Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.
методическая разработка по логопедии по теме

Панькова Наталья Владимировна

     Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где  использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,  “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной”, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой “Программа коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Пояснительная записка к  “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи”  используемой на логопедических занятиях.

         В основе работы учителя - логопеда в условиях массового детского сада  использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,  “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной”, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой “Программа коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой.

Данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопедическом пункте  общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что  является  необходимым. Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

 Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

 Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

 В  ГБОУ СОШ № 368 «Лосиный остров» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях «логопедической службы». В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы  логопедической службы при массовом дошкольном подразделении общеобразовательной школы.

        В нашем дошкольном образовательном подразделении  реализуются программы “Истоки”, “Развитие речи дошкольников” О.С. Ушаковой. Эти программы не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией.

Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

 Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,  СанПин 2.4.1.3049-13”,  а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.1.11). В соответствии с СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

 Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

 -раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

-преодоление недостатков в речевом развитии;

-воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

-подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

-формирование навыков учебной деятельности;

-осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками подразделения и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

 Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р. разделено на 3 периода обучения:

I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель, 27 занятий- 3 занятия в неделю.

II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 36 занятий – 3 занятия в неделю.

III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 36 занятий – 3 занятия в неделю.

 - звукопроизношение + связная речь

Всего 99 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю,       30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

 ФФН и ФН– 1 год

 ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

 ФН – 2 раза в неделю;

 ФФН – 2-3 раза в неделю;

 ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению  ФН и ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей 6-го года жизни.

I период

Основное содержание работы:        

Развитие речи

Произношение        

Фонематическое восприятие

 Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

 Развитие речевого дыхания.

 Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей.

 Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

 Постановка отсутствующих в речи звуков

 (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

 Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.

 Воспитание правильной ритмико-интонационной  и мелодической окраски речи.

 Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

 Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

 Дифференциация речевых и неречевых звуков.

 Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

 Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

 Знакомство с буквами, обозначающими звуки.(подготовит. гр.)

 Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

 Преобразование слогов за счёт одного звука.

 Различение односложных и многосложных слов.

 Выделение звука из ряда других звуков.

 Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.

 Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

Усвоение понятий «гласный – согласный» звук.        

 Закрепление навыка употребления категории  числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют).

 Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом  у.

 Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода.

 Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, ката-ли, купили).

 Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

 Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графический планы.

 II период

 Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.

 Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.

 Постановка отсутствующих звуков.

 Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.

 Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.

 Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

 по твёрдости – мягкости ([п] – [пь],  [т] – [ть] и т.д.);

 по глухости – звонкости ([п] – [б],  [к] – [г] и т.д.);

 в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах.

 Определение наличия звука в слове.

 Распределение картинок, названия, которых включает:

 дифференцируемые звуки;

определённый заданный звук.

 На том же материале:

 определение места звука в слове;

 выделение гласных звуков в положении после согласного в слове;

 совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости;

 анализ и синтез прямого слога;

 выделение согласного звука в начале слова;

 выделение гласного звука в конце слова.

 Практическое знакомство с понятием «твёрдый– мягкий звук».

 Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

 Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

 Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:

 по твёрдости – мягкости ([п] – пь]  [т] – [ть] и т. д.);

 в обратных слогах;

 в слогах со стечением двух согласных;

 в словах и фразах;

 составление предложения с опредлённым словом;

 анализ двусловного предложения;

анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.        

 Закрепления в самостоятельной речи навыка:

 согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

 согласование порядковых числительных с существительными.

 Закрепление умения:

 подбирать однокоренные слова;

 образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);

 составлять предложения;

 по демонстрации действий, картине, вопросам;

 распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями;

 составлять предложения по опорным словам;

 составлять предложения по картине, серии картин;

 пересказывать тексты насыщенные изучаемыми звуками.

 Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

 Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

 Составление предложений по картине, по вопросам.

 Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графичесий планы).

 Составление рассказа по серии сюжетных картин.

 III период

 Автоматизация поставленных звуков в речи.

 Дифференциация звуков по месту образования:

 [с] – [ш], [з] – [ж];

 [р] – [л];

 в прямых и обратных слогах;

 в слогах со стечением  согласных;

 в словах и фразах;

 в коротких текстах и стихах;

 закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

 Закрепление правильного произношения звуков.

 Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

 Совершенствование дикции.

 Совершенствование интонационной выразительности речи.        

 Составление схемы слова с выделением ударного слога.

 Выбор слова к соответствующей графической схеме.

 Выбор графической схемы к соответствующему слову.

 Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.

 Подбор слова с заданным количеством звуков.

 Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

 Определение порядка следования  звуков в слове.

 Определение количества и порядка слогов в слове.

 Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

 Составление слов из заданной последовательности звуков.        

 Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.)

 Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).

 Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).

 Образование существительных  от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать).

 Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

 Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.

 Составление рассказов с элементами творчества.

 Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д.

 Оформление речевых  высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

 Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])

Этапы работы

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Оборудование

1-й этап

Развитие общей и речевой моторики.

Общее количество часов:

дислалия – 5-7

дизартрия – 7-14

А (1-3 ч.)

   Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков)

  1. Ходьба
  2. Гимнастика рук и ног
  3. Гимнастика туловища
  4. Комплексная гимнастика конечностей и туловища
  5. Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

  1. Выполнение гимнастических упражнений
  2. Игры на развитие координации и чувства ритма

Б (1-3 ч.)

   Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков)

1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев),  проба «ребро – кулак – ладонь»

2.  Вычерчивание фигур

3.  Обведение шаблонов

4.  Вырезание ножницами различных фигур

5.  Разбирание по сортам семян, по  цвету мозаик

6.  Лепка, штриховка, рисование по пунктиру

7.  Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары

8.  Показывание пальцев по два и по три

9.  Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели

  1. Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда
  2. Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда
  3. Самостоятельная работа дома

Комплекты пластинок

Ножницы

Трафареты

Мозаики

Мячи

Резиновая груша

Пластилин, скакалки

В (1-3 ч.)

   Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Составление целого предмета из частей»
  • «Найди фигурку по подобию»
  • «Кто больше запомнит или увидит».

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

  • «Угадай, чей голос»
  • «Улиточка»
  • «Улови шепот»
  • «Жмурки с голосом»
  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит»

«Лягушка»

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Звучащие игрушки

Г (1-3 ч.)

   Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Оскал»
  • «Хоботок»
  • «Хоботок» с последующим «оскалом»
  • «Трубочка»
  • раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы
  • удерживание бумажных трубочек
  • комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • язык широкий («лопаткой»)
  • язык узкий («жалом»)
  • поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд
  • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы
  • язык вправо – влево
  • втягивание и вытягивание широкого языка
  • удерживание языка в состоянии покоя
  • присасывание спинки языка к нёбу
  • прищелкивание
  • комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

        П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка.

для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

6. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.)

 Настенное зеркало

 Индивидуальные зеркала

 Марлевые салфетки

 Бумажные трубочки

Д (1-4 ч.)

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений на базе изучения гласных и сохранных согласных звуков.

  1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
  2. Понятие о звуке. Знакомство со звуками речи. Особенностями произнесения и артикуляции гласных и согласных звуков.
  3. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
  4. Выделение заданного звука в начале, середине, конце слов.
  5. Подбор слов и картинок на заданный звук.

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Звучащие предметы

Символы звуков и слов

2-й этап

Постановка и коррекция звука

Количество часов:

дислалия - 2-5

дизартрия - 5-8

А (1-3 ч.)

   Знакомство с артикуляцией звука

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация вибрации языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков )

Зеркала настольные

Зеркало настенное

Профили звуков

Шпатели

Игровой материал

Б (1 ч.)

   Специальные упражнения для звука [Р]

1. Работа над вспомогательными звуками:

  • многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т - т - т»)
  • присоединение голоса (даёт «д - д - д»)
  • выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т - т - т - ттрррр»)

2. Механическая помощь при постановке звука:

  • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем
  • вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз», «жжжж», чаще «дддд» (упражнение «Балалайка»)

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • игры на выработку вибраторных движений кончика языка
  • работа над силой выдоха
  • имитационные игры

Полоски бумаги

Карандаши

Пробирки

Соломинки разных размеров

Лодочки разных размеров

Воздушные шарики

Игрушка «тещин язык»

В (1 ч.)

   Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Игра в «болтушку» или «индюшку», где высунут язык и на звук «А» болтается между зубами

2. «Фырканье лошади» - тип кучерского «р»

(«тпppp» -  задувание и дрожание обеих губ)

3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения

Г (1 ч.)

   Специальные упражнения для звука [Л]:

П е р в ы й   с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:

  • «Улыбка»
  • прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий)
  • так же с последующей артикуляцией гласных без участия голоса

В т о р о й   с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:

  • «Качели» (для губного [Л])
  • «Качели» с одновременным произнесением  «А - А - ААА» или «ы – ы – ыыы»

Т р е т и й   с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам

Шпатели логопедические

Зонды логопедические массажные

Вата

Бинт

Спирт

Д (1 ч.)

   Koppeкция звука:

Работа над:

  • точностью
  • чистотой (без вспомогательных движений)
  • плавностью (без толчков)
  • силой (с напряжением)
  • темпом (от замедленного к быстрому)
  • достижение уcтoйчивости полученного результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

Е (1 ч.)

   Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

  • вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса
  • произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.

2. Работа над дыханием:

  • выработка плавного длительного выдоха
  • работа над силой выдоха

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

Колличество часов:

дислалия- 5-10

дизартрия - 10-15

А (1-4 ч.)

   Работа над звуком:

1. Звук в слоге:

  • открытом
  • закрытом
  • в звукосочетаниях

2. Звук в слове:

  • в начале
  • в середине
  • в конце
  • в сочетаниях с гласными.

3. Звук в предложении

4. Звук в тексте

5. Пословицы, поговорки, стихи

6. Скороговорки

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом.

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Слоговые таблицы

Игрушки

Игры

Предметные картинки

Сюжетные картинки

Картинки к загадкам и скороговоркам

Б (1-4 ч.)

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представленийна  на базе изучения поставленных и откорректированных звуков.

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4. Игра «Услышь своё имя»

5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)

6. Отхлопать ритмическую структуру слова

Сигнальные карточки

В (2-4 ч.)

2. Формирование фонематического анализа

1. Определить первый звук в слоге, слове

2. Определить последний звук

3. Назвать все входящие в слово звуки

4. Определить количество звуков, слогов, слов

5. Назвать звуки по порядку

6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него

Мячи

Флажки

«Светофорчики»

Конверты с кружками и квадратиками (обознач. звуки)

Предметные картинки

3. Развитие синтетической деятельности

1. Составить из названных звуков слог, слово

2. Игра с мячом «Доскажи словечко»

3. Составить из букв разрезной азбуки слово (подгот. группа)

4. Игра «Умный телефон»

Наборное магнитное полотно

Коробка с разрезными буквами, слогами

Г (2-4 ч.)

4. Развитие фонематических представлений

1. Подобрать слово на заданный звук, слог

2. Придумать слово по количеству звуков, слогов

3. Подобрать картинки на звук

4. Преобразовать слова:

  • добавить начальный или конечный звук
  • изменить гласный или согласный
  • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке
  • работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)
  • разгадать ребусы, шарады

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Д (2-4 ч.)

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

  • по опорным словам
  • по сюжетным картинкам
  • на заданную тему
  • придумывание части рассказа

3. Инсценирование сказок

4. Работа со сказками-фильмами

Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения

4-й этап

Автоматизация и дефференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

Количество часов:

дислалия – 15

дизартрия – 20

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002
  • Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997
  • Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003
  • Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997
  • Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001
  • Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
  • Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003
  • Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]

Этапы работы

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Оборудование

1-й этап 

Развитие общей и речевой моторики

Общее количество часов:

дислалия – 5-7

дизартрия – 7-14

А (1-3 ч.)

   Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков):

  • ходьба
  • гимнастика рук и ног
  • гимнастика туловища
  • комплексная гимнастика конечностей и туловища
  • упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

1. Выполнение гимнастических упражнений

2. Игры на развитие координации и чувства ритма

Б (1-3 ч.) 

   Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):

  • «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка»
  • вычерчивание фигур
  • обведение шаблонов
  • вырезание ножницами различных фигур
  • разбирание по сортам семян, по цвету мозаик
  • лепка, штриховка, рисование по пунктиру
  • складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары
  • показывание пальцев по два и по три
  • сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели

  1. Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда
  2. Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда
  3. Самостоятельная работа дома

Комплекты пластинок

Ножницы

Трафареты

Мозаики

Мячи

Резиновая груша

Пластилин, скакалки

В (1-3 ч.)

   Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Составление целого предмета из частей»
  • «Найди фигурку по подобию»
  • «Кто больше запомнит или увидит».

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

  • «Угадай, чей голос»
  • «Улиточка»
  • «Улови шепот»
  • «Жмурки с голосом»
  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит»
  • «Лягушка»

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Звучащие игрушки

Г (1-3 ч.)

   Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»
  • «Чашечка», «Ковшик»
  • «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»
  • «Горка», «Киска сердится»
  • «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»
  • удерживание бумажных трубочек
  • комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • язык широкий («чашечкой»)
  • язык узкий («горкой»)
  • поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд
  • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы
  • «Качели»
  • втягивание и вытягивание широкого языка
  • удерживание языка в состоянии покоя
  • упражнение в произнесении звуков т-с
  • прищелкивание
  • комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

        П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка.

для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

6. Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку»,  «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.)

Настенное зеркало

Индивидуальные зеркала

Марлевые салфетки

Бумажные трубочки

Кусочки ваты, бумаги

Д (1-4ч.)

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений на базе изучения гласных и сохранных согласных звуков.

  1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
  2. Понятие о звуке. Знакомство со звуками речи. Особенностями произнесения и артикуляции гласных и согласных звуков.
  3. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
  4. Выделение заданного звука в начале, середине, конце слов.
  5. Подбор слов и картинок на заданный звук.

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Звучащие предметы

Символы звуков и слов

2-й этап

Постановка и коррекция  звука

Количество часов:

дислалия - 2-5

дизартрия - 5-8

А (1-3 ч.)

   Знакомство с артикуляцией звука

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной линии языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

    6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков)

Зеркала настольные

Зеркало настенное

Профили звуков

Шпатели

Игровой материал

Б

(1 ч.)

   Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]:

1. Работа над вспомогательными звуками:

  • многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное с нижнего подъема «т - т - т»)
  • с присоединением голоса («д - д - д»)
  • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с»

2. Механическая помощь при постановке звука:

  • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем
  • образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»)

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • игры на выработку вибраторных движений кончика языка
  • работа над силой выдоха
  • имитационные игры

Полоски бумаги

Карандаши

Пробирки

Соломинки разных размеров

Лодочки разных размеров

Воздушные шарики

Игрушка «тещин язык»

В

(1 ч.)

   Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно):

  • игра в «Ути»
  • массаж языка в случае бокового произношения

Г

(1 ч.)

   Специальные упражнения для звука [ш], [ж]:

П е р в ы й   с п о с о б: - от «Чашечки».

В т о р о й   с п о с о б: постановка звука [ш] от [р]

Т р е т и й   с п о с о б: механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с]

Шпатели логопедические

Зонды логопедические массажные

Вата

Бинт

Спирт

Д

(1 ч.)

   Koppeкция звука:

Работа над:

  • точностью
  • чистотой (без вспомогательных движений)
  • плавностью (без толчков)
  • силой (с напряжением)
  • темпом (от замедленного к быстрому)
  • достижение уcтoйчивости полученного результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

Е

(1 ч.)

   Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

  • вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса
  • произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

  • выработка плавного длительного выдоха
  • работа над силой выдоха

Различение теплой – холодной воздушной струи

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

Количество часов:

дислалия- 5-10

дизартрия - 10-15

А (1-4 ч.)

 

   Работа над звуком:

1. Звук в слоге:

  • открытом
  • закрытом
  • в звукосочетаниях

2. Звук в слове:

  • в начале
  • в середине
  • в конце
  • в сочетаниях с гласными

3. Звук в предложении

4. Звук в тексте

5. Пословицы, поговорки, стихи

6. Скороговорки

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Слоговые таблицы

Игрушки

Игры

Предметные картинки

Сюжетные картинки

Картинки к загадкам и скороговоркам

Б (1-4 ч.)

 

   Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4. Игра «Услышь своё имя»

5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)

6. Отхлопать ритмическую структуру слова

Сигнальные карточки

В (2-4 ч.)

 

2. Формирование фонематического анализа

1. Определить первый звук в слоге, слове

2. Определить последний звук

3. Назвать все входящие в слово звуки

4. Определить количество звуков, слогов, слов

5. Назвать звуки по порядку

6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него

Мячи

Флажки

«Светофорчики»

Конверты с кружками

Предметные картинки

3. Развитие синтетической деятельности

1. Составить из названных звуков слог, слово

2. Игра с мячом «Доскажи словечко»

3. Составить из букв разрезной азбуки слово

4. Игра «Умный телефон»

Наборное магнитное полотно

Коробка с разрезными буквами, слогами

Г (2-4 ч.)

 

4. Развитие фонематических представлений

1. Подобрать слово на заданный звук, слог

2. Придумать слово по количеству звуков, слогов

3. Подобрать картинки на звук

4. Преобразовать слова

  • добавить начальный или конечный звук
  • изменить гласный или согласный
  • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке
  • работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)
  • разгадать ребусы, шарады

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Д (2-4 ч.)

 

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

  • по опорным словам
  • по сюжетным картинкам
  • на заданную тему
  • придумывание части рассказа

3. Инсценирование сказок

4. Работа со сказками-фильмами

Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения

4-й этап

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

Количество часов:

дислалия – 15

дизартрия - 20

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения

Введение звука в самостоятельную речь

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002
  • Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997
  • Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003
  • Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997
  • Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001
  • Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
  •  Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003
  • Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

Планируемые результаты логопедической работы:

-правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

-дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Методическое обеспечение:

 Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.

 Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:

“Путешествие в Звукоград”, “Звуки заблудились”, “Телеграф”, “Перевёртыши”, “Слоговые шары” и др.

лексические игры и дидактические игры: “Путешествие солнечного лучика”, “Помоги Незнайке исправить ошибки”, “Телефон”, “В гостях у Федоры”, “Цветик-семицветик”,  “Фантазёры” и др.

                          Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и ОНР III уровнем речевого развития:

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей

с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

 К НВОНР отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III (у. р. р.) строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

 Исходя из неоднородности состава детей на логопедических занятиях (с ФФНР и ОНР III (у. р. р.),  обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

                           Направления коррекционно-развивающей работы:

-формирование полноценных произносительных навыков;

-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

-развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

-обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

-воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

-развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

-формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

     Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

      Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

      Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.

Фронтальные занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении.  В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.

                                                                   Формы и средства организации образовательной деятельности:

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедической службы детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий  не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда. Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа,  которая  проводится   2 - 3  раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.  

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Программа  составлена с учётом  интеграции основных  образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

                                                               Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими):

После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее  учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

В работе с детьми опираемся на методологические  подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- присутствие на занятии “духа открытия”;

- удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;

- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- обучение видению многовариативности выполнения задания;

- поддержка у детей ощущения успешности.

Для  успешной реализации Рабочей программы  необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и  групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Заключение

Данная программа доступна к применению  дошкольной логопедической службой. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

                                                                                                             

                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                 к рабочей программе  “Коррекция речевых нарушений”

                                                   * Логопедическая карта обследования при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Дата зачисления на логопункт ________________

Дата рождения ________________ Домашний адрес ______________________________________________________

Жалобы родителей __________________________________________________________________________________

Краткие анамнестические данные _____________________________________________________________________

Когда ребенок начал говорить _________________ Общее состояние слуха __________________________________

Особенности строения речевого аппарата _______________________________________________________________

Фонетическая система (отсутствие, замены, изменение звуков, нарушение звуковых дифференцировок)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическая система

Слухопроизносительная дифференциация

Дата

Слуховая дифференциация

Произносительная дифференциация (повторение)

Отдельных звуков

Звуковых рядов

Отдельных звуков

Звуковых рядов

Ряд

Сочетан. СГ

Ряд слогов СГ

с-р

д-н

л-м

т-д

л-н

Ряд

Сочет. СГ

Соч. СГ-ГС

Ряд слогов СГ-ГС

с-р

д-н

л-м

т-д

л-н

2 гл.

3 гл.

4 гл.

2 гл.

3 гл.

4 гл.

N

Замена

Перестановка

N

Замена

Перестановка

N

Замена

Оглушение

Озвончение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация слов, отличающихся парами фонем

Дата

По ряду признаков

по твердости-мягкости

По глухости-звонкости

Свистящие -шипящие

Соноры по (вибрации)

дом-дым

лук-лак

лук-жук

кот-рот

зуб-суп

коза-коса

корка-горка

нож-нос

крыса-крыша

миска-мишка

рак-лак

ложки-рожки

Фонематический анализ

Дата

Дифференциация слов по:

Выделение фонем на фоне слова

Выделение фонем из слова

Определение места звука

определение полож.зв. по отношению к др.

опред. послед. звука в слове

количествен. анализ

Расч. слога

месту ударения

слогонаполнямости

гл. под ударением в начале слова

согласная в начале слова

Согласная в конце слова

Гласная в середине слова

согласная в середине слова

сок- носок

коза-стрекоза

лук-каблук

начало

конец

начало

середина

конец

ГС

СГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонематический синтез и фонематические представления

Дата

Фонематический синтез

Фонематические представления

звуковой

слоговой

придумывание слов

подбор картинок на данный звук

с миним. паузой

с "зашумлением"

с миним. паузой

с "зашумлением"

на данный звук

на данный слог

Лексическая система (понимание и использование слов) __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________ Грамматическая система (грамматические признаки в словосочетаниях, предложении, тексте) ________ ___________________________________________________________________________________________________

Состояние общих речевых навыков (темп, ритм, артикуляция, дикция, голос, речевое дыхание, словопроизношение)_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ________________________________________________________________________

Дата отчисления из логопункта _______________ Окончательное заключение ____________________________

_______________________ учитель-логопед

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ (при фонетическом недоразвитии речи)

Фамилия, имя, отчество____________________________________________

Дата_____________                        Возраст_____________________________

Диагностика периферических нарушений речи 

I этап

Общие анамнестические данные______________________________________________________

Психическое и физическое состояние, особенности поведения_____________________________

__________________________________________________________________________________

Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

 __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Стремления, интересы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности психомоторного развития

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая среда и особенности речевого развития

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение________________________________________________________________________

II этап

Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:

губы______________________________________________________________________________

зубные ряды, прикусы_______________________________________________________________

нижняя челюсть ____________________________________________________________________

твердое нёбо_______________________________________________________________________

мягкое нёбо________________________________________________________________________

язык______________________________________________________________________________

Заключение________________________________________________________________________

III этап

Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):

губы_________________________________язык_________________________________________

нижняя челюсть____________________________________________________________________

мягкое нёбо________________________________________________________________________

задняя стенка глотки________________________________________________________________

Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):

губы______________________________язык____________________________________________

нижняя челюсть____________________________________________________________________

мягкое нёбо________________________________________________________________________

задняя стенка глотки________________________________________________________________

Особенности мимики и тонуса лицевых мышц__________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сопутствующие движения (наличие, особенности)_______________________________________

Состояние общей моторики__________________________________________________________

Заключение________________________________________________________________________

IV этап

Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + – правильное произношение, – – отсутствие звука, = – замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, » – искажение звука.)

Условие произнесения звука

Звуки

ш

ж

ч

щ

с

с'

з

з'

ц

л

л'

р

р'

Изолированно

В начале слова

В середине слова

В конце слова

Заключение________________________________________________________________________

V этап

Состояние слуха____________________________________________________________________ Дифференциация неречевых звуков____________________________________________________ Понимание речи и слуховая память____________________________________________________ Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками_____________________________ __________________________________________________________________________________ Фонематический анализ и синтез______________________________________________________ Заключение________________________________________________________________________ Общее заключение и его обоснование. Рекомендации____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                        План индивидуальной работы

                                по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи

                                                                                                    ФИО ребенка _________________________________

                                                                                                      Группа __________________ Возраст_____________

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата ______________________________________________________
  2. Развитие фонематического слуха ______________________________________________________________________
  3. Коррекция звукопроизношения _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

  1. Формирование навыков фонематического восприятия ____________________________________________________
  2. Развитие речевого дыхания, голоса ____________________________________________________________________
  3. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков _______________________________

___________________________________________________________________________________________________

  1. Развитие общей и мелкой моторики ___________________________________________________________________
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления________________________________
  3. Подготовка к обучению грамоте _______________________________________________________________________
  4. Воспитание самоконтроля за речью ____________________________________________________________________
  5. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью _____________________________

___________________________________________________________________________________________________

Экран коррекции звукопроизношения

Фамилия, имя ребенка

С

С`,

З

З`,

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р`,

Л

Л`,

Й

Всего баллов

1.

2.

3.

Условные обозначения:

1

2

3

1 – начало года;   2 – середина года;   3 – конец года.

Звук на стадии постановки; Звук на стадии автоматизации; Звук на стадии дифференциации и введении в свободную речь.

План коррекционно-речевой работы на 20___ /20___ учебный год

Направления коррекционно-речевой работы

Задачи

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Совершенствование функций артикуляционного аппарата

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Развитие фонематических процессов

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Формирование навыков правильного звукопроизношения

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Развитие речевого дыхания, голоса

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Развитие общей и мелкой моторики

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Подготовка к обучению грамоте

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Воспитание самоконтроля за речью

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью

ФИО детей

ФИО детей

ФИО детей

                                                                                                                           Учитель-логопед _____________

                                                                                                                                                                                                                             (подпись)

                                                                ПРОТОКОЛ № ______________________

заседания ПМПК от «_____» _____________20_____ г. по  комплектованию списка детей для занятий       с учителем-логопедом в Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении СОШ № 368                                    

                    «Лосиный остров»  реализующим программы дошкольного образования

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

      Дата рождения

                              Речевое развитие

Заключение, решение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии

Связная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

   Произношение звуков

Восприятие звуков

Слоговая структура и звуконаполняемость слов

   Свистящие

    Шипящие

   Аффрикаты

     Соноры

Другие группы звуков

1.

                    2.

 3.

  4.

   5.

  6.

   7.

 8.

9.  

10.

11.

   12.

                   13.

1.

2.

3.

                                                                                                                                                             ГБОУ СОШ № 368 «Лосиный остров»

                                                                                                                                                             Дошкольное подразделение

                                                                                                                                                             И.О. директора Кузина О.Ф.

                                                                                                                                                             _______________________________                                                                      

                                                                     Лист занятости учителя-логопеда

Дни недели

Время работы

       Занятия учителя-логопеда с детьми

                Организационная работа

         Всего часов

Индивидуальные

Подгрупповые

Понедельник

8.30-13.00

8.30-8.50

9.15-9.35

10.00-13.00

8.50-9.15 (5 гр.)

9.35-10.00 (6 гр.)

            4ч 30мин

Вторник

8.30-10.15

11.15-13.00

8.30-8.50

9.15-10.15

11.40-13.00

8.50-9.15 (5 гр.)

11.15-11.40 (7 гр.)

            3ч 30мин

Среда

8.30-12.35

8.30-8.45

9.10-10.10

10.35-12.35

8.45-9.10 (5 гр.)

10.10-10.35 (7 гр.)

            4ч 05мин

Четверг

11.10-12.55

15.30-17.35

11.35-12.55

15.55-17.35

11.10-11.35 (6 гр.)

15.30-15.55  (7 гр.)

             3ч 50мин

Пятница

8.30-12.35

8.30-10.50

11.15-12.35

10.50-11.15 (6 гр.)

             4ч 5 мин

                                                                                                                                                                                                                                                 

Акт

обследования речи детей ____________ группы

ГБОУ СОШ № 368 «Лосиный остров»  на 20___ /20___ учебный год

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Домашний адрес

Результаты обследования (не/выявленные нарушения)

Логопедическое заключение

Рекомендации

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед _____________

                                                                                                                                                                                                                           (подпись)

Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета:

 Настенное зеркало для логопедических занятий;

 Зеркала для индивидуальной работы;

 Дополнительное освещение у зеркала.

 Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;

 Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);

 Классная доска;

 Шкафы для пособий;

 Письменный стол для работы учителя-логопеда;

 Столы для занятий с детьми;

 Стулья детские.

Литература:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004

 2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

 3. Волкова Г.А. Методика психолго-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.

 4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ

 Сфера, 2008.

 5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,

 1999.

 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим

 недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.

 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

 9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

 10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.

 11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

 12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и

 методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

 13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

14. Н.В.Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А.Капица Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ.  Изд-во «Детство-пресс» 2013г.

15. .М. Савицкая Логопедические игры и упражнения на каждый день. Санкт-Петербург: изд-во Литера 2012г

16. О.А.Безрукова, О.Г. Приходько, О.И. Служакова, Н.С. Челей Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. М.-Русская Речь 2012.

17. Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ. М.-2007.

Литература для родителей:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.

 2. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

 4. Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.

 5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет.  М.: Ювента, 2007.

 6. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.  М.: Ювента, 2008.

 7. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001.

 8. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.

 9. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.

10. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.

11. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.

 12.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.

 13.Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.:  

14. Н.Н. Бутусова «Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения» Изд-во «Детство-пресс» 2012г.

15. Л.А. Комарова Автоматизация звуков в игровых упражнениях.  Гном, 2013г.

18.Н.В. Нищева Если ребенок плохо говорит. С-П. изд-во «Детство-Пресс» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.

Мною было выбрана тема «Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельно...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Рабочая программа кружка Звуковичок для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5-6 лет

Обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи и осуществления своевременного и...

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием  пятого года обучения. 2022г....

Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет

В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, С ФОНЕТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И 1-4 УРОВНЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Рабочая Программа разработана с учётом образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы 1579 ДО 3. В программу входят:I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи Программ...