Картотека упражнений на дыхание 1.
картотека по логопедии

Демьяненко Евгения Сергеевна

Картотека упражнений на дыхание 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_uprazhneniy_na_dyhanie_1.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

1 ЭТАП

ПОДГОТОВКА К РАЗВИТИЮ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКЕ

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение  дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребёнок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лёжа, затем сидя и стоя.

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.

1 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ №1.

Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку.

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребёнком зрительно (рис. 1).

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

В соответствии с инструкцией ребёнок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребёнка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой взрослым: качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывёт по мне.

В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение.

 «Качели – вверх, качели – вниз,

      Крепче, куколка, держись!»

1 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ №2.

Ребёнок, находящийся в положении лёжа, кладёт ладонь на области диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребёнком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

 Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

1 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ №3.

Ребёнок, находящийся в положении сидя, кладёт ладонь на  область диафрагмы (рис. 2).

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

1 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ №4.

  Ребёнок, находящийся в положении стоя, кладёт ладонь на  область диафрагмы (рис. 3).

  Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

  Это упражнение проводится также  и с обнажённым торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает, не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.

  Для того, чтобы дети при смене исходного положения не переходили к привычному верхнерёберному типу дыхания, их ладонь надо положить к себе (взрослому) на область диафрагмы и предложить «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

2 ЭТАП

РАЗВИТИЕ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

  Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

  Этап состоит из трёх комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач. Примерная продолжительность этапа – 12 – 14 недель.

  Условия:

  1. активное внимание ребёнка привлекается к фазе вдоха;
  2.  вдох осуществляется в момент физической нагрузки;

3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.

2 ЭТАП

Первый комплекс упражнений

  Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.

  В комплекс входит 6 упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя.

  Перед разучиванием нового упражнения повторяются ранее усвоенные.

  В первые дни упражнения выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.

2 ЭТАП

Первый комплекс

УПРАЖНЕНИЕ № 1.

Выполнение пары «быстрых вдохов» 

(это упражнение базовое для усвоения последующих дыхательных упражнений).

Исходное положение: стоя перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем 2 раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».

Упражнение выполняется взрослым вместе с детьми, а затем дети выполняют «быстрые вдохи» перед зеркалом (рис. 4).

2 ЭТАП

Первый комплекс

УПРАЖНЕНИЕ № 2.

  Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу взрослого (быстрое движение руки вверх).

  И. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

  Взрослый произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу - быстрому движению руки вверх.

Текст 1.За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Здравствуй, мишенька-дружок,

Дай понюхать пирожок

 (два коротких  «быстрых вдоха» по сигналу).

Текст 2.Мышки водят хоровод,

На диване дремлет кот.

И мышиный хоровод

Вдруг увидел серый кот

 (два коротких  «быстрых вдоха» по сигналу).

«Кот понюхал нас! Ура!

Разбегайтесь детвора!»

  Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то взрослый движение руки сопровождает словами: «нюх-нюх».

2 ЭТАП

Первый комплекс

УПРАЖНЕНИЕ № 3.

Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево (рис.5).

И. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Все помнят, как собачки нюхают воздух?

Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика.

Сначала понюхаем воздух справа. (Показ взрослого.)

Отдыхаем. (Возврат головы в и.п., выдох.)

Затем нюхаем воздух слева. (Показ взрослого.) Отдыхаем. (Возврат головы в и.п., выдох.)

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Где же зайчика искать?

Может, справа под кустом?

Может слева за бревном?

2 ЭТАП

Первый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 4.

Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и лёгком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем») (рис. 6).

И. п.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.

Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.)

Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.)

2 ЭТАП

Первый комплекс

УПРАЖНЕНИЕ № 6.

Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу (рис. 8).

И. п.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.)

Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Отдыхаем.» (Возврат в и.п., выдох.)

Взрослый показывает упражнение целиком.

2 ЭТАП

Первый комплекс

УПРАЖНЕНИЕ № 5.

Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка (рис. 7).

И. п.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.)

Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Отдыхаем.» (Возврат в и.п., выдох.)

Взрослый показывает упражнение целиком.

2 ЭТАП

Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 1.

На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 9).

И. п.: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:  «На первый шаг нюхаем воздух: «нюх-нюх» - раз.

Затем делаем три шага – два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух.»

 Показ взрослым упражнения целиком.

Схема: 1-й шаг – два «быстрых вдоха»;

2,3,4-й шаги – выдох.

На первых занятиях инструкции в отношении рук не даются, чтобы не усложнять двигательную задачу и не отвлекать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3-5 минут.

2 ЭТАП

Второй комплекс упражнений

  Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.

  На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки.

  В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут.

  Для регуляции темпа и ритма движений взрослый использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.

  С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение.

2 ЭТАП

Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 4.

На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в и.п. и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 12).

И. п.: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:  «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Затем смотрим прямо и делаем 3 шага.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я».

 Показ взрослым упражнения целиком.

Схема: 1-й шаг – поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»;

2,3,4-й шаги – голова прямо, выдох.

2 ЭТАП

Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 3.

На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 11). И. п.: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:  «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: «нюх-нюх».

Затем опускаем руку, делаем 3 шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

 Показ взрослым упражнения целиком.

Схема: дети стоят друг за другом;

на счёт «раз» - шаг с поворотом головы направо с прикладыванием левой ладони к уху и два «быстрых вдоха»;

на счёт «2», «3», «4» - возврат головы  и руки в и.п., продолжение ходьбы в такт, свободный выдох;

на счёт «раз» - шаг с поворотом головы влево с прикладыванием правой руки к уху и два «быстрых вдоха»;

на счёт «2», «3», «4» - возврат головы  и руки в и.п., продолжение ходьбы в такт, свободный выдох.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

2 ЭТАП

Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 2.

На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в и. п. и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 10). И. п.: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:  «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Затем смотрим прямо, делаем подряд 3 шага и отдыхаем.

А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Опять смотрим прямо, делаем 3 шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух».

 Показ взрослым упражнения целиком.

Схема: дети стоят друг за другом; на счёт «раз» - шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»; на счёт «2», «3», «4» - возврат головы в и.п., ходьба в такт, свободный выдох;

на счёт «раз» - шаг с поворотом головы налево и два «быстрых вдоха»;

на счёт «2», «3», «4» - возврат головы в и.п., ходьба в такт, свободный выдох.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

3 ЭТАП

РАЗВИТИЕ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА

  Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

  Этап включает 7 упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.

  Примерная продолжительность этапа – 8 недель.

3 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 1.

Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти  на ширине плеч.

Инструкция:  «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э).

Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем 2 вдоха: «нюх-нюх» и поём: «А-А-А…» (взрослый делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поёт звук А.)

Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поёт красиво и дольше всех. Следите за моими руками».

Вначале рука взрослого быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.

Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.

2 ЭТАП

Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 5.

На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в и.п. и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

И. п.: стоя в колонну по одному.

 Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:  «На первый шаг наклоняем голову то к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Затем смотрим прямо и делаем 3 шага.

А теперь делаем шаг, наклоняем голову  к левому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх».

Опять  смотрим прямо и делаем 3 шага.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух».

 Показ взрослым упражнения целиком.

Схема: 1-й шаг – наклон головы к правому (левому) плечу,  два «быстрых вдоха»;

2,3,4-й шаги – голова прямо, выдох.

2 ЭТАП

Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 6.

На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в и.п. и следуют 3 шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух (рис. 14).

И. п.: стоя в колонну по одному.

 Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:  «На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони.

Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

А теперь поворачиваем голову  на лево, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони.

Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

 Показ взрослым упражнения целиком.

Схема: 1-й шаг – поворот головы направо (налево),  два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони;

2, 3, 4-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони.

2 ЭТАП

Третий комплекс.

  Задача: дальнейшая тренировка  грудобрюшного дыхания и увеличение объёма лёгких.

  Третий комплекс, состоящий из 3-х упражнений, заключается в использовании приёмов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки.

  Первые дни упражнения выполняются не более 4-х раз. Постепенно их количество увеличивается до 8 – 10 раз за одно занятие.

  Желательно повторение упражнений в течение дня.

  Длительность обучения третьему комплексу – примерно три недели. Каждое упражнение обычно усваивается за 5-7 дней.

2 ЭТАП

Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 1.

Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки (рис. 15).

При максимальном сведении рук ребёнок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется 2 раза без паузы, далее руки возвращаются в и.п. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу. Ритм и темп движений задаётся хлопками взрослого.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:  «В лесу стало совсем холодно и надо согреться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы согреться, обнимите себя за плечи.

Верните руки в и.п. и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в и.п.

Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть «мягкие», не напряжённые. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите».

Показ взрослым упражнения целиком. «А теперь сделаем это упражнение вместе. На счёт «раз» - быстро обняли плечи и вернули руки в и.п. на счёт «2» - снова быстро обняли плечи и вернули руки в и.п. Опускаем и отдыхаем на счёт «3», «4», «5».

2 ЭТАП

Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 2.

Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в и.п. и осуществляется непроизвольный выдох (рис.16).

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.

Ритм и темп движений задаётся хлопками или под счёт взрослого.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На счёт «раз» - быстро обняли плечи и понюхали воздух.

Вернули руки в и.п., но не опускаем их.

На счёт «2» - быстро обняли плечи и понюхали воздух.

Опускаем руки и отдыхаем на счёт «3», «4», «5»».

Схема: «раз» - обхват плеч, «быстрый вдох,  и.п. (руки остаются на уровне плеч);

 «2» - обхват плеч, «быстрый вдох,  и.п.

«3», «4», «5» -  руки опускаются, выдох.

2 ЭТАП

Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 3.

Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шин) (рис. 17).

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»).

Ритм и темп движений задаётся хлопками или под счёт взрослого.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперёд – «нюх» - раз.

Чуть выпрямились.

Ещё наклон – «нюх» - два.

Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять».

Показ взрослым упражнения целиком.

Схема: «раз» - наклон вперёд, «быстрый вдох,  слегка выпрямиться;

«2» - наклон вперёд, «быстрый вдох;

«3», «4», «5» -  и.п., выдох.

3 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 2.

Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).

И.п.: произвольное.

Инструкция: «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Взрослый изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух) Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».

При затруднениях выполнять упражнение перед зеркалом. В течение занятия упражнение повторяется 3-4 раза, с паузой между ними.

Упражнению обучают неделю. предыдущее упражнение больше не выполняется.

3 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 3.

Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в и.п.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч.

Инструкция:  «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнём и поднимем руки вверх. Затем будем медленно опускать руки и петь звук А.

Посмотрите и послушайте, как я пою.

Показ взрослым упражнения.

А теперь давайте споём вместе».

Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.

3 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 4.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч.

Инструкция 1:  «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.

Послушайте, как это у меня получится.

(Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поёт звук У.)

А теперь вместе погудим, как большой паровоз».

Инструкция 2:  «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.

Послушайте, как я это сделаю. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, тихо поёт звук У.) А теперь вместе погудим, как маленький паровоз». 

Упражнение повторяется 2-3 раз в день на протяжении недели.

3 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 5.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч.

Инструкция 1:  «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом.

Послушайте, как это у меня получится.

(Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поёт звук И.)

А теперь вместе порычим, как большой медведь».

Инструкция 2:  «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом.

Послушайте, как я это сделаю. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поёт звук И.) А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок».

Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом.

 Упражнение повторяется 2-3 раз в день на протяжении недели.

3 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ № 6.

Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных  звуков с разной интонацией. Длительность пения не фиксируется.

 И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч.

 Инструкция :  «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропевает ряд гласных: АОУ.)

А теперь поём вместе.

Давайте попробуем спросить на волшебном языке: «Как дела?» (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, пропевает  с вопросительной интонацией ряд гласных: АОУ?)

Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы.

Упражнение выполняется 3-4 раз в день на протяжении двух недель.

4 ЭТАП

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  Цель: развитие собственного речевого дыхания.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжён с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из 2-х, а далее из 3-4-х слов, короткие стихотворные тексты.

  На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Каждое упражнение длится не более 5 минут и повторяется 3-4 раза в день.

  Примерная продолжительность этапа 5 недель.

4 ЭТАП

  Первый комплекс

Упражнения выполняются в течение недели и заключаются в пропевании различных слогов.

УПРАЖНЕНИЕ №1-2.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

  1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА,БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.)
  2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги.

Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА».)

А теперь произносим вместе».

4 ЭТАП

Второй комплекс

Выполняется в течение 2-х недель.

УПРАЖНЕНИЕ №1.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам).

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их.

Послушайте, как у меня это получится.

(Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А».)

А теперь произносим вместе».

В течение занятия каждое слово пропевается  4-5 раз.

4 ЭТАП

Третий комплекс.

Комплекс выполняется в течение недели.

УПРАЖНЕНИЕ №1.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 2-х слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трёхсложные слова, например: «МАМА  МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», « ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы произнесём одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза.

Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушайте, как  это сделаю я.

(Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, нараспев произносит фразу, например, «МА-А - МА-А   МЫ-Ы – ЛА-А».)

А теперь произносим вместе».

4 ЭТАП

Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ №2

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трёхсложного слова (по слогам).

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.

И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти  на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их.

Послушайте, как у меня это получится.

(Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слово.)

А теперь произносим вместе».

В течение занятия каждое слово пропевается  4-5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека "Упражнения на дыхание"

Давайте поможем ребенку быстрее говорить правильно....

Картотека упражнений на дыхание 2.

Картотека упражнений на дыхание 2....

Картотека упражнений на дыхание

Дыхательные упрнения необходимо выполнять для укрепления иммунитета, развития мышц гортани и носоглотки, повышения уровня кислорода в крови и т.д....

Картотека упражнений на дыхание 2023г

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма....

Картотека "Упражнения на дыхание""

В арсенале каждого воспитателя должна быть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений, в том числе и дыхательной гимнастики, которая направлена на общее укрепление и оздоровление о...