Интегрированное занятие учителя логопеда и в-ля в подготовительной группе "Правила дорожного движени надо знать и уважать"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Родионова Наталья Константиновна

Дети совместно с логопедомм и воспитателем моделируют свой путь от дома до школы, затем вспоминают уже известные им правила дорожного движения с помощью загадок, игр, наглядного, дидактического материала. Закрепили знание дорожных знаков в художественно - продуктивной деятельности, т.е нарисовали их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАДО ЗНАТЬ И УВАЖАТЬ»

 Подготовили: учитель – логопед Воробьева О.В., воспитатель Родионова Н.К.

Цель:- закрепление, расширение и углубление представления о правилах дорожного движения;

Задачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).- Совершенствование навыка слогового анализа слов.- Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков.- Развитие координации речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Коррекционно-развивающие:-   дифференциация шипящих звуков;-   закрепление правильного употребления пространственной терминологии;-   развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;-   развитие  мелкой моторики;-  формирование слоговой структуры слова.

Коррекционно-воспитательные:

-  воспитание культуры поведения на улице, применяя правила дорожного движения.

Словарная работа: продолжение работы над словами сложной слоговой структуры: автомобилист, мотоциклист, велосипедист, пешеходы, тротуар, транспорт, автослесарь, регулировщик, указатель.

Оборудование:  большая кукла, машины, пешеходный переход – зебра, светофор.        

Ход занятия:

Логопед. Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашим улицам, вспомнить правила дорожного движения, правила перехода и поведения на улице, значение сигналов светофора.

Логопед. Гулять по городу мы будем не просто так, а соблюдая правила безопасного поведения на улице и на дороге. Давайте перед прогулкой мы сделаем гимнастику для нашего язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для челюсти «Эскалатор»

Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот, кончик языка – за нижними зубами.

Упражнение для губ «Паровоз»

Упражнение для языка «Гребём веслом»

Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Упражнения для языка. «Лодочка». Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Воспитатель: Вы скоро пойдете в школу. Поэтому мы совершим необычную, но безопасную прогулку от нашего детского сада до школы. Ребята, прогуливаясь до школы вы встретите очень много улиц, которые вы будете проходить. Все они разные: узкие и широкие, короткие и длинные. На каждой улице есть и проезжая часть и тротуар. Люди, идущие по  улице называются…  

Дети: Пешеходами. (обыгрываем ситуацию водители – пешеходы)

Воспитатель: Пешеходов очень много. Это дети и взрослые, дедушки и бабушки. Чтобы не нарушать правила дорожного движения пешеходы должны идти только по …  

Дети: Тротуару. (дети идут по тротуару)
Воспитатель: Скажите, а где же мы можем перейти улицу, ведь на ней так много машин?

Дети: На пешеходных переходах. 

Воспитатель: Правильно, на пешеходных переходах. Посмотрите, на дороге нарисованы широкие белые полосы – это пешеходный переход. Именно по нему и нужно переходить дорогу.
— А сейчас отгадайте загадку:

Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный.

Дети:  Светофор

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают огоньки светофора? (ответы детей). Зачем, вообще, нужен светофор людям? (ответы детей). (На проезжей части стоят автомобили – мальчики , девочки пешеходы)

Дети проходят в группу

 Логопед:А сейчас я вам расскажу одну историю, я случайно её подслушала. В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что обозначают огоньки светофора? (ответы детей). Зачем, вообще, нужен светофор людям? (ответы детей). А сейчас я вам расскажу одну сказку,  которую я случайно подслушала.   

«Сказка о том, как сигналы светофора решали, кто из них важнее»

В некотором царстве в некотором государстве жил-был Светофор и его друзья. Жил он в лесу…  Но это был необычный лес – сказочный. Светофор стоял на полянке, где его окружали зеленовато-желтая трава, голубое небо и ласковое солнце. Он следил за порядком в лесу. Благодаря его хорошей работе, все жители сказочного леса знали и выполняли правила дорожного движения.

Но однажды его любимые братья - Красный, Жёлтый и Зелёный затеяли спор, кто из них важнее, а значит и главнее в лесу.

- Я самый главный! – закричал Красный сигнал, - ведь я предупреждаю об опасности! Без меня может случиться авария! Я даже сочинил про себя такое небольшое стихотворение:

«Если красный свет горит – путь движению закрыт!»
- Нет! Самый важный – я! – возразил Желтый. – Я самый красивый из вас, ведь я похож на солнышко! А солнце – это добро, тепло, жизнь… И я тоже могу сказать о себе стихами: «Если жёлтый – не спеши, остановись и подожди!»

Но брат по имени Зелёный начал возражать:
- А я самый долгожданный, ведь я разрешаю движение водителям и пешеходам. Мой цвет - цвет листьев и поэтому он производит впечатление свежести, роста и безопасности. Мне все рады. Я должен светить дольше вас!

Никто из братьев-сигналов не хотел уступать. Совсем забыли братья о своих обязанностях.
И началась на лесной опушке неразбериха! Зажжется Зеленый – тут же с ним загорается Красный сигнал. А начнет мигать Желтый - Красный и Зеленый тоже не хотят ждать своей очереди!

Смотрят друзья Светофора, лесные жители, и не понимают, вроде бы время года лето; травка зелёная, много красивых цветов, грибов; солнышко светит ярко… Но на полянке, как будто бы  тысяча огоньков зажглись. Друзья подошли поближе – ежик, зайчик и бельчонок и застыли от удивления. Перед ними стоял их любимый Светофор и переливался, как новогодняя гирлянда.

И с этого дня начались в лесу беспорядки, много аварий и ссор.

А в нашем сказочном лесу, как и во всех других, жила Сорока, которая летала  и разносила «Новости леса» - это была такая газета, которую она же и издавала.

И вот, например, какие новости можно было прочитать и услышать каждый день:

«Легковая машина «Волга», следовавшая на полной скорости со стороны опушки не вписалась в поворот, слетела с тропинки, перевернувшись два раза, упала на домик семьи Ежихиных. Хорошо, что никого не было дома, и все остались живы».

« Лисята ждали, пока загорится Зеленый свет, и так простояли целый день, боясь переходить через дорогу, и не попали на день рождения к своему другу Ослику».

« Кабан  на велосипеде столкнулся с Зайчихой, которая ехала на самокате!»

И вот однажды такая газета попала в руки Светофору, и братья, наконец, узнали, сколько бед случилось из-за их глупой ссоры, сколько лесных жителей пострадало, пока они решали, кто важнее и главнее.  Задумались Красный, Желтый и Зеленый. Стыдно им стало за свое поведение. Перестали они ссориться. Поняли, что все  важны и необходимы. Только вместе они смогут поддерживать порядок в лесу. С тех пор каждый из них светит только в свою очередь и другому не мешает.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

(Появляется кукла Даша.)

Кукла  Даша (испуганно плачет): Ой, ой! Куда я попала? Мне страшно!

Логопед:  Что с тобой?  Почему ты плачешь?

Кукла Даша:  Я заблудилась, мне страшно. Здесь какие-то картинки и вся земля разрисована.

Логопед:  Ведь это город, а не лес. Мы  тебе  с ребятами  все  расскажем и  покажем. Вставай вместе с нами и делай, как мы.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы с большого)   

 Будем    мы запоминать правила движения    (дети держат пальцы растопыренными. Соответственно словам ведущего начинают соединять одноименные пальцы рук, начиная с большого).

Правила для дедушки,

Правила для бабушки,

Правила для папы,

Правила для мамы,

Правила для меня.

(Дети поочередно, соответственно словам, разъединяют пальцы, начиная с большого)

Правила для автомобилиста,

Правила для мотоциклиста,

Правила для велосипедиста,

Правила для водителя,

Правила для родителя. (Дети делятся на водителей и пешеходов)

Кукла Даша: Ай- ай- ай, я совсем не знаю никаких правил, особенно правил дорожного движения.

Логопед:   давайте, мы с вами вспомним  правила дорожного движения, а Ты Даша слушай и запоминай.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМНЫЙ СВЕТОФОР»

Пешеходы не идут,

А сигнал неспешно ждут.

Физминутка: «По дорожке, по дорожке»

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Подскоки на правой ноге

Подскоки на левой ноге

Бег на месте

Прыжки на месте на обеих ногах

Ходьба на месте.

Логопед: А теперь, ребята давайте поиграем и выполним задания.

Задание 1. Назови ласково.
Машина - машинка
Дорога - ...
Трамвай - ...
Двор - ...

Светофор-

Пешеход-

Тротуар-

Дом-
Задание 2. Сосчитай до пяти.
один пешеход - два пешехода, и т.д.
один шлагбаум - ...
один перекрёсток - ...
один велосипед - ...
один светофор - ...
Задание 3. Упражнение «Закончи предложение»

Логопед: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, предложение должно начинаться со слов «а потом».

Логопед: Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре…

Дети: …а потом переходить улицу.

Логопед: Нужно посмотреть налево…

Дети: … а потом начинать переходить улицу.

Логопед: Следует взрослого взять за руку…

Дети: … а потом переходить улицу.

Логопед: Нужно дождаться полной постановки транспорта…

Дети: … а потом начинать переход

Задание 4. Исправь ошибку.
Широкая проспект.
Автобусный остановка.
Парковка запрещён.

Узкие дорога
Задание 5. Подбери признак/действие.
Машина (какая?) - ...(грузовая, пожарная и т.д.)
Регулировщик (что делает?) - ...(показывает, направляет, запрещает и т.д.)
Задание 6. Какое слово лишнее и почему?
- тротуар, переулок,тропинка, проспект;
- "зебра", подземный переход, наземный переход, жираф;
- парковка, остановка, стоп, выход.
Игра «Регулировщик»

Воспитатель: Давайте превратимся с вами в регулировщиков и посмотрим, что творится на наших улицах?

У детей по красному и синему флажку. Логопед называет слова, обозначающие разные виды транспорта. В зависимости от того, какой транспорт назван, дети проговаривают слова «проезжай», «пролетай», «проплывай» (машина, самолёт, вертолёт, корабль, катер, автобус, мотоцикл), и машут в это время синим флажком. Если же называется слово, не относящееся к транспорту, поднимается красный флажок и произносится слово «стоп». 

Игра «Автобус»

Логопед: Давайте все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе?

Дети: Пассажирами.

Логопед: А как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему? (ответы детей).

Логопед: Я буду говорить, где автобус едет, а вы будете отвечать, как он движется (работа по картинкам).

- Автобус от остановки … (отъехал) .

- К другой остановке…. (подъехал) .

- Затем на небольшую горку…. (въехал) .

- И вместе с нами он мост (переехал) .

- Большую лужу он… (объехал) .

- И к нашему саду он тихо…. (подъехал) .

Вышли мы из автобуса и пешком пошли в детский сад. Мы уже не пассажиры, а кто?

Дети: Пешеходы.

Воспитатель: Теперь хочу узнать, знаете ли вы какие дорожные знаки бывают? Куб используем ( предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса, информационные)

ИГРА РАЗВИВАЮЩАЯ «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Воспитатель: Сейчас проходите к столам, на каждом столе лежат пустые дорожные знаки. Форма знаков указывает на принадлежность их к той или иной категории. Например круглые знаки указывают, как вы думаете на что?
Ответы детей. Либо это запрещающие знаки, либо это знаки предписывающие. Треугольные знаки (предупреждающие), прямоугольные – знаки сервиса.На столах стоят стаканчики с синими, красными и чёрными карандашами. Дети приступают к выполнению задания.

              

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной логопедической группе

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: «В гости осень к нам пришла».

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя осень". Тема занятия: "В гости ...

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема "Возвращение весны".

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логоедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя весна". Тема занятия "Возвращени...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе "Ах, ты Зимушка- зима"

Интегрированное занятие музыкального руководителя и учителя-логопеда "Ах ты, Зимушка-зима"....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Транспорт»

В конспекте  представлен материал, игры и упражнения по расширению, активизации словаря по теме: «Транспорт», совершенствованию фонематических процессов,  навыков звуко-слогового...

Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе компенсирующей направленности в рамках реализации общесадового проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель: закрепление и пополнение знаний детей о своей малой Родине. Задачи: - коррекционно-образовательные: • расширить и актуализировать словарный запас по теме «Мой город»; • упражнять в образова...