Картотека упражнений на дыхание 2.
картотека по логопедии

Демьяненко Евгения Сергеевна

Картотека упражнений на дыхание 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_uprazhneniy_na_dyhanie_2.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

4 ЭТАП

Третий комплекс.

Комплекс выполняется в течение недели.

УПРАЖНЕНИЕ №1.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 2-х слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трёхсложные слова, например: «МАМА  МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», « ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы произнесём одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза.

Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушайте, как  это сделаю я.

(Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, нараспев произносит фразу, например, «МА-А - МА-А   МЫ-Ы – ЛА-А».)

А теперь произносим вместе».

4 ЭТАП

Четвёртый комплекс.

  Четвёртый комплекс упражнений выполняется в течение недели.

  Детям предлагается не просто повторять фразу совместно со взрослым или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку.

  Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком.

  Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто». И т.п.

4 ЭТАП

   Третий комплекс

 УПРАЖНЕНИЕ №2.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 3-х слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА  МЫЛА МИЛУ», «МАМА  МЫЛА  КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ», и т.д.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

Рисуется схема:

(см. продолжение)

  1. ЭТАП

  Третий комплекс 

УПРАЖНЕНИЕ №2.

(Продолжение)

Указывая на каждый вагончик проговаривается фраза: «Мама мыла Милу»

   Затем взрослый проговаривает текст слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох):

Мама мыла Милу.

    Теперь все вместе.

Символ   указывает на вдох с одновременным подъёмом руки вверх.

Символ     указывает на выдох с одновременным опусканием руки.

Введение новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: «МИЛА ЕЛА КАШУ»

4 ЭТАП

 Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ №3.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 4-х слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА  МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА  МЫЛА  КОЛЮ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

Рисуется схема:

Указывая на каждый вагончик проговаривается фраза: «Мама мыла Милу мылом»

4 ЭТАП

 Пятый комплекс

 (Выполняется в течение 2-х недель)

УПРАЖНЕНИЕ № 1.

  Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.

  Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

И. п.: произвольное.

Взрослый проговаривает фразы, например:

«Наша Таня громко плачет,

уронила в речку мячик»

и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

Инструкция: (см. продолжение)

4 ЭТАП

 Пятый комплекс

 (Выполняется в течение 2-х недель)

УПРАЖНЕНИЕ № 1.

(Продолжение)

  Инструкция: «Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение».

(Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит: «Наша Таня…», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «…громко плачет…».

Небольшая пауза (1-2 сек).

(Взрослый быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «…Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.)

Дети сопряжённо со взрослым произносят фразы 2-3 раза, а затем повторяют самостоятельно – по сигналу (подъём руки).

4 ЭТАП

Пятый комплекс

УПРАЖНЕНИЕ № 2.

Произнесение нараспев четырёх стихотворных фраз по схеме.

Используются известных детям стихотворения или отрывки из них.

И. п.: произвольное.

Взрослый проговаривает фразы, например:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч»

и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

Инструкция: (см. продолжение)

4 ЭТАП

Пятый комплекс

УПРАЖНЕНИЕ № 2.

(Продолжение)

Инструкция: «Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас 4 паровозика, и они едут друг за другом. (Соотнося каждое слово со схемой, взрослый произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъём руки.)

А теперь произнесём все вместе:

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,

УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ».

4 ЭТАП

Четвёртый комплекс

УПРАЖНЕНИЯ

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 4-х слов с соединительным союзом И.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Посмотрите на схему. Произнесите вслед за мной: «МИЛА ЕЛА КАШУ»».

На доске рисуется схема:

Взрослый прикрепляет в конце схемы картинку с изображением груши (банана и пр.) или демонстрирует муляжи.

(см. продолжение)

4 ЭТАП

Четвёртый комплекс

УПРАЖНЕНИЯ

(Продолжение)

Схема приобретает следующий вид:

Взрослый продолжает: «Что нарисовано на картинке? Правильно, груша. А теперь послушайте, как я скажу:

      МАША ЕЛА КАШУ И ГРУШУ. 

 

(Взрослый выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдох, медленно опуская руку, произносит: «Маша ела кашу и …», показывает на картинку и заканчивает фразу: «грушу».)

   А теперь повторим все вместе».

   В дальнейшем картинки заменяются и дети произносят фразу с новым словом самостоятельно.

5 ЭТАП

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

  Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

  Примерная продолжительность этапа – 4 недели.

 При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей.

5 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 2.

Произнесение 3-4-х фраз прозаического текста по схеме.

И.п.: произвольное.

Взрослый проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое»

и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается).

Инструкция: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке:

ЭТО ЯБЛОКО.

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.

ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ.

(Соотнося каждое слово со схемой, взрослый произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъём руки.)

Теперь произнесём вместе».

5 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 3.

   Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку.

   И.п.: произвольное.

   Инструкция: «Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу: «НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И …» 

(Взрослый показывает грушу. Дети хором отвечают: «ГРУША».)»

5 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 4.

   Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т.п.).

   И.п.: произвольное.

   Инструкция: «Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе.

Перечислять будете по моему сигналу. Вова, ты начинаешь. Будь внимателен. 

(Взрослый взмахивает рукой, и ребёнок начинает называть картинки или предметы. Взрослый плавно опускает руку по мере проговаривания ребёнком слов.)

  1. ЭТАП

  УПРАЖНЕНИЕ № 1.

Произнесение 2-х фраз прозаического текста по схеме.

И.п.: произвольное.

Взрослый проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное»

и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

Инструкция: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему  и послушайте меня».

(см. продолжение)

5 ЭТАП

  УПРАЖНЕНИЕ № 1.

(Продолжение)

 (Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.)

«Это яблоко». Небольшая пауза (1-2 сек).

« Яблоко большое и красное».

Теперь произнесём все вместе по моему знаку:

ЭТО ЯБЛОКО.

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.

После  того как дети вместе со взрослым чётко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряжённому) произнесению текста по сигналу.

ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, рекомендуемых для использования на занятиях по развитию дыхания у детей с нарушениями речи (размер дву- и четырёхдольный, темп умеренный).

Русские народные песни:

«Ах, утушка луговая»

«В сыром бору тропинка»

«Во саду ли, в огороде»

«Зеленейся, зеленейся»

«Как на тоненький ледок»

«Как у наших у ворот»

«Пойду ль, выйду ль я»

«Ходила младшенька по борочку»

«Ходит Ваня»

«Я на горку шла»

М. Филиппенко «По малину в сад пойдём»

Ю. Чичков «Физкульт-ура!»

С. Джоплин рэгтайм «Соревнуемся».

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1 ЭТАП 

ПОДГОТОВКА К РАЗВИТИЮ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКЕ

2 ЭТАП

РАЗВИТИЕ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Первый комплекс упражнений

Второй комплекс упражнений

Третий комплекс.

3 ЭТАП

РАЗВИТИЕ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА

4 ЭТАП

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Первый комплекс упражнений

Второй комплекс упражнений

Третий комплекс.

Четвёртый комплекс упражнений

Пятый комплекс упражнений

5 ЭТАП

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

3 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 7.

Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе гласного  звука. (Тренировка длительности фонационного выдоха.)

И.п.: произвольное.

Инструкция: «Я расскажу вам сказку, а вы внимательно её слушайте.

Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал» «Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет тянуть голосянку». Первым решил испробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: «А!» голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: «У-у», она тут же у него и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была Лиса.

(см. продолжение)

3 ЭТАП   УПРАЖНЕНИЕ № 7.

 (Продолжение)

Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И её голосянка получилась самой длинной. Лев  и все звери признали Лисичку победительницей.

Ребята, как вы думаете, почему сильный Медведь не смог тянуть голосянку? Потому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голосянкой. А вот Лисичка всё сделала правильно – вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском.

Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку. Послушайте, как я тяну голосянку. (Взрослый быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поёт звук А, медленно опуская руку ладонью вниз.)

А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным.

У кого голосянка закончится, больше не начинайте её. Приготовились. Начали!»

Взрослый быстрым движением руки подаёт детям сигнал для выполнения вдоха. При этом  сам слегка приоткрывает свой рот; в процессе пения медленно опускает руку вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека "Упражнения на дыхание"

Давайте поможем ребенку быстрее говорить правильно....

Картотека упражнений на дыхание 1.

Картотека упражнений на дыхание 1....

Картотека упражнений на дыхание

Дыхательные упрнения необходимо выполнять для укрепления иммунитета, развития мышц гортани и носоглотки, повышения уровня кислорода в крови и т.д....

Картотека упражнений на дыхание 2023г

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма....

Картотека "Упражнения на дыхание""

В арсенале каждого воспитателя должна быть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений, в том числе и дыхательной гимнастики, которая направлена на общее укрепление и оздоровление о...