ПРОЕКТ: «АЛЬБОМ УСПЕХА»
проект по логопедии (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_uspeha_proekt_1.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Когалыма
ПРОЕКТ:
«АЛЬБОМ УСПЕХА»
Разработали:
Учитель-логопед: Гаджиева А.А.
Педагог-психолог: Аверьянова Р.Ш.
Когалым - 2021г
Методический паспорт проекта
Название проекта: «Альбом успеха»
Тип проекта | Информационно-практический |
Вид проекта | Групповой |
Длительность | Долгосрочный (1.09.21 -31.12.21) |
Участники | Специалисты, воспитатели, дети, родители воспитанников. |
Возраст детей | Возраст детей: 4-5 лет. |
Разработчики | Учитель-логопед : Гаджиева А.А. Педагог-психолог: Аверьянова Р.Ш. |
Актуальность.
На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность. Овладение речью представляет собой главную линию развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей среде (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина и др.).
Речевая система формируется в неразрывной связи с развитием интеллектуальной, сенсорной, сенсомоторной, аффективно-волевой сфер ребенка (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко П.К. Анохин, Н.И. Жинкин и др.).
Актуальность проекта обусловлена важностью профилактики риска детей с возможными нарушениями речи через создание специальных условий, а эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. И как показывает опыт, взаимодействие специалист с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом.
Проблема
- Словарный запас ниже 2500 слов;
- В словарном запасе редко появляются прилагательные, сложные предлоги, личные местоимения;
- Испытывает сложности при группировке предметов по категориям (посуда, фрукты, животные);
- Не четко и не всегда правильно выговаривает звуки;
- Трудности в высказывании грамматически оформленных фраз.
- Слуховое восприятие. Имеет трудности в способности различать неречевые звуки и звуки речи, не всегда может определить направление звука и т. д.
- Объем памяти (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная) снижен.
- Внимание – форма организации познавательной деятельности, снижено.
Цель: формирование познавательных психических процессов и речевых навыков у детей 4-5 лет. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- Развивать все компоненты речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи и связную речь), а также психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые).
- Информировать родителей о речевом дефекте ребенка и сопутствующих ему проблемах, а также уровне психического развития.
- Обучить родителей методам и приемам коррекции речевого дефекта, а также развития всех психических процессах.
- Создать условия для совместной коррекционной работы специалистов и семьи.
Принципы проекта:
- Научности (учёт современных достижений науки и практики);
- Целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
- Целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста специалистов);
- Интегративности (комплексный подход к решению речевых и психологических задач);
- Преемственности (взаимодействие детского сада и семьи).
При работе учитывались принцы взаимодействия с родителями:
- доброжелательный стиль общения;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество, а не наставничество;
- динамичность.
Ресурсное обеспечение проекта:
Компьютер, принтер, альбомы, цветная бумага для принтера.
Этапы реализации проекта:
№ | Этапы | Содержание |
1. | Организационно-подготовительный (сентябрь) | 1. Диагностика речевого развития детей и психического развития, обработка данных. 2. Изучение методической литературы по теме проекта. 3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление перспективного плана. 4. Анкетирование родителей. 5.Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов. |
2. | Основной этап (октябрь-декабрь) | Создание условий для реализации проекта: 1. Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», самостоятельное изучение. Встречи согласно курсам для родителей «Школа родительских наук». 2. Выступление на родительском собрании ««Альбом успеха» - ступенька развития ребенка». 3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами. 4. Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости). 5.Заполнение «Альбома успеха». 6. Проведение групповых занятий согласно перспективному плану педагога-психолога и учителя логопеда. |
3. | Заключительный этап (декабрь) | 1.Повторный мониторинг речевого развития дошкольников, 2. Анализ и оценка результатов проекта. 3. Подведение итогов проекта, выступление на родительском собрании. 4. Определение новых перспектив. |
Перспективный план реализации проекта
№ | Месяцы | Формы и методы работы | Содержание работы | Результат | Ответственный |
Октябрь- ноябрь | Размещение информации на сайте МАДОУ «Золушка» в разделе «Курсы для родителей» | Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», самостоятельное изучение. | - | Учитель-логопед, педагог-психолог | |
Выступление на родительском собрании ««Альбом успеха» - ступенька развития ребенка». | Обмен мнениями, сообщение о трудностях речевого и психологической диагностики по результатам диагностики, просвещение родителей о причинах отклонений. | Протокол родительского собрания | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Размещение опроса родителей в «Альбомах успеха» | Изучение оценки родителей индивидуальных возможностей своего ребенка родителей в вопросах речевого и психологического развития | Анкета для родителей | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Сбор дидактических | Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. | Копилка «Домашний учитель-логопед» | Учитель-логопед | ||
Подбор материалов по развитию памяти, мышления, внимания. | Копилка «Домашний педагог-психолог» | Педагог-психолог | |||
Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) | Информационно-просветительская работа по вопрос развития и воспитания детей | Журнал учета видов работ педагога- психолога | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Проведение встречи с родителями «Спорный вопрос: границы: что это такое и как научиться ставить их детям». | Информационно-просветительская работа по вопрос развития и воспитания детей | Журнал учета видов работ педагога- психолога | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Групповые занятия | Согласно перспективному плану педагога-психолога и учителя логопеда. | Журнал учета видов работ педагога- психолога | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Декабрь | Подведение итогов проекта, выступление на родительском собрании. |
Ожидаемые результаты:
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних, а также развивают все стороны психического процесса условиях (выполняют вместе с детьми задания в «Альбом успеха»), а также фиксируют свои достижения.
Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Домашний учитель - логопед» и «Домашний педагог-психолог».
Родители овладели методами и приемами коррекции дефекта развития речи, а также развития всех психических процессах
Эффективность результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
Положительная динамика речевого развития и психических процессов | Положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание взаимодействовать с ДОУ; использование знаний по развитию речи, а также всех психических процессов детей в домашних условиях | Положительный психологический климат между учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по речевому развитию, а также всех психических процессов | Благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ |
Ресурсное обеспечение:
- 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с.
- Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет /сост. О.В.Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. — Ростов н/Д. Феникс, 2008.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Арт-технологии в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности / авт. – составитель Ромицина Е.Г. – Архангельск, 2014. – 79 с.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: «ЦГЛ», 2004. – 246 с.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 384 с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный проект музея боевой славы "Расцветают знамёнами маки" Педагогический проект "Альбом памяти поколений"
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников, направленный на нравственно-патриотическое воспитание и укрепление семейных ценностей....
Проект «Формула успеха»
Формирование здорового образа жизни...
Внедрения научного проекта "Лесенка успеха" в практику с заранее заданными показателями динамики развития и саморазвития каждого воспитанника в разных видах деятельности.
Инноватика «Лесенка успеха» разработана Н.М. Крыловой. Это научный проект, раскрывающий закономерности профессиональной деятельности воспитателя, понимание которых о...
Педагогический проект "Шахматы - успех для всех"
В данном проекте описывается работа по шахматному направлению....
Проект "Альбом успеха"
На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления разли...
Проект "Секреты успеха домашних визитов"
Опыт показывает, что домашние визиты – это одна из эффективных форм в работе с семьями воспитанников. Визит педагога в семью обеспечивает квалифицированную адресную помощь родителям и детям в пр...
Адаптационная программа по формированию педагогической компетентности педагогов для внедрения в образовательную деятельность проектной технологии в соответствии ФГОС ДО. "От проекта к успеху"
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перес...