Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"
консультация по логопедии
Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Упражнение № 13
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разным гласным звуком:
Та – то – ту ты – та – то
Ну – ны – на бо – ба – бы и т.п.
Упражнение № 14
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласным звуком, различающимися по мягкости и твёрдости:
Па – пя та – тя по – пё то - тё
Пу – пю ту – тю пы – пи ты – ти
Пэ – пе тэ – те
Упражнение № 15
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием сочетания согласных звуков:
па – тпа та – пта
фа – фта та – фта и т.п.
Упражнение № 16
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим сочетанием двух согласных звуков и разными гласными:
Пта – пто – пту – пты
Кта – кто – кту – кты
Тма – тмо – тму – тмы и т.п.
Упражнение № 17
- Ребёнку предлагается выделить гласный звук в начале слова и в конце слова (уши. апельсин, аист, иголка и т.д.)
- Называется слово из 3–5 звуков: кот, дом, кит, лес, лиса и т.д. Определить количество звуков: какой звук стоит на 1, 2. 3-м месте, назвать все звуки по порядку.
Упражнение № 18
Взрослый произносит пары слов и предлагает ребёнку определить одинаковые ли это слова и если нет, то чем они отличаются:
зуб – суп коза – коса
дом – ком врач – грач
крыша – крыса и т.п.
МКДОУ –
детский сад № 485
«ДЕЛЬФИНЧИК»
Памятка для родителей
Новосибирск
Упражнение № 1
На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем на слух (без зрительной опоры) определить что звучало. Количество игрушек постепенно увеличивается. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.
Упражнение № 2
Перед ребёнком выставляется 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка). С помощью карандаша при постукивании вызываем звучание каждого предмета. Ребёнок запоминает. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.
Упражнение № 1
Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить и рассказать, что делает взрослый (переливает воду, режет бумагу ножницами, рисует карандашом по бумаге и т. п.).
Упражнение № 4
Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отстукивании или отхлопывании !! ! !! и т.п.
Упражнение № 5
Работаем над тембром голоса. Вспоминаем сказки: «Три медведя», «Теремок», «Колобок» и т.п. Меняя высоту голоса, просим отгадать: кто говорит?
Упражнение № 6
Скажи «мяу» громко (кот хочет есть», тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котёнок), низким голосом ( старый кот).
Упражнение № 7
Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название, он должен поднять зелёный кружок, а если неправильное – красный.
ваман ваван айбом
паман даван аньбом
банам баван авьбом
банан диван альбом
Упражнение № 8
Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке.
мак – бак – так ток – тук - так
бык – бак – бок дам – дом - дым
ком – дом - гном
Упражнение № 9
Из 4-х слов, отчётливо произнесённых взрослым ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава – канава – какао – канава
ком – ком – кот – ком
утёнок – утёнок – утёнок – котёнок
будка – буква – будка – будка
винт – винт – бинт – винт
буфет – букет – буфет – буфет
Упражнение № 10
Из каждых 4-х слов, названных взрослым ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные
мак – бак – так – банан
сом – ком – индюк – дом
лимон – вагон – кот – бутон
мак – бак – веник – рак
каток – дом – моток - поток
Упражнение № 11
Взрослый читает два стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке:
- Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные… (перина, рубашка, подушка)
- Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
- Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то…(ножик, щётки, спички)
Упражнение № 12
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА-та-та ПА-па-па
та-ТА-та па-ПА-па
та-та-ТА па-па-ПА И т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет
Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...
«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Тема: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...