Проект "Секреты успеха домашних визитов"
статья

Тайцман Ирина Владимировна

Опыт показывает, что домашние визиты – это одна из эффективных форм в работе с семьями воспитанников. Визит педагога в семью обеспечивает квалифицированную адресную помощь родителям и детям в привычных для них условиях. При этом, родители и дети чувствуют себя комфортно, безопасно, поведение детей естественно и наглядно, а это позволяет педагогу объективно оценить обстановку в семье,  выявить статус ребенка в семье,  способствует улучшению его эмоционального самочувствия, повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Все это дает возможность понять слабые и сильные стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей, совершенствуя свою работу и повышая ее результативность.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sekrety_uspeha_domashnih_vizitov.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. БРАТСКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 110»

муниципального образования города Братска

        

Разработали:

Кляндина Гульчачак Акрямовна,

воспитатель высшей кв. категории

Тайцман Ирина Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории

Название проекта: «Секреты успеха домашних визитов».

Участники проекта: воспитанники,  родители, педагоги ДОУ.

Вид проекта: практико-ориентированный

Тип проекта: долгосрочный  (с сентября по май)

Актуальность проекта.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Но сегодня мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей: часть родителей воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение,  другие с недоверием относятся к современным требованиям ДОУ, выражают недовольство. И воспитатели не могут привлечь таких родителей к жизни детского сада и группы.

Чтобы нам лучше понять родителей, а родителям – нас, важно узнать семью изнутри, почувствовать семейную атмосферу, понять какие приоритеты существуют в каждой семье, какие отношения между родителями и ребенком, их увлечения, интересы, семейные праздники, традиции и т.д. Все это возможно при такой интересной форме работы с семьей, как домашние визиты. Многие  педагоги не использует данную форму, т.к. считают, что требуется большая подготовка к встрече, затрата личного времени, материальных средств, что общения с родителями в детском саду достаточно и необязательно вникать в привычный внутрисемейный уклад.

А наш опыт показывает, что домашние визиты – это одна из эффективных форм в работе с семьями воспитанников. Визит педагога в семью обеспечивает квалифицированную адресную помощь родителям и детям в привычных для них условиях. При этом, родители и дети чувствуют себя комфортно, безопасно, поведение детей естественно и наглядно, а это позволяет педагогу объективно оценить обстановку в семье,  выявить статус ребенка в семье,  способствует улучшению его эмоционального самочувствия, повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Все это дает возможность понять слабые и сильные стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей, совершенствуя свою работу и повышая ее результативность.   

Семейная территория  – это, в какой-то мере, личная область, в которую может быть допущен не каждый желающий. И очень важно построить доверительные отношения с родителями так, чтобы вас пригласили к себе или хотя бы разрешили прийти в семью.

Взаимодействие с семьей при посещении воспитанника на дому – ответственный момент в работе воспитателя с родителями, ведь необходимо расположить их к себе, заслужить  их доверие, вызвать на откровенный разговор, желание поделиться своими мыслями, сомнениями, проблемами. А это требует знаний, умения и такта педагога. Когда налаживается контакт, в разговоре с родителями узнаем об их увлечениях, приглашаем пап и мам в группу для того, чтобы они поделились своими знаниями и умениями в образовательной деятельности и стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями.

Таким образом, анализ состояния данной проблемы показал, что только 20-30% педагогов посещают семьи воспитанников. А наш многолетний опыт в данном направлении показывает, что посещение семьи –  одна из важнейших и интересных форм взаимодействия с родителями. И наша задача –  раскрыть секреты успеха домашних визитов.

Цель проекта: Оказать адресную педагогическую  помощь родителям и детям в привычных для них условиях, направленную на успешную социальную интеграцию в образовательную деятельность ДОУ.

Задачи:

  • Познакомиться с микроклиматом семейных отношений и ценностей воспитанников, посещающих ДОУ.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки, общности интересов педагогов и родителей.
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
  • Выявить и изучить положительный опыт семейного воспитания.
  • Оформить методический материал, раскрывающий систему работы по данной проблеме.
  • Провести анализ  рейтинга активности родителей в начале и в конце работы по проекту.

Предполагаемые результаты:

К концу реализации проекта будет охвачено посещением 90-95% семей воспитанников.

Повысится активность родителей на 80% во всех мероприятиях образовательного процесса.

Будут организованы группы поддержки по интересам.

Будет обобщен и распространен опыт домашних визитов на городском, региональном, федеральном уровне, в авторском пособии.

Оценка результатов:

  • Активность и заинтересованность родителей в осуществлении проекта будет оцениваться через их участие в совместных мероприятиях.
  • Работа педагогов будет оцениваться через презентации мероприятий проекта на уровне детского сада, города, региональном и федеральном уровне.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (сентябрь)

  • Изучение типов родителей и определение принципов подхода к ним с привлечением специалистов ДОУ.
  • Изучение методических материалов.
  • Подготовка родителей к домашнему визиту (беседы, собрание, анкетирование, консультация).
  • Составление паспорта семьи.
  • Определение примерных сроков посещения.
  • Заседание  творческой группы педагогов и специалистов ДОУ по обсуждению результатов наблюдений за детьми и  анкетирования родителей. Определение направлений, целей и  задач домашних визитов.

2 этап – основной (октябрь – апрель)

Реализация проекта через различные виды и формы деятельности с выявлением положительного семейного опыта и отслеживанием активной позиции родителей в совместной деятельности на территории семьи:

  • Интервьюирование по темам «Мои интересы», «Моя любимая книга (игра)», «Как мы отмечаем день рождения» с  последующим оформлением репортажа в группе с согласия родителей.
  • Сюрпризное сообщение воспитателя с использованием мини-блокнотов  «О чём говорят и мечтают наши дети», «По ступеням – снизу вверх», альбомов  «Наши  рекорды», «Калейдоскоп добрых дел», с вручением медалей, благодарностей, дипломов, отражающих  успехи, достижения  ребенка в детском саду.
  • Мастер-классы воспитателей «Поделки из природного материала», «Праздничная открытка», «Игрушки из бросового материала» и т.д.
  • Мастер-классы родителей по их интересам
  • Мини-конкурсы «Овощная фантазия», «Кулинарный поединок», «Дом моей мечты» (рисунок), «Цветок» (оригами) и др.
  • Викторины «Путешествие по Байкалу», «Любимые сказки», «Все о животных»
  • Беспроигрышные лотереи на праздники
  • Игры: «Фанты», «Мы – волшебники» (опыты, фокусы) и др.
  • Выпуск мини-стенгазеты
  • «Домашний театр» (театрализация сказок, театр фантазий)
  • Фотосессия «Улыбка», «Дефиле», «С зонтиком», «С любимой игрушкой».
  • Показ и просмотр презентаций «Ребенок в детском саду», «Один день группы», «Наши праздники»
  • Показ и просмотр видеороликов «Мы играем в профессии», «В бассейне», «Наши занятия», «Я и мои друзья»
  • «Семейные увлечения» (коллекции, рукоделие)
  • «Галерея семейных достижений» (портфолио, фотографии с награждениями, медали, кубки, дипломы, сертификаты и т.д.)
  • Просмотр фотоальбомов «Семейный архив».
  • Обмен фирменными кулинарными рецептами и секретами, изготовление и дегустация: «Пельмени», «Печенье», «Салат» и др.
  • Совместные праздники: «День рождения», «Новый год», праздники, отражающие традиции семьи.
  • Домашний визит с вовлечением родителей в группы поддержки по интересам и совместным выходом в парк, боулинг, театр, «Конный мир», «Ангарская деревня» и т.д.
  • Сюрпризный момент «Подарок на память» (книжки, диски с детскими песенками, фотографии, игрушки, настольно-печатные игры, раскраски и т.д.)
  • «Награждение семьи» (дипломы, благодарственные письма,  лента «Самая дружная семья, вымпел «Самая спортивная семья»)
  • Письменные консультации  «Советы наших специалистов»,  «Детство – это игра», «Будь здоров, малыш!», «Дружите с природой», «Трудовые поручения»
  • Шпаргалки для родителей «Если есть у вас сомнения», «Вы в шпаргалку загляните, и ответы в нем найдите», «Будьте здоровы»
  • Буклеты «Один дома», «Игры-забавы», «В здоровом теле – здоровый дух», «Моя семья», «Берегите родную природу», «Огонь – друг, огонь – враг»
  • Памятки «Елка дома», «Карта семейного выходного дня», «Осторожно, открытое окно!», «Как научить ребенка держать карандаш?», «Скоро в школу», «Нормы речевого развития ребенка».
  • Подборка игр по теме «Занимательные игры дома», упражнений и игр на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, дыхания.
  • Домашний визит совместно со специалистами  ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, инструкторы по физкультуре, по плаванию, ЛФК, массажист)

3 этап – заключительный, подведение итогов (май)

  1. Проведение анализа проделанной работы с определением эффективности проекта и оформлением отчета.
  2. Обобщение, систематизация материалов проекта:
  • Анкеты, памятки, буклеты, рекомендации, консультации
  • Сценарии
  • Подборка игр
  • Оформление фотоотчетов
  • Создание видеороликов
  1. Распространение опыта:
  • Представление опыта для педагогов ДОУ, города.
  • Публикации в журналах «Ребенок в детском саду», в социальных сетях,  в авторских пособиях «Навстречу друг к другу», «Мы вместе».
  • Участие в конкурсах, Ярмарках, форумах, фестивалях регионального и федерального уровня.

Ресурсы:

  1. Метенова Н.М. Семинар «Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования»//г. Ярославль. 2019.
  2. Метенова Н.М. Практико-методическое пособие «Родительские собрания»//Яр.: ИПК «Индиго», 2014. – 64 с.
  3. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы.//М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 128 с.
  4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.//М. «ВАКО», 2015. - 336 с.
  5.  «Я – компетентный родитель». Программа по работе с родителями под ред. Л.В.Коломийченко.// М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Инновационные методы работы с семьей. Домашние визиты.»

Консультация для педагогов, психологов описывает такую форму работы с родителями, как домашние визиты....

Сроки визитов к врачам

с самого рождения...

Памятка для родителей на тему: «Новогодние советы или как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза»

Памятка для родителей на тему: «Новогодние советы или как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза»...

Новогодние советы или как подготовить ребёнка к визиту Деда Мороза

В консультации предлагается несколько простых советов для тех, кто в первый раз поведёт своего ребёнка на утренник с Дедом Морозом....

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...