Мастер - класс "Игровые приёмы для развития фонематического восприятия"
материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рассматривается одна из причин задержки речевого развития детей. Поэтапно участники проигрывают (разрабатывают) возможные приёмы формирования и развития фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_fv.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
для воспитателей старшего дошкольного возраста
Провела: учитель – логопед
Алексеева Т.А.
Тема: Игровые приёмы для развития фонематического восприятия
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию фонематического восприятия детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Актуализировать знания педагогов о фонематическом восприятии .
- Продемонстрировать педагогам этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия
- Обсудить совместно с участниками мастер-класса игровые приёмы развития фонематического восприятия.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: презентация; «волшебный» сундучок с предметами: музыкальные инструменты; звучащие баночки с крупой; бумага; стеклянная банка, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка; ширма; кукла Глаша; песочные часы 5 мин., 2 мин.; карточки с номерами 1-6
- Раздаточный материал: фломастеры, ватман
Ход мастер — класса:
Обоснование актуальности темы:
ХОРОШАЯ РЕЧЬ – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
- Что же помогает ребёнку понимать речь и говорить?
(слайд 2) Фонематическое восприятием или фонематическим слухом – принято называть способность воспроизводить и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия.
- Важно ли развивать фонематический слух у детей? На сколько актуален этот вопрос?
( участники высказывают свою точку зрения по данному вопросу.)
АКТУАЛЬНО! (слайд 3)
Вывод: Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает
- невозможным правильное произношение;
- не дает возможность детям овладеть в нужной степени словарным запасом, грамматическим строем , тормозит развитие речи.
ПОЭТОМУ возникают затруднения в овладении грамотой, а затем чтением и письмом.
Как следствие – ТРУДНОСТИ в общении и неуспешность в школе.
(слайд 4) ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ формируется постепенно, в процессе естественного развития. И только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Поэтому фонематический слух называют СМЫСЛОВЫМ.
ДОФОНЕМНЫЙ ПЕРИОД Р.Р. ребенок реагирует на звуки, интонацию.
С ГОДА фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования произношения.
ПРИ благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается к 2,5 годам.
(слайд 5)
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становлении у детей звукопроизношения.
Фонематическое восприятие не требует специального обучения. Оно формируется в период от 1 до 4 лет. Параллельно с овладением произносительной стороны речи. Благодаря слуховому контролю ребёнок соотносит своё произношение с произношением взрослого (образцом).
К окончанию подготовительной группы ребёнок должен обладать развитым фонематическим слухом, т.к. это – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем иностранным языкам.
-По каким признакам можно определить нарушения фонематического слуха? (слайд 6)
(слайд 7) В ВОЗРАСТЕ 4-6 ЛЕТ дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.
Необходимо соблюдать поэтапность формирования и развития фонематического восприятия (от простого к сложному).
Поэтому ВАЖНО развить именно в этом возрасте фонематический слух. И конечно, занятия не должны скучными, а интересной игрой. Параллельно развивается слуховое внимание и слухоречевая память.
- Организационный момент.
/Все стоят в кругу/
Педагог: - Какое у вас сегодня настроение? Вчера я познакомилась с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.
Комментарий: игра «Куколка любит танцевать» помогает развивать у детей чувство ритма. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны..Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.
II. Основная часть.
Педагог: - У меня еще для вас есть кое-что
(волшебный сундучок с предметами: музыкальные инструменты; звучащие баночки с крупой; бумага; стеклянная банка, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка)
Педагог: - Что это?
( Участники перечисляют увиденное)
Педагог: - Помогите мне, пожалуйста, разобрать эти предметы на группы, а то они рассыпались и перемешались пока я их несла. Время работы 2 минуты.
(Участники выполняют задание)
Педагог: - Объясните, почему вы их так разложили?
Участники: объясняют выполнение задания
Комментарий: Данное задание направлено на развитие логического мышления, коммуникативных способностей (взаимодействовать в группах). Участники классифицируют предметы.
Педагог: - Вы любите играть в прятки? Я предлагаю поиграть в сыщиков. Любой предмет может издавать звук. Определите на каком инструменте я играла. (задание можно усложнить, используя разные предметы из волшебной шкатулки)
(игра «Угадай, на чем играю»)
Комментарий: На 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти( без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Можно играть в такие игры, как:
- Кто услышит больше звуков
- «Угадай, на чем играю»
- Назови звуки улицы, леса,…
- Жмурки с колокольчиком
Педагог: - Наша Глашенька живёт в деревне и когда они с подружками ходят в лес за грибами да ягодами, всегда перекликаются между собой. Давайте мы с вами поиграем в игру "Кто позвал"
/Участники встают в круг, водящий в центре круга. "Мы будем петь песенку, а ты слушай внимательно и делай то, что мы будем просить"
Песенка: "Глаша, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: "Ау!"
Ну-ка глазки закрывай, не робей.
Кто зовёт тебя - узнай поскорей.
Водящий закрывает глаза, а тот, до кого я дотронусь, позовёт "Глаша! Ау!" (можно называть имя водящего) /
Комментарий: На протяжении 2 этапа дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Дети играют в игры:
- Кто позвал (сначала по имени, затем АУ)
- «3 медведя» (разным тембрам говорить 1 фразу)
- Далеко - близко звучащий объект (громко-тихо), например: поезд, пароход, кошка мяукает, корова мычит и т.п.
Педагог: вы отличные сыщики и хорошие друзья и поэтому опять требуется ваша помощь. Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём. Послушайте стишок и замените неправильное слово похожим по звуковому составу и смыслу словом.
Закричал охотник:"Ой! Двери гонятся за мной!" Жучка будку не доела. Неохота. Надоело. | Мама с бочками пошла По дороге, вдоль села... На виду у детворы Крысу красят маляры. | Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок! |
Комментарий: На 3 этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова(рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению, согласно контекста.
Можно предложить такие игры:
- Кто самый внимательный (Я буду называть эту картинку, предмет и т. д то правильно, то неправильно, а вы слушайте внимательно. Как только я ошибусь, вы хлопайте в ладоши)
ВАГОН – ВАКОН – ФАГОН – ВАГОН – ВАГОМ – ФАКОН
БУМАГА – ПУМАГА – ТУМАГА – БУМАГА – БУМАКА - ПУМАКА
М. усложнить предложить детям сигналы (красный, зеленый)
- Повторить 4 слова, назвать слово, которое отличается по звуковому составу, показать картинку
- Назвать картинки и соединить те, названия которых звучат похоже
Педагог: когда Глаша бывает в лесу, она часто слышит эхо. Давайте и мы с ней поиграем в эту игру. Ведущий говорит тихо слог, участники повторяют громко (на, но, мя, ме, пу, ты и т.д.)
Комментарий: На 4 этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза, то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет. Можно предложить игры:
- Повторить, что лишнее (слоги: НА – НА –НА- ПА; НА – НО – НА;
КА – АК –ГА -КА)
- Воспроизвести слоги с 1 согласным и меняющимися гласными.
- Общий гласный и разные согласные.
- Повторить по 2-3 слога, различающимися согласными по глухости - звонкости,
по твердости - мягкости
Педагог: наши звуки опять расшалились и все перемешались. Я называю звуки, вы хлопаете только тогда, когда услышите звук А (М, К, У, А, Ж, Ч, А, Б,А)
Комментарий: На 5 этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У, И. Согласные звуки должны произноситься кратко ( нельзя БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р) Можно использовать игры:
- Выделить из звукового ряда нужный гласный звук (хлопком)
- Повторить сочетание гласных звуков (по 2, 3, 4)
- Выделить из звукового ряда нужный согласный звук (хлопком)
Педагог: кукла Глаша снова нас приглашает в круг похлопать, да потопать. Давайте узнаем у кого самое длинное имя (ведущий проговаривает своё имя по слогам и хлопает на каждый слог, участники вместе повторяют имя ведущего.Затем по кругу каждый называет своё имя, а участники повторяют и считают количество слогов)
Комментарий: На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные, в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов, а слоги из букв; буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки- слышим и произносим.
- Определить количество слогов в слове
- Звук в начале слова / в конце слова
- Подбирать слова на заданный звук
- Города
- Определить место звука в слове (начало, середина, конец)
Практическая часть.
Участникам предлагается объединиться в группы (всего 6 групп). Каждая группа вытягивает номер от 1 до 6. Командам необходимо предложить несколько вариантов игр для развития фонематического восприятия (в зависимости от номера выбирается этап работы над ФВ)
III. Итог. Рефлексия участников
Обсуждение с участниками мастер-класса варианты использования проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...
Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019
В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...
Развитие фонематического восприятия с помощью игр и игровых приёмов.
Игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет длительный и однообразный коррекционный процесс сделать занимательным, интересным, более эффективным. Поэтому необходимость в использова...
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.Шумящие коробочкиНужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, к...
Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».
Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты. Полноценная речь ребенка являетс...
Консультация для родителей "Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет"
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....
Консультация для воспитателей "Игровые приёмы по формированию фонематического восприятия у дошкольников»
Система дидактических игр направленных на развитие фонематического восприятия....