Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников
консультация (старшая группа)
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.
Шумящие коробочки
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.
Чудо-звуки
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.
Слушай, пробуй, как звучит
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
Угадай, что звучало
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.
Где позвонили
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Подбери картинку или игрушку
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания
О правилах игры надо предварительно договориться.
Создаем мелодию
Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.
Шумящие коробочки
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.
Чудо-звуки
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.
Слушай, пробуй, как звучит
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
Угадай, что звучало
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.
Где позвонили
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Подбери картинку или игрушку
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания
О правилах игры надо предварительно договориться.
Создаем мелодию
Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.
Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи...
Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».
Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....
Консультация для родителей "Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет"
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....
Аналитическая справка по самообразованию «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников»
Аналитическая справка по самообразованию «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников»...