Внедрения научного проекта "Лесенка успеха" в практику с заранее заданными показателями динамики развития и саморазвития каждого воспитанника в разных видах деятельности.
учебно-методический материал (младшая, средняя группа) на тему
Инноватика «Лесенка успеха» разработана Н.М. Крыловой. Это научный проект, раскрывающий закономерности профессиональной деятельности воспитателя, понимание которых обеспечит творческое внедрение специалистом Технологии.
Научный проект, раскрывающий закономерности роста профессиональной компетентности и творчества воспитателя, внедряющего авторскую технологию в практику своей деятельности.
С 2016 года в дошкольном отделении №3 открылась группа «Колокольчик»,которая работает по программе Н. М. Крыловой "Детский сад - дом радости".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatika.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Инноватика «Лесенка успеха» разработана Н.М. Крыловой. Это научный проект, раскрывающий закономерности профессиональной деятельности воспитателя, понимание которых обеспечит творческое внедрение специалистом Технологии.
Научный проект, раскрывающий закономерности роста профессиональной компетентности и творчества воспитателя, внедряющего авторскую технологию в практику своей деятельности.
С 2016 года в дошкольном отделении №3 открылась группа «Колокольчик»,которая работает по программе Н. М. Крыловой "Детский сад - дом радости".
Программа «Детский сад – дом радости» – это один из составляющих и неразрывных с ней компонентов Научно-методической системы (НМС), который включает в себя также Технологию внедрения Программы и Инноватику внедрения Технологии.
Инновационными называются процессы в дошкольном образовании, которые направлены на то, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы системы. В понимании автора Инноватика — это внутренние ресурсы дошкольного педагога. Таким внутренним ресурсом является его компетентность и творчество.
Главной целью внедрения данной программы в группе «Колокольчик» является содействие развитию каждого воспитанника, как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в коллективе, в обогащении себя через разные виды деятельности.
Содержание Программы, иначе говоря, целостная концепция всестороннего воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности, реализуется через Технологию и Инноватику в трех взаимосвязанных друг с другом направлениях:
I направление: забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития каждого воспитанника и взрослого наставника, его как неповторимой индивидуальности.
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка и в то же время оно является результатом процесса нормального развития.
Одним из ведущих условий формирования здорового образа жизни является оптимальная двигательная активность. Программа строится на основе принципа естественного стимулирования двигательной и индивидуальной активности детей с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных периодах.
II направление: на любой возрастной ступени ребенок приобретает не только психологические черты, общие для всех детей, но и свои собственные индивидуальные особенности психики и поведения. Только сочетания возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
III направление: содействие овладению основами духовной культуры. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью и умением прийти на помощь, разделить радость и горе. С категорией духовность соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Принципы программы, технологии и инноватики «Детский сад – дом радости»:
Программа воспитания строится в соответствии с принципом социо – природосообразности и подчиненных ему принципов классической педагогики (народность, гуманизм, целостность, системность, гармоничность).
Технология внедрения программы строится на принципах, сформированных в дидактике: структурной и содержательной целостности технологии, ее диагностической направленности, завершенности и интенсивности всех процессов.
Инноватика внедрения технологии – на принципах арсенала наук, методологически связанных с педагогикой. Внедряя авторскую технологию, по законам инновационного обучения, воспитатель овладевает мыследеятельностью, методологией профессионального труда, и на этой основе приобретает индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Специфика программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации своего труда – план-сценарий подневного, месячного и годового плана, определяющий методику работы, как с группой, так и с подгруппой, а главное, с каждым из воспитанников группы по всем известным направлениям педагогического процесса.
Подробные сценарии каждого дня освобождает силы, ум и руки воспитателя для внимательного и чуткого отношения к детям.
Авторы этой технологии считают себя «драматургами», сама технология – это «сценарий спектакля», а воспитатель – «артист». Его творчество заключается в том, чтобы сыграть интересно спектакль и поразить «зрителей», т.е. детей.
Известная истина гласит: «Что нормальное дошкольное воспитание – это постоянное обновление жизни детей, насыщение ее все новыми радостями и событиями. Для воспитателя самая большая радость – это радость общения с ребенком, но это не тягость, каждодневный очень интересный путь познания ребенка.
Работать по этой программе авторы рекомендуют начинать с детьми 3-х летнего возраста, т.к. в этом возрасте наряду с предметным сознанием формируется второй вид сознания – самосознание. Это умение ребенка проанализировать, что он сделал и дать оценку тому результату, который у него получился. Главным средством формирования самосознания является овладение разными видами деятельности.
Особое внимание в каждой возрастной группе придается программе развития тех видов деятельности, которые могут выполняться самостоятельно. Системные знания всегда задаются ребенку через целенаправленное обучение взрослым. Модель структуры любой деятельности представлена для ребенка в виде системы пальцев руки.
«Мизинец» означает «цель» деятельности (что задумали?)
«Безымянный» означает «предмет» (из чего хотим делать?)
«Средний» – «средства» (чем надо делать?)
«Указательный» – «действия» (как делать по порядку?)
«Большой палец» поднятый вверх – это достигнутый «результат» (что получилось, соответствует ли первоначальному замыслу?)
Весь день жизни в «Детском саду – доме радости» и строится так, чтоб ребенок освоил разные виды деятельности на уровне самостоятельности. Освоение разных видов деятельности – дело непростое. Каждое значение проходит как бы по четырем этапам овладения деятельностью:
I этап – узнавание;
II этап – воспроизведение под руководством;
III этап – этап самостоятельности;
IV этап – этап творчества
Вот эту этапность работы воспитателя Н.М.Крылова назвала метафорой «Лесенка успеха».
Профессионализм воспитателя и заключается в том, чтобы понять на каком уровне овладения деятельностью находится ребенок. Узнает эту деятельность или воспроизводит под руководством, выполняет ее самостоятельно или творчески.
І ступенька – «чудо». Воспитатель должен удивить ребенка деятельностью, чтоб ребенок сам захотел научиться выполнять ее. Воспитатель в этой ситуации называется «артистом»
На ІІ ступеньке ребенок скажет воспитателю: «Научи меня, я тоже так хочу делать?» Эта ступенька называется «вкусный собеседник» воспитатель так должен общаться с ребенком, чтоб он сказал: «Мне нравится с тобой разговаривать и я не хочу от тебя уходить!»
На ІІІ ступеньке, когда ребятки освоят деятельность на уровне самостоятельности, они могут работать и выполнять эту деятельность без помощи взрослого, воспитательница выступает в роли дирижера.
А на ІV ступеньке, когда ребенок делает по своему желанию, что он хочет, воспитатель выступает в роли зрителя, наблюдая, любуется работой детей.
Весь день режим дня строится таким образом, что ребенок выступает то в роли артиста, то он «вкусный собеседник», то он зритель, то он ученик и воспитатель все время тоже находится в разных ролях.
Воспитатель работает индивидуально с каждым ребенком, как «вкусный собеседник». Затем он руководит подгрупповой игрой, выступая то в роли «режиссера», то «дирижера», то «Очарованного зрителя».
Новая организация взаимодействия воспитания и обучения, предполагает обучение в утреннее, дневное, вечернее время, охватывающее каждого воспитанника обоими воспитателями до тех пор, пока ребенок не освоит предложенное ему задание на уровне самостоятельности. И только тогда воспитатель проводит занятие, которое ставит и решает задачу воспитания индивидуальности, личности в коллективе.
Занятие в «доме радости» является формой организации деятельности ребенка, которая позволяет ему чувствовать себя самостоятельным в достижении значимых для него результатов и таким образом самоутверждаться, как неповторимая индивидуальность. Каждый раз любое занятие строится так, чтобы оно было фронтально, чтоб у каждого ребенка был набор своих предметов, чтобы каждый ребенок, участвуя в занятии, мог выполнить деятельность и получить результат. Идея, что маленького человека можно научить на занятиях – идея бесплодная. Ребенок 3-х лет учиться целенаправленно среди всех не может. Человек (особенно маленький) учится индивидуально, а в коллективе утверждается в своей компетентности. Первоначальный уровень освоения нового – уровень узнавания возникает только тогда, когда прожиты эмоции. Если человека эмоции не потрясли – он никогда ничего не узнает.
Означает ли это, что индивидуального обучения достаточно? Как раз нет. Если выясняется общая организация коллективной деятельности и общения, то это препятствует самостоятельному поиску, созданию собственного стиля и полноценному развитию. Как только ребенок сам может сделать все – проводится занятие. Тогда, когда 75% детей могут успешно действовать, то на 25% детей подключается младший воспитатель, который будет с ним работать, показывать, поправлять их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию творческих способностей у детей в разных видах деятельности
план по развитию творческих способностей в разных видах деятельности у детей 5-6 лет...
Развитие творческих способностей у детей в разных видах деятельности
«Развитие творческих способностей у детей в разных видах деятельности» Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно как можно раньше приступить к его развитию....
Гендерное воспитание и развитие детей дошкольного возраста путём интеграции разных видов деятельности
Опыт работы для воспитателей....
« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...
Консультация для родителей "Важность развития мелкой моторики рук по средствам разных видов деятельности"
Консультация для родителей "Важность развития мелкой моторики рук по средствам разных видов деятельности"...
Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...
Сетевой проект «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА...