Методическая разработка для детей подготовительной группы по теме «Фрукты». «Звуки К, Кь. Буква К.»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка для детей подготовительной группы
по теме «Фрукты».
«Звуки К, Кь. Буква К.»
Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду.
Задачи:
Познавательные:
- активизировать и расширять словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов.
- закреплять приобретенные произносительные навыки.
-развивать темпо-ритмические характеристики речи.
Совершенствовать навыки:
• употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения.
• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже.
• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.
• составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память.
- развивать речевое дыхание.
- совершенствовать координацию речи с движением.
- совершенствовать диалогическую форму речи.
- развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
- формирование навыка зрительного и языкового анализа и синтеза;
- развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления).
- развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навык давать полный ответ на поставленный вопрос.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни.
• совершенствовать умение работать в коллективе.
• повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.
Образовательные:
- закрепить характеристику звуков К и Кь;
- закрепление умения дифференцировать звуки К и Кь;
-продолжать формирование навыка выделять лишнее слово из ряда слов через игру
«4-ый лишний» и определять место звука в слове;
- совершенствовать навык в подборе признаков на материале «дикие и домашние
животные»
- познакомить с буквой К, закрепить её образ;
- развитие звуко – буквенного анализа, формировать умение составлять слова через игру «расшифруй слово»
Демонстрационные материалы: плакат и карточки с изображением фруктов.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята,отгадайте загадки:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся.
Дети: Фрукты.
Логопед: Давайте назовём фрукты, в названиях которых слышится звук К.
Дети: абрикос, персик, яблоко.
Логопед: Давайте рассмотрим букву К как выглядит эта буква?
Написание буквы К в воздухе и конструирование из счётных палочек.
Дети выполняют задание.
Игра «4-лишний» Дети используют карточки с изображением фруктов и овощей, задача игры назвать лишнее слово и обосновать свой ответ.
Логопед: Ребята в нашем русском языка есть звук К и Кь , а так же буква К .Чем отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.
Логопед: Правильно, ребята! Теперь нужно определить место звука в слове. Логопед раздаёт звуковые схемы и каждому карточку, где изображён фрукт со звуком К.
Логопед: А где растут фрукты?
Дети: На деревьях, в саду.
Логопед: Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети: Фруктовые.
II. Введение в тему.
Логопед читает письмо: «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».
Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?
Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду.
- Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?
Дети: Садовник.
- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?
Дети: Потому что если вовремя не собрать и карточки, то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.
Логопед: Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.
III. Основная часть.
Логопед: Что делает садовник в огороде весной?
Дети: Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев.
Логопед: А летом?
Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.
- Чем занимается садовод осенью?
Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.
Логопед: Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)
- Следит за садом, а по-другому? (Наблюдает)
- Что нужно садоводу для работы?
Дети: Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.
Логопед:-Назовите эти предметы одним словом?
Дети: Это садовые инструменты.
-Давайте покажем, что ими делают. (Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики)
• Лопата копала, копала, копала, копала и устала, теперь отдыхает. («лопата»)
• Сгребаем граблями землю («щётка»)
• Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)
• И не забудем про полив, возьмём ведро поглубже. («чашечка»)
Логопед : Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому? (богатый).
- Какие фрукты бывают?
Дети: красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные.
- Фрукты поспели, значит, они какие? (спелые, зрелые).
- Фрукты приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)
Дыхательная гимнастика.
-Ребята, я предлагаю вас вспомнить свой любимый фрукт и понюхать: Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет фруктами! (на выдохе).
Игра «Семейка слов».
Логопед: Много фруктовых деревьев с фруктами в саду. В саду их высаживают в определенном порядке – рядами. А что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).
Дети: Здесь выросла «семейка» слов.
Логопед: От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)
Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:(Сад, садик, сад, садовод, садовник, садовница, садовый, садовничать, садоводство).
Логопед: Придумайте предложения с этими словами.
Дети: Заботливый садовод опрыскивает фруктовые деревья. Садовник срезает старые ветки садовыми ножницами. В садоводстве поспел большой урожай яблок.
Игра «Слоги слово загадали».
Логопед: Садовод предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.
Слоги слово загадали:
«ва» - в конце, а «сли» - в начале; (слива)
«нат» - «гра»; (гранат)
«мон» - «ли»; (лимон)
«ша» - «гру»; (груша)
- Повторите слова (слива, гранат, лимон, груша).
Игра «Что где стоит?»
Логопед: Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном? (Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».
Дети: Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.
Игра «Сравни яблоко и сливу» .
Логопед: Чем отличаются эти фрукты?
Дети: Это фрукты, растут на дереве, они сладкие, полезные, сочные, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.
Дети: Яблоко крупнее сливы; яблоко круглое, а слива овальная; яблоко зелёное, а слива синяя, яблоко твёрдое, а слива мягкая, у яблока много семечек внутри, а у сливы – одна косточка.
Игра «Фруктовые блюда».
Логопед: Нужно ли есть фрукты? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда? Что готовят ваши мамы из фруктов?
Дети: Фрукты нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты. Моя мама варит фруктовый компот, делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.
Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят,когда она готовит:
- варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)
- джем из груши;- кисель из сливы;- пирог из лимона;- сок из апельсина.
IV. Итоги. Окончание занятия.
Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_tema_frukty._k.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методологическа разработка для детей подготовительной группы
по теме «Фрукты».
«Звуки К, Кь. Буква К.»
Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду.
Задачи:
Познавательные:
- активизировать и расширять словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов.
- закреплять приобретенные произносительные навыки.
-развивать темпо-ритмические характеристики речи.
Совершенствовать навыки:
• употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения.
• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже.
• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.
• составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память.
- развивать речевое дыхание.
- совершенствовать координацию речи с движением.
- совершенствовать диалогическую форму речи.
- развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
- формирование навыка зрительного и языкового анализа и синтеза;
- развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления).
- развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навык давать полный ответ на поставленный вопрос.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни.
• совершенствовать умение работать в коллективе.
• повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.
Образовательные:
- закрепить характеристику звуков К и Кь;
- закрепление умения дифференцировать звуки К и Кь;
-продолжать формирование навыка выделять лишнее слово из ряда слов через игру
«4-ый лишний» и определять место звука в слове;
- совершенствовать навык в подборе признаков на материале «дикие и домашние
животные»
- познакомить с буквой К, закрепить её образ;
- развитие звуко – буквенного анализа, формировать умение составлять слова через игру «расшифруй слово»
Демонстрационные материалы: плакат и карточки с изображением фруктов.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята,отгадайте загадки:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся.
Дети: Фрукты.
Логопед: Давайте назовём фрукты, в названиях которых слышится звук К.
Дети: абрикос, персик, яблоко.
Логопед: Давайте рассмотрим букву К как выглядит эта буква?
Написание буквы К в воздухе и конструирование из счётных палочек.
Дети выполняют задание.
Игра «4-лишний» Дети используют карточки с изображением фруктов и овощей, задача игры назвать лишнее слово и обосновать свой ответ.
Логопед: Ребята в нашем русском языка есть звук К и Кь , а так же буква К .Чем отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.
Логопед: Правильно, ребята! Теперь нужно определить место звука в слове. Логопед раздаёт звуковые схемы и каждому карточку, где изображён фрукт со звуком К.
Логопед: А где растут фрукты?
Дети: На деревьях, в саду.
Логопед: Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети: Фруктовые.
II. Введение в тему.
Логопед читает письмо: «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».
Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?
Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду.
- Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?
Дети: Садовник.
- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?
Дети: Потому что если вовремя не собрать и карточки, то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.
Логопед: Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.
III. Основная часть.
Логопед: Что делает садовник в огороде весной?
Дети: Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев.
Логопед: А летом?
Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.
- Чем занимается садовод осенью?
Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.
Логопед: Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)
- Следит за садом, а по-другому? (Наблюдает)
- Что нужно садоводу для работы?
Дети: Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.
Логопед:-Назовите эти предметы одним словом?
Дети: Это садовые инструменты.
-Давайте покажем, что ими делают. (Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики)
• Лопата копала, копала, копала, копала и устала, теперь отдыхает. («лопата»)
• Сгребаем граблями землю («щётка»)
• Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)
• И не забудем про полив, возьмём ведро поглубже. («чашечка»)
Логопед : Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому? (богатый).
- Какие фрукты бывают?
Дети: красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные.
- Фрукты поспели, значит, они какие? (спелые, зрелые).
- Фрукты приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)
Дыхательная гимнастика.
-Ребята, я предлагаю вас вспомнить свой любимый фрукт и понюхать: Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет фруктами! (на выдохе).
Игра «Семейка слов».
Логопед: Много фруктовых деревьев с фруктами в саду. В саду их высаживают в определенном порядке – рядами. А что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).
Дети: Здесь выросла «семейка» слов.
Логопед: От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)
Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:(Сад, садик, сад, садовод, садовник, садовница, садовый, садовничать, садоводство).
Логопед: Придумайте предложения с этими словами.
Дети: Заботливый садовод опрыскивает фруктовые деревья. Садовник срезает старые ветки садовыми ножницами. В садоводстве поспел большой урожай яблок.
Игра «Слоги слово загадали».
Логопед: Садовод предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.
Слоги слово загадали:
«ва» - в конце, а «сли» - в начале; (слива)
«нат» - «гра»; (гранат)
«мон» - «ли»; (лимон)
«ша» - «гру»; (груша)
- Повторите слова (слива, гранат, лимон, груша).
Игра «Что где стоит?»
Логопед: Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном? (Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».
Дети: Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.
Игра «Сравни яблоко и сливу» .
Логопед: Чем отличаются эти фрукты?
Дети: Это фрукты, растут на дереве, они сладкие, полезные, сочные, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.
Дети: Яблоко крупнее сливы; яблоко круглое, а слива овальная; яблоко зелёное, а слива синяя, яблоко твёрдое, а слива мягкая, у яблока много семечек внутри, а у сливы – одна косточка.
Игра «Фруктовые блюда».
Логопед: Нужно ли есть фрукты? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда? Что готовят ваши мамы из фруктов?
Дети: Фрукты нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты. Моя мама варит фруктовый компот, делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.
Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят,когда она готовит:
- варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)
- джем из груши;- кисель из сливы;- пирог из лимона;- сок из апельсина.
IV. Итоги. Окончание занятия.
Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для детей подготовительной группы с ОНР с использованием здоровьесберегающих , интерактивных технологий, ИКТ(использование ЭОР)Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Презентация к разработке создана самостоятельно. Цель разработки: закрепить понятия "звук","слог", "слово, "предложение" на основе лексической темы "Профессии"....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».
В ходе занятия дети знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Согласные звуки [р,р\'],буквы Р,р.
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект методической разработки для детей подготовительной группы по теме «1 сентября – день Знаний»
День Знаний – удивительный и прекрасный праздник. После долгой разлуки, отдыха и путешествий с родителями, после летних развлечений дети вновь встречаются со своими друзьями и со ...
Методическая разработка для детей средней группы на тему: «День удивительных звуков»
Тематический день «День удивительных звуков» с детьми среднего возрастаЦелевая аудитория:Дети (4-5 лет) средней общеразвивающей группы, списочный состав – 32 (17 девочек, 15 мальчико...
Методическая разработка Для детей подготовительной группы На тему: «День Конституции»
Цель тематического дня: формирование представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать....