития творческой и речевой активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, организации совместной работе детского сада, начальной школы и семьи по развитию мотивации у детей устойчивого интереса к книге и чтению.

Задачи:

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям;

- создавать условия для познавательно – речевого развития детей, пополнения литературного багажа;

- развивать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, предоставлять детям возможности для самовыражения;

- активизировать вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения и начальной школы. 

- организовать творческий обмен опытом работы педагогов  МБДОУ ДС «Родничок» и МБОУ СОШ № 41 по осуществлению партнёрских отношений с семьями воспитанников.

Предварительная работа:

Чтение произведений ЭУспенского«Крокодил Гена и его друзья».

«Дядя Фёдор, кот и пёс», «Про Веру и Анфису» и других.  Выставка книжки-малышки по произведениям Э. Успенского, выставка рисунков, книг, прослушивание песен на стихи Э. Успенского

Ведущий: Здравствуйте, девчонки и мальчишки, а так же их родители! Сегодня мы пригласили вас на  необычный праздник – литературный!

- Вы догадались, из  какого мультфильма мы к вам пришли? (из мультфильма Простоквашино, гена и чебурашка)

- А вы знаете, что все мультфильмы создаются по книжкам?

- А кто автор историй про Крокодила Гену, Чебурашку, Дядю Фёдора, девочку Веру и обезьянку Анфису?

В.: Правильно, автор этих историй  известный детский писатель Эдуард Успенский (слайд с Успенским)

Сегодня мы приглашаем Вас в увлекательное путешествие по творчеству Эдуарда Успенского, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые. В прошлом году Эдуарду Николаевичу Успенскому исполнилось 80 лет.

Шапокляк: А давайте немного расскажем о нем нашим гостям

Итак, слушайте внимательно! Эдуард Успенский не всегда  был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу, а после школы он решил стать инженером и придумывать самолеты.

Печкин: Но на этом его учёба не закончилась. Он все время чему-то учился. Когда он был уже совсем взрослым человеком, как ваши родители он научился работать на компьютере, стал учить английский язык и учиться петь.

Кот: А ещё он принимал участие в разных детских передачах, на радио и на телевидении. Он написал много стихов, сказок, комиксов, сценариев для мультфильмов, и даже тексты песен для своих сказочных персонажей.

И как он всё успевает?

Шапокляк: Наверное, фамилия виновата: Успенский – значит везде «успевать».

Симка: А вы, хорошо знаете героев хотя бы этих произведений? Сейчас я это проверю. Мини-викторина по героям

  1. Какие слова любил говорить галчонок?
  • Кар – кар
  • Кто там
  • Кто где
  • Тук – тук.
  1. Как звали корову кота Матроскина?
  • Мурка
  • Мурёнка
  • Зорька
  • Манька
  1. Как звали галчонка?
  • Кидайка
  • Хватайка
  • Бросайка
  • Давайка
  1. Как называлась деревня, в которой жили дядя Фёдор, кот и пёс?
  • Молочково
  • Кефиркино
  • Простоквашино
  • Творошково.
  1. Как звали почтальона деревни Простоквашино?
  • Речкин
  • Печкин
  • Овечкин
  • Синичкин.
  1. Что любил есть Чебурашка?
  • Апельсины
  • Яблоки
  • Ананасы
  • Груши.
  1. Как звали крысу старухи Шапокляк?
  • Маруся
  • Манюся
  • Лариса
  • Анфиса.

А кроме книг про дядю Фёдора и его друзей, Гену и чебурашку, есть ещё сказки-повести. Можете назвать? (Ответы детей). Книги выводятся на слайд

Про Веру и Анфису

Вниз по волшебной реке

Следствие ведут колобки

Школа клоунов

Разноцветная семейка

Пластилиновая ворона

Шапокляк: А что это за девочка с нами, вы знаете? (фиксик Симка)

Почему она оказалась в нашей компании? Её не было в наших историях

Симка: Потому что главной идеей для создания детского многосерийного мультфильма «Фиксики» стала повесть Успенского «Гарантийные человечки». И вообще, кроме сказочных повестей, Э. Успенский любил сочинять для ребят весёлые стихи, в которых ненавязчиво учит, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Стихи, которые написал автор не только весёлые и смешные, но и очень умные, познавательные.

Кот:  Ну давайте же скорее будем рассказывать стихотворения!

Приглашаются участники (старшие группы)

По именам, с названием произведения, картинка-слайд

Шапокляк.: Какие молодцы, да еще и с мамами, ничего себе! Ого, какие!

Предлагаю немножко поиграть! Мы уже убедились, что вы хорошо знакомы с героями произведений Эдуарда Успенского.

А песни про его героев знаете? А внимательно слушать умеете?

(обращается к героям) Давайте-ка их проверим, что-то они уж очень уверенные в себе.

Внимательно прослушайте до конца отрывок из песни и найдите ошибку. Готовы? Начали?

Музыкальный конкурс

Поют на мотив песен на слова Э. Успенского.

Шапокляк:

Голубой вагон бежит, качается.

Скорый поезд набирает ход.

Ах, зачем же этот торт кончается,

Пусть бы он тянулся целый год. (Дети ищут ошибку) музыка и все поют еще раз

Печкин:

Кабы не было весны в городах и селах,

Никогда б не знали мы всех детей весёлых. (Дети ищут ошибку)

Кот:

Пусть бегут неуклюже пароходы по лужам,

А вода по асфальту бегом.

И не ясно прохожим в этот день непогожий,

Почему же я грустный такой. (Дети ищут ошибки)

Фиксик:

Я был когда-то странной

Игрушкой деревянной,

К которой в магазине никто не подойдет.

Теперь я черепашка,

Мне каждая дворняжка

При встрече сразу лампу продаёт. (Дети ищут ошибку)

        

Участники (подготовительные группы)

По именам, с названием произведения, картинка-слайд

Игра «Волшебная коробка»

Условие: Печкин выносит коробку, в которой находятся предметы, принадлежащие героям произведений. Дети поочереди достают предмет и называют его хозяина.

Участники школа

По именам, с названием произведения, картинка-слайд

Жюри предлагают подвести итог литературной гостиной

Подвижная игра танец с Фиксиками

«Вот и подошёл к концу наш литературный вечер. Спасибо, ребята, за дружную компанию. Со многими героями вы встретились сегодня.  А кто подзабыл или еще не знает о многих других книгах, мы рекомендуем их обязательно прочитать. Ведь сегодня мы с вами поговорили только о некоторых произведениях Э. Н. Успенского, а их, ребята намного больше

(переворачиваются листы с произведениями Э.Н.Успенского, которые были вывешены в самом начале викторины.) Истории и стихи Э. Успенского  делают нас добрее, учат дружить и бережно относиться к четвероногим друзьям.

В мире много книжек

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

Печкин: «До новых встреч ребята, не забывайте нас»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса

Доклад на тему:  «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса»....

Доклад на тему: «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса».

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного вз...

План "Развитие вариативных форм взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО"

План работы методической группы на учебный год по теме "Развитие вариативных форм взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО"...

Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...