Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"
консультация по логопедии

Галиченко Наталья Николаевна

Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение № 13

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разным гласным звуком:

Та – то – ту                ты – та – то

Ну – ны – на                бо – ба – бы и т.п.

Упражнение № 14

        Воспроизведение слоговых сочетаний с согласным звуком, различающимися по мягкости и твёрдости:

        Па – пя        та – тя        по – пё        то - тё

        Пу – пю        ту – тю        пы – пи        ты – ти

        Пэ – пе        тэ – те                

Упражнение № 15

        Воспроизведение слоговых пар с наращиванием сочетания согласных звуков:

        па – тпа                та – пта

        фа – фта                та – фта  и т.п.

Упражнение № 16

        Воспроизведение слоговых сочетаний с общим сочетанием двух согласных звуков и разными гласными:

        Пта – пто – пту – пты

        Кта – кто – кту – кты

        Тма – тмо – тму – тмы  и т.п.

Упражнение № 17

  • Ребёнку предлагается выделить гласный звук в начале слова и в конце слова (уши. апельсин, аист, иголка и т.д.)
  • Называется слово из 3–5 звуков: кот, дом, кит, лес, лиса и т.д. Определить количество звуков: какой звук  стоит на  1, 2. 3-м месте, назвать все звуки по порядку.  

Упражнение № 18

Взрослый произносит пары слов и предлагает ребёнку определить одинаковые ли это слова и если нет, то чем они отличаются:

        зуб – суп                коза – коса

        дом – ком                врач – грач

        крыша – крыса и т.п.

        

                

МКДОУ –

детский сад № 485

«ДЕЛЬФИНЧИК»

Памятка для родителей

Новосибирск

Упражнение № 1

        На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем на слух (без зрительной опоры) определить что звучало. Количество игрушек постепенно увеличивается. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.

Упражнение № 2

        Перед ребёнком выставляется 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка). С помощью карандаша при постукивании вызываем звучание каждого предмета. Ребёнок запоминает. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Упражнение № 1

        Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить и рассказать, что делает взрослый (переливает воду, режет бумагу ножницами, рисует карандашом по бумаге и т. п.).

Упражнение № 4

        Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отстукивании или отхлопывании !! ! !! и т.п.

Упражнение № 5

        Работаем над тембром голоса. Вспоминаем сказки: «Три медведя», «Теремок», «Колобок» и т.п. Меняя высоту голоса, просим отгадать: кто говорит?

Упражнение № 6

        Скажи «мяу» громко (кот хочет есть», тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котёнок), низким голосом ( старый кот).

Упражнение № 7

        Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название, он должен поднять зелёный кружок, а если неправильное – красный.

        ваман         ваван                айбом

        паман                даван                аньбом

        банам                баван                авьбом

        банан                диван                альбом

Упражнение № 8

        Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке.

        мак – бак – так                ток – тук - так

        бык – бак – бок                дам – дом - дым

        ком – дом - гном                

Упражнение № 9

        Из 4-х слов, отчётливо произнесённых взрослым ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

        канава – канава – какао – канава

        ком – ком – кот – ком

        утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

        будка – буква – будка – будка

        винт – винт – бинт – винт

        буфет – букет – буфет – буфет

Упражнение № 10

        Из каждых 4-х слов, названных взрослым ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные

        мак – бак – так – банан

        сом – ком – индюк – дом

        лимон – вагон – кот – бутон

        мак – бак – веник – рак

        каток – дом – моток - поток

Упражнение № 11

        Взрослый читает два стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке:

  • Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (перина, рубашка, подушка)

  • Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

  • Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то…(ножик, щётки, спички)

Упражнение № 12

        Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

        ТА-та-та                ПА-па-па

та-ТА-та                па-ПА-па

та-та-ТА                па-па-ПА          И т.п.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет

Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...

«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Тема:  «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель:  повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...