«Осенний лес, полон сказок и чудес»
методическая разработка по логопедии
Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniy_les_polon_zagadok_i_chudes.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
коррекционно-развивающего занятия
для детей среднего дошкольного возраста
на тему: «Осенний лес, полон сказок и чудес»
Цель: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.
Коррекционно-образовательные задачи:
-активизация словаря по темам "Осень", "Деревья";
-совершенствование навыков звукового и слогового анализа и чтения слов;
-совершенствование грамматического строя речи ( образование существительных в форме родительного падежа с предлогом с, согласование прилагательных с существительным в роде, числе)
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие длительного выдоха,
-речевого слуха
-связной речи,
-памяти;
-мышления.
-артикуляционной тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
_ формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: осенние листочки по количеству детей, каштаны по два каждому ребенку,презентация "Осенний лес, полон загадок и чудес", корзинка с листьями.
Ход
Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.
Л.:-Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!
Л.:-Давайте,мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхательной гимнастики)
А теперь давайте я улыбнусь вам,а вы улыбнётесь мне, а потом мы улыбнемся друг другу (элементы артикуляционной гимнастики)
1. Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)
Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Л.: -Правильно, мы отправляемся в Осень.
2. Звучит музыка осеннего леса. Дети рассматривают картинку на презентации.
Л.:-Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?
(ответы детей).
Л.:-Какого цвета листья?
(ответы детей).
Л.:-Как сказать про листья разного цвета?
(ответы детей).
Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.
Л.:-Какие у нас листья?
(ответы детей-называют листья).
3. Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами их закрепим ( элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.
Л: -Только осенью мы имеем возможность наблюдать яркие краски природы и любоваться ими. Осенью в лесу звери и птицы готовят запасы, утепляют норы и гнезда. И там могут происходить удивительные истории
4. Игра «Осень» - «Подберите слова-признаки, похвалите осень. Осень, какая?
Дети по очереди называют прилагательное .
5. Л: - Вы узнали деревья, которые растут в лесу? а вот и листья этих деревьев . Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый и назвать, какой это листок.
ребенок: это листок упал с клена- кленовый листок.
ребенок: а этот листок упал с рябины- рябиновый листок
ребенок: а этот листок упал с дуба- дубовый листок
ребенок: а этот листок упал с каштана- каштановый лист не принято говорить. мы его назовем лист каштана
ребенок: эти иголочки с елки- еловые иголки
ребенок: эти иголочки с сосны- сосновые иголки
Л: - а теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и скажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. это зеленые еловые иголки
ребенок: красный кленовый листок
оранжевый рябиновый листок
коричневый дубовый листок
зеленые сосновые иголки
желтый лист каштана
6. Л.: - давайте представим, что вы превратились в осенние листья и поиграем.
дети выполняют упражнение:
Листья осенние тихо кружатся ( кружатся, расставив руки в стороны)
листья нам под ноги тихо ложатся ( приседают)
И под ногами шуршат, шелестят ( движения руками влево- вправо)
7. Вот и опушка леса, надо отдышаться. Вдохните чистый лесной воздух (упражнение на восстановление дыхания: вдох через нос, выдох через рот)
Прислушаетесь, как шумит осенний лес.
- если ветер тихий (протяжно,тихо ш-ш-ш)
- если ветер усиливается ( увеличивают силу голоса)
- ветер затихает (уменьшают силу голоса)
- ветер стих (замолкают)
8. Л :давайте сделаем упражнение "Пузырь". Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение. дети выполняют упражнение 3 раза. после каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.
Л.: следующее упражнение называется "Шарики". попробуйте набрать воздух то в одну то в другую щеку при плотно сомкнутых губах. посмотрите, как это делаю я. дети вновь выполняют упражнение 3 раза.
Л.: а теперь сделаем упражнение " Маятник.
широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение дела. я. дети выполняют упражнение 3 раза.
Л.: вы очень хорошо выполнили упражнения. Молодцы!
9. Л.; Посмотрите на доску ( презентация) Какие картинки вы видите?
ответы детей: улей, арфа, ива, утка, окунь
Определите первый звук в каждом из этих слов: улей- звук У, арфа- звук А, ива- звук И, утка- звук У, окунь- звук О. Подумайте и вспомните, как называются звуки, с которых начинаются эти слова.
Дети: это гласные звуки
Л.: Что вы знаете о гласных звуках?
Дети: когда мы их произносим, во рту нет преграды. эти звуки можно петь , мы их обозначаем красными кружочками.
Логопед раздает детям листочки из бумаги, на которых написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Дети называют буквы и поют гласные звуки: А, О, У, И
10. Л.; А сейчас мы поиграем с каштанами- . Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.
Дети; Каштаны в ладошке я крепко держу,
Каштаны в ладошке кручу и кружу,
Я ловко катаю каштаны в ладошке,
Они убегают как мышки от кошки
11. Упражнение "Прохлопай слова" ( упражнение в передаче ритмического рисунка слов, деление слов на части.)
в презентации появляются картинки: кусты, шишки. логопед предлагает разделить эти слова на части и прохлопать их.
Л.: - По сколько частей в каждом из этих слов? ( по две) подберите слова, ыв которых тоже будет по две части: в презентации картинки- тучи, дожди, лужи, осень
Л.: Отлично, вы выполнили все задания и порадовали меня.
12. Окончание занятия. оценка работы детей. Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались трудными, а какие простыми.
Литература:
Вареник Е.Н., Корлыханова З.А Физическое и речевое развитие дошкольников.М.,2009
Лебедева Л.В. Речевые досуги для дошкольников М.:» Центр педагогического образования», 2011
Журнал Инструктор по физкультуре №7/2015,№8/13
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)
Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...
Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"
КОНСПЕКТ Комплексного занятия по...
Конспект спортивного праздника «Зимний лес полон сказок и чудес» для детей средней группы
_ обогащать и расширять знания детей о зиме, используя средства физической культуры,- сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать ум...
"Зимний лес полон сказок и чудес"
Спортивный праздник для среднего дошкольного возраста...
Конспект НОД в средней группе по физической культуре ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС.
Конспект НОД в средней группе по физической культуре "ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС"...
Конспект интегрированной ОД в старшей логопедической группе на тему: «Осенний лес, полон сказок и чудес»
Коррекция речевого развития детей с помощью речевых , спортивных игр и упражнений в двигательном режиме ...
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Волшебный осенний лес –полон сказок и чудес» Воспитатель: Мышанская Н.В.
Конспект интегрированного занятияв средней группена тему:«Волшебный осенний лес –полон сказок и чудес»Интеграция образовательных областей: «Художественно эстетическое разв...