Методическая разработка для детей подготовительной группы по теме «Фрукты». «Звуки К, Кь. Буква К.»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Чернякова Анастасия Сергеевна

Методическая разработка для детей подготовительной группы

по теме «Фрукты».

 «Звуки К, Кь. Буква К.»

 

Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду.

Задачи:

Познавательные:

- активизировать и расширять словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов.

- закреплять приобретенные произносительные навыки.

-развивать темпо-ритмические характеристики речи.

Совершенствовать навыки:

• употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения.

• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже.

• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.

• составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память.

- развивать речевое дыхание.

- совершенствовать координацию речи с движением.

- совершенствовать диалогическую форму речи.

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

- формирование навыка зрительного и языкового анализа и синтеза;

- развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления).

- развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навык давать полный ответ на поставленный вопрос.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни.

• совершенствовать умение работать в коллективе.

• повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.

Образовательные:

- закрепить характеристику звуков К и Кь;

- закрепление умения дифференцировать звуки К и Кь;

-продолжать формирование навыка выделять лишнее слово из  ряда слов через игру

 «4-ый лишний» и определять место звука в слове;

- совершенствовать навык в подборе признаков на материале «дикие и домашние

 животные»

- познакомить с буквой К, закрепить её образ;

- развитие звуко – буквенного анализа, формировать умение составлять слова через игру «расшифруй слово»

 

Демонстрационные материалы: плакат и карточки с изображением фруктов.

 

 

 

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята,отгадайте загадки:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся.

ДетиФрукты.

Логопед: Давайте назовём фрукты, в названиях которых слышится звук К.

Дети: абрикос, персик, яблоко.

Логопед: Давайте рассмотрим букву К как выглядит эта буква?

Написание буквы К в воздухе и конструирование из счётных палочек.

Дети выполняют задание.

 Игра «4-лишний» Дети используют карточки с изображением фруктов и овощей, задача игры назвать лишнее слово и обосновать свой ответ.

            Логопед: Ребята в нашем русском языка есть звук К и Кь , а так же буква К .Чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.

Логопед: Правильно, ребята! Теперь нужно определить место звука в слове. Логопед раздаёт звуковые схемы и каждому карточку, где изображён фрукт со звуком К.

Логопед: А где растут фрукты?

Дети: На деревьях, в саду.

Логопед: Как называются деревья, на которых растут фрукты?

ДетиФруктовые.

II. Введение в тему.

Логопед читает письмо: «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».

Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?

Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду.

- Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?

Дети: Садовник.

- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?

Дети: Потому что если вовремя не собрать и карточки, то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.

Логопед: Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.

III. Основная часть.

Логопед: Что делает садовник в огороде весной?

Дети: Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев.

Логопед: А летом? 

Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.

- Чем занимается садовод осенью? 

Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.

Логопед: Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)

- Следит за садом, а по-другому(Наблюдает)

- Что нужно садоводу для работы?

Дети: Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.

Логопед:-Назовите эти предметы одним словом?

Дети: Это садовые инструменты.

-Давайте покажем, что ими делают. (Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики)

• Лопата копала, копала, копала, копала и устала, теперь отдыхает. («лопата»)

• Сгребаем граблями землю («щётка»)

• Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)

      • И не забудем про полив, возьмём ведро поглубже. («чашечка»)

Логопед : Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому? (богатый).

- Какие фрукты бывают

Дети: красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные.

Фрукты поспели, значит, они какие? (спелые, зрелые).

Фрукты приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)

Дыхательная гимнастика.

-Ребята, я предлагаю вас вспомнить свой любимый фрукт и понюхать: Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет фруктами! (на выдохе).

Игра «Семейка слов». 

Логопед: Много фруктовых деревьев с фруктами в саду. В саду их высаживают в определенном порядке – рядами. А что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).

Дети: Здесь выросла «семейка» слов.

Логопед: От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)

Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:(Сад, садик, сад, садовод, садовник, садовница, садовый, садовничать, садоводство).

Логопед: Придумайте предложения с этими словами.

Дети: Заботливый садовод опрыскивает фруктовые деревья. Садовник срезает старые ветки садовыми ножницами. В садоводстве поспел большой урожай яблок.

Игра «Слоги слово загадали». 

Логопед: Садовод предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.

Слоги слово загадали:

«ва» - в конце, а «сли» - в начале; (слива)

«нат» - «гра»(гранат)

«мон» - «ли»(лимон)

«ша» - «гру»(груша)

- Повторите слова (слива, гранат, лимон, груша).

Игра «Что где стоит?» 

Логопед: Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном? (Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».

Дети: Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.

Игра «Сравни яблоко и сливу» .

Логопед: Чем отличаются эти фрукты?

 Дети: Это фрукты, растут на дереве, они сладкие, полезные, сочные, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.

Дети: Яблоко крупнее сливы; яблоко круглое, а слива овальная; яблоко зелёное, а слива синяя, яблоко твёрдое, а слива мягкая, у яблока много семечек внутри, а у сливы – одна косточка.

Игра «Фруктовые блюда»

Логопед: Нужно ли есть фрукты? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда? Что готовят ваши мамы из фруктов?

ДетиФрукты нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты. Моя мама варит фруктовый компот, делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.

Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят,когда она готовит

- варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)

- джем из груши;- кисель из сливы;- пирог из лимона;- сок из апельсина.

 

IV. Итоги. Окончание занятия.

Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tema_frukty._k.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методологическа разработка для детей подготовительной группы

по теме «Фрукты».

 «Звуки К, Кь. Буква К.»

Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду.

Задачи:

Познавательные:

- активизировать и расширять словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов.

- закреплять приобретенные произносительные навыки.

-развивать темпо-ритмические характеристики речи.

Совершенствовать навыки:

• употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения.

• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже.

• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.

• составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память.

- развивать речевое дыхание.

- совершенствовать координацию речи с движением.

- совершенствовать диалогическую форму речи.

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

- формирование навыка зрительного и языкового анализа и синтеза;

- развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления).

- развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навык давать полный ответ на поставленный вопрос.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни.

• совершенствовать умение работать в коллективе.

• повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.

Образовательные:

- закрепить характеристику звуков К и Кь;

- закрепление умения дифференцировать звуки К и Кь;

-продолжать формирование навыка выделять лишнее слово из  ряда слов через игру

 «4-ый лишний» и определять место звука в слове;

- совершенствовать навык в подборе признаков на материале «дикие и домашние

 животные»

- познакомить с буквой К, закрепить её образ;

- развитие звуко – буквенного анализа, формировать умение составлять слова через игру «расшифруй слово»

Демонстрационные материалы: плакат и карточки с изображением фруктов.

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята,отгадайте загадки:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся.

ДетиФрукты.

Логопед: Давайте назовём фрукты, в названиях которых слышится звук К.

Дети: абрикос, персик, яблоко.

Логопед: Давайте рассмотрим букву К как выглядит эта буква?

Написание буквы К в воздухе и конструирование из счётных палочек.

Дети выполняют задание.

 Игра «4-лишний» Дети используют карточки с изображением фруктов и овощей, задача игры назвать лишнее слово и обосновать свой ответ.

            Логопед: Ребята в нашем русском языка есть звук К и Кь , а так же буква К .Чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.

Логопед: Правильно, ребята! Теперь нужно определить место звука в слове. Логопед раздаёт звуковые схемы и каждому карточку, где изображён фрукт со звуком К.

Логопед: А где растут фрукты?

Дети: На деревьях, в саду.

Логопед: Как называются деревья, на которых растут фрукты?

ДетиФруктовые.

II. Введение в тему.

Логопед читает письмо: «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».

Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?

Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду.

- Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?

Дети: Садовник.

- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?

Дети: Потому что если вовремя не собрать и карточки, то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.

Логопед: Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.

III. Основная часть.

Логопед: Что делает садовник в огороде весной? 

Дети: Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев.

Логопед: А летом? 

Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.

- Чем занимается садовод осенью? 

Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.

Логопед: Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)

- Следит за садом, а по-другому(Наблюдает)

- Что нужно садоводу для работы?

Дети: Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.

Логопед:-Назовите эти предметы одним словом?

Дети: Это садовые инструменты.

-Давайте покажем, что ими делают. (Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики)

• Лопата копала, копала, копала, копала и устала, теперь отдыхает. («лопата»)

• Сгребаем граблями землю («щётка»)

• Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)

      • И не забудем про полив, возьмём ведро поглубже. («чашечка»)

Логопед : Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому? (богатый).

- Какие фрукты бывают

Дети: красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные.

Фрукты поспели, значит, они какие? (спелые, зрелые).

Фрукты приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)

Дыхательная гимнастика.

-Ребята, я предлагаю вас вспомнить свой любимый фрукт и понюхать: Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет фруктами! (на выдохе).

Игра «Семейка слов». 

Логопед: Много фруктовых деревьев с фруктами в саду. В саду их высаживают в определенном порядке – рядами. А что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).

Дети: Здесь выросла «семейка» слов.

Логопед: От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)

Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:(Сад, садик, сад, садовод, садовник, садовница, садовый, садовничать, садоводство).

Логопед: Придумайте предложения с этими словами.

Дети: Заботливый садовод опрыскивает фруктовые деревья. Садовник срезает старые ветки садовыми ножницами. В садоводстве поспел большой урожай яблок.

Игра «Слоги слово загадали». 

Логопед: Садовод предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.

Слоги слово загадали:

«ва» - в конце, а «сли» - в начале; (слива)

«нат» - «гра»(гранат)

«мон» - «ли»(лимон)

«ша» - «гру»(груша)

- Повторите слова (слива, гранат, лимон, груша).

Игра «Что где стоит?» 

Логопед: Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном? (Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».

Дети: Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.

Игра «Сравни яблоко и сливу» .

Логопед: Чем отличаются эти фрукты?

 Дети: Это фрукты, растут на дереве, они сладкие, полезные, сочные, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.

Дети: Яблоко крупнее сливы; яблоко круглое, а слива овальная; яблоко зелёное, а слива синяя, яблоко твёрдое, а слива мягкая, у яблока много семечек внутри, а у сливы – одна косточка.

Игра «Фруктовые блюда»

Логопед: Нужно ли есть фрукты? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда? Что готовят ваши мамы из фруктов?

ДетиФрукты нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты. Моя мама варит фруктовый компот, делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.

Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят,когда она готовит

- варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)

- джем из груши;- кисель из сливы;- пирог из лимона;- сок из апельсина.

IV. Итоги. Окончание занятия.

Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей подготовительной группы с ОНР с использованием здоровьесберегающих , интерактивных технологий, ИКТ(использование ЭОР)Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Презентация к разработке создана самостоятельно. Цель разработки: закрепить понятия "звук","слог", "слово, "предложение" на основе лексической темы "Профессии"....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

В  ходе занятия дети  знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...

Конспект методической разработки для детей подготовительной группы по теме «1 сентября – день Знаний»

День Знаний – удивительный и прекрасный праздник. После долгой разлуки, отдыха и путешествий с родителями, после летних развлечений дети вновь встречаются со своими друзьями и со ...

Методическая разработка для детей средней группы на тему: «День удивительных звуков»

Тематический день «День удивительных звуков» с детьми среднего возрастаЦелевая аудитория:Дети (4-5 лет) средней общеразвивающей группы, списочный состав – 32 (17 девочек, 15 мальчико...

Методическая разработка Для детей подготовительной группы На тему: «День Конституции»

Цель тематического дня: формирование представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать....