Картотека упражнений на дыхание 2.
картотека по логопедии
Картотека упражнений на дыхание 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
4 ЭТАП Третий комплекс. Комплекс выполняется в течение недели. УПРАЖНЕНИЕ №1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 2-х слов. Используются фразы, включающие двусложные и трёхсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», « ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы произнесём одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушайте, как это сделаю я. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, нараспев произносит фразу, например, «МА-А - МА-А МЫ-Ы – ЛА-А».) А теперь произносим вместе». | 4 ЭТАП Четвёртый комплекс. Четвёртый комплекс упражнений выполняется в течение недели. Детям предлагается не просто повторять фразу совместно со взрослым или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку. Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком. Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто». И т.п. |
4 ЭТАП Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ №2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 3-х слов. Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ», и т.д. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова». Рисуется схема: (см. продолжение) |
Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ №2. (Продолжение) Указывая на каждый вагончик проговаривается фраза: «Мама мыла Милу» Затем взрослый проговаривает текст слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох): Мама мыла Милу. Теперь все вместе. Символ указывает на вдох с одновременным подъёмом руки вверх. Символ указывает на выдох с одновременным опусканием руки. Введение новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: «МИЛА ЕЛА КАШУ» |
4 ЭТАП Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ №3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 4-х слов. Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова». Рисуется схема: Указывая на каждый вагончик проговаривается фраза: «Мама мыла Милу мылом» | |
4 ЭТАП Пятый комплекс (Выполняется в течение 2-х недель) УПРАЖНЕНИЕ № 1. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме. Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др. И. п.: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается): Инструкция: (см. продолжение) | 4 ЭТАП Пятый комплекс (Выполняется в течение 2-х недель) УПРАЖНЕНИЕ № 1. (Продолжение) Инструкция: «Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение». (Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит: «Наша Таня…», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «…громко плачет…». Небольшая пауза (1-2 сек). (Взрослый быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «…Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.) Дети сопряжённо со взрослым произносят фразы 2-3 раза, а затем повторяют самостоятельно – по сигналу (подъём руки). |
4 ЭТАП Пятый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 2. Произнесение нараспев четырёх стихотворных фраз по схеме. Используются известных детям стихотворения или отрывки из них. И. п.: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например: «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч» и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается): Инструкция: (см. продолжение) | 4 ЭТАП Пятый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 2. (Продолжение) Инструкция: «Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас 4 паровозика, и они едут друг за другом. (Соотнося каждое слово со схемой, взрослый произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъём руки.) А теперь произнесём все вместе: НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ, УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК. ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ, НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ». |
4 ЭТАП Четвёртый комплекс УПРАЖНЕНИЯ Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 4-х слов с соединительным союзом И. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Посмотрите на схему. Произнесите вслед за мной: «МИЛА ЕЛА КАШУ»». На доске рисуется схема: Взрослый прикрепляет в конце схемы картинку с изображением груши (банана и пр.) или демонстрирует муляжи. (см. продолжение) | 4 ЭТАП Четвёртый комплекс УПРАЖНЕНИЯ (Продолжение) Схема приобретает следующий вид: Взрослый продолжает: «Что нарисовано на картинке? Правильно, груша. А теперь послушайте, как я скажу: МАША ЕЛА КАШУ И ГРУШУ.
(Взрослый выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдох, медленно опуская руку, произносит: «Маша ела кашу и …», показывает на картинку и заканчивает фразу: «грушу».) А теперь повторим все вместе». В дальнейшем картинки заменяются и дети произносят фразу с новым словом самостоятельно. |
5 ЭТАП РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Примерная продолжительность этапа – 4 недели. При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей. | 5 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 2. Произнесение 3-4-х фраз прозаического текста по схеме. И.п.: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например: «Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое» и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается). Инструкция: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке: ЭТО ЯБЛОКО. ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ. (Соотнося каждое слово со схемой, взрослый произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъём руки.) Теперь произнесём вместе». |
5 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 3. Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку. И.п.: произвольное. Инструкция: «Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу: «НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И …» (Взрослый показывает грушу. Дети хором отвечают: «ГРУША».)» | 5 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 4. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т.п.). И.п.: произвольное. Инструкция: «Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе. Перечислять будете по моему сигналу. Вова, ты начинаешь. Будь внимателен. (Взрослый взмахивает рукой, и ребёнок начинает называть картинки или предметы. Взрослый плавно опускает руку по мере проговаривания ребёнком слов.) |
УПРАЖНЕНИЕ № 1. Произнесение 2-х фраз прозаического текста по схеме. И.п.: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например: «Это яблоко. Яблоко большое и красное» и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается): Инструкция: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня». (см. продолжение) | 5 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 1. (Продолжение) (Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.) «Это яблоко». Небольшая пауза (1-2 сек). « Яблоко большое и красное». Теперь произнесём все вместе по моему знаку: ЭТО ЯБЛОКО. ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. После того как дети вместе со взрослым чётко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряжённому) произнесению текста по сигналу. |
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, рекомендуемых для использования на занятиях по развитию дыхания у детей с нарушениями речи (размер дву- и четырёхдольный, темп умеренный). Русские народные песни: «Ах, утушка луговая» «В сыром бору тропинка» «Во саду ли, в огороде» «Зеленейся, зеленейся» «Как на тоненький ледок» «Как у наших у ворот» «Пойду ль, выйду ль я» «Ходила младшенька по борочку» «Ходит Ваня» «Я на горку шла» М. Филиппенко «По малину в сад пойдём» Ю. Чичков «Физкульт-ура!» С. Джоплин рэгтайм «Соревнуемся». ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 1 ЭТАП ПОДГОТОВКА К РАЗВИТИЮ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКЕ 2 ЭТАП РАЗВИТИЕ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ Первый комплекс упражнений Второй комплекс упражнений Третий комплекс. 3 ЭТАП РАЗВИТИЕ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА 4 ЭТАП РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Первый комплекс упражнений Второй комплекс упражнений Третий комплекс. Четвёртый комплекс упражнений Пятый комплекс упражнений 5 ЭТАП РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ | |
3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 7. Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе гласного звука. (Тренировка длительности фонационного выдоха.) И.п.: произвольное. Инструкция: «Я расскажу вам сказку, а вы внимательно её слушайте. Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал» «Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет тянуть голосянку». Первым решил испробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: «А!» голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: «У-у», она тут же у него и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была Лиса. (см. продолжение) | 3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 7. (Продолжение) Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И её голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей. Ребята, как вы думаете, почему сильный Медведь не смог тянуть голосянку? Потому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голосянкой. А вот Лисичка всё сделала правильно – вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском. Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку. Послушайте, как я тяну голосянку. (Взрослый быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поёт звук А, медленно опуская руку ладонью вниз.) А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным. У кого голосянка закончится, больше не начинайте её. Приготовились. Начали!» Взрослый быстрым движением руки подаёт детям сигнал для выполнения вдоха. При этом сам слегка приоткрывает свой рот; в процессе пения медленно опускает руку вниз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека упражнений на дыхание
Дыхательные упрнения необходимо выполнять для укрепления иммунитета, развития мышц гортани и носоглотки, повышения уровня кислорода в крови и т.д....

Картотека упражнений на дыхание 2023г
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма....

Картотека "Упражнения на дыхание""
В арсенале каждого воспитателя должна быть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений, в том числе и дыхательной гимнастики, которая направлена на общее укрепление и оздоровление о...