Проект "Секреты успеха домашних визитов"
статья
Опыт показывает, что домашние визиты – это одна из эффективных форм в работе с семьями воспитанников. Визит педагога в семью обеспечивает квалифицированную адресную помощь родителям и детям в привычных для них условиях. При этом, родители и дети чувствуют себя комфортно, безопасно, поведение детей естественно и наглядно, а это позволяет педагогу объективно оценить обстановку в семье, выявить статус ребенка в семье, способствует улучшению его эмоционального самочувствия, повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Все это дает возможность понять слабые и сильные стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей, совершенствуя свою работу и повышая ее результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sekrety_uspeha_domashnih_vizitov.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. БРАТСКА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 110»
муниципального образования города Братска
Разработали:
Кляндина Гульчачак Акрямовна,
воспитатель высшей кв. категории
Тайцман Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Название проекта: «Секреты успеха домашних визитов».
Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги ДОУ.
Вид проекта: практико-ориентированный
Тип проекта: долгосрочный (с сентября по май)
Актуальность проекта.
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Но сегодня мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей: часть родителей воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, другие с недоверием относятся к современным требованиям ДОУ, выражают недовольство. И воспитатели не могут привлечь таких родителей к жизни детского сада и группы.
Чтобы нам лучше понять родителей, а родителям – нас, важно узнать семью изнутри, почувствовать семейную атмосферу, понять какие приоритеты существуют в каждой семье, какие отношения между родителями и ребенком, их увлечения, интересы, семейные праздники, традиции и т.д. Все это возможно при такой интересной форме работы с семьей, как домашние визиты. Многие педагоги не использует данную форму, т.к. считают, что требуется большая подготовка к встрече, затрата личного времени, материальных средств, что общения с родителями в детском саду достаточно и необязательно вникать в привычный внутрисемейный уклад.
А наш опыт показывает, что домашние визиты – это одна из эффективных форм в работе с семьями воспитанников. Визит педагога в семью обеспечивает квалифицированную адресную помощь родителям и детям в привычных для них условиях. При этом, родители и дети чувствуют себя комфортно, безопасно, поведение детей естественно и наглядно, а это позволяет педагогу объективно оценить обстановку в семье, выявить статус ребенка в семье, способствует улучшению его эмоционального самочувствия, повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Все это дает возможность понять слабые и сильные стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей, совершенствуя свою работу и повышая ее результативность.
Семейная территория – это, в какой-то мере, личная область, в которую может быть допущен не каждый желающий. И очень важно построить доверительные отношения с родителями так, чтобы вас пригласили к себе или хотя бы разрешили прийти в семью.
Взаимодействие с семьей при посещении воспитанника на дому – ответственный момент в работе воспитателя с родителями, ведь необходимо расположить их к себе, заслужить их доверие, вызвать на откровенный разговор, желание поделиться своими мыслями, сомнениями, проблемами. А это требует знаний, умения и такта педагога. Когда налаживается контакт, в разговоре с родителями узнаем об их увлечениях, приглашаем пап и мам в группу для того, чтобы они поделились своими знаниями и умениями в образовательной деятельности и стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями.
Таким образом, анализ состояния данной проблемы показал, что только 20-30% педагогов посещают семьи воспитанников. А наш многолетний опыт в данном направлении показывает, что посещение семьи – одна из важнейших и интересных форм взаимодействия с родителями. И наша задача – раскрыть секреты успеха домашних визитов.
Цель проекта: Оказать адресную педагогическую помощь родителям и детям в привычных для них условиях, направленную на успешную социальную интеграцию в образовательную деятельность ДОУ.
Задачи:
- Познакомиться с микроклиматом семейных отношений и ценностей воспитанников, посещающих ДОУ.
- Создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки, общности интересов педагогов и родителей.
- Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
- Выявить и изучить положительный опыт семейного воспитания.
- Оформить методический материал, раскрывающий систему работы по данной проблеме.
- Провести анализ рейтинга активности родителей в начале и в конце работы по проекту.
Предполагаемые результаты:
К концу реализации проекта будет охвачено посещением 90-95% семей воспитанников.
Повысится активность родителей на 80% во всех мероприятиях образовательного процесса.
Будут организованы группы поддержки по интересам.
Будет обобщен и распространен опыт домашних визитов на городском, региональном, федеральном уровне, в авторском пособии.
Оценка результатов:
- Активность и заинтересованность родителей в осуществлении проекта будет оцениваться через их участие в совместных мероприятиях.
- Работа педагогов будет оцениваться через презентации мероприятий проекта на уровне детского сада, города, региональном и федеральном уровне.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (сентябрь)
- Изучение типов родителей и определение принципов подхода к ним с привлечением специалистов ДОУ.
- Изучение методических материалов.
- Подготовка родителей к домашнему визиту (беседы, собрание, анкетирование, консультация).
- Составление паспорта семьи.
- Определение примерных сроков посещения.
- Заседание творческой группы педагогов и специалистов ДОУ по обсуждению результатов наблюдений за детьми и анкетирования родителей. Определение направлений, целей и задач домашних визитов.
2 этап – основной (октябрь – апрель)
Реализация проекта через различные виды и формы деятельности с выявлением положительного семейного опыта и отслеживанием активной позиции родителей в совместной деятельности на территории семьи:
- Интервьюирование по темам «Мои интересы», «Моя любимая книга (игра)», «Как мы отмечаем день рождения» с последующим оформлением репортажа в группе с согласия родителей.
- Сюрпризное сообщение воспитателя с использованием мини-блокнотов «О чём говорят и мечтают наши дети», «По ступеням – снизу вверх», альбомов «Наши рекорды», «Калейдоскоп добрых дел», с вручением медалей, благодарностей, дипломов, отражающих успехи, достижения ребенка в детском саду.
- Мастер-классы воспитателей «Поделки из природного материала», «Праздничная открытка», «Игрушки из бросового материала» и т.д.
- Мастер-классы родителей по их интересам
- Мини-конкурсы «Овощная фантазия», «Кулинарный поединок», «Дом моей мечты» (рисунок), «Цветок» (оригами) и др.
- Викторины «Путешествие по Байкалу», «Любимые сказки», «Все о животных»
- Беспроигрышные лотереи на праздники
- Игры: «Фанты», «Мы – волшебники» (опыты, фокусы) и др.
- Выпуск мини-стенгазеты
- «Домашний театр» (театрализация сказок, театр фантазий)
- Фотосессия «Улыбка», «Дефиле», «С зонтиком», «С любимой игрушкой».
- Показ и просмотр презентаций «Ребенок в детском саду», «Один день группы», «Наши праздники»
- Показ и просмотр видеороликов «Мы играем в профессии», «В бассейне», «Наши занятия», «Я и мои друзья»
- «Семейные увлечения» (коллекции, рукоделие)
- «Галерея семейных достижений» (портфолио, фотографии с награждениями, медали, кубки, дипломы, сертификаты и т.д.)
- Просмотр фотоальбомов «Семейный архив».
- Обмен фирменными кулинарными рецептами и секретами, изготовление и дегустация: «Пельмени», «Печенье», «Салат» и др.
- Совместные праздники: «День рождения», «Новый год», праздники, отражающие традиции семьи.
- Домашний визит с вовлечением родителей в группы поддержки по интересам и совместным выходом в парк, боулинг, театр, «Конный мир», «Ангарская деревня» и т.д.
- Сюрпризный момент «Подарок на память» (книжки, диски с детскими песенками, фотографии, игрушки, настольно-печатные игры, раскраски и т.д.)
- «Награждение семьи» (дипломы, благодарственные письма, лента «Самая дружная семья, вымпел «Самая спортивная семья»)
- Письменные консультации «Советы наших специалистов», «Детство – это игра», «Будь здоров, малыш!», «Дружите с природой», «Трудовые поручения»
- Шпаргалки для родителей «Если есть у вас сомнения», «Вы в шпаргалку загляните, и ответы в нем найдите», «Будьте здоровы»
- Буклеты «Один дома», «Игры-забавы», «В здоровом теле – здоровый дух», «Моя семья», «Берегите родную природу», «Огонь – друг, огонь – враг»
- Памятки «Елка дома», «Карта семейного выходного дня», «Осторожно, открытое окно!», «Как научить ребенка держать карандаш?», «Скоро в школу», «Нормы речевого развития ребенка».
- Подборка игр по теме «Занимательные игры дома», упражнений и игр на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, дыхания.
- Домашний визит совместно со специалистами ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, инструкторы по физкультуре, по плаванию, ЛФК, массажист)
3 этап – заключительный, подведение итогов (май)
- Проведение анализа проделанной работы с определением эффективности проекта и оформлением отчета.
- Обобщение, систематизация материалов проекта:
- Анкеты, памятки, буклеты, рекомендации, консультации
- Сценарии
- Подборка игр
- Оформление фотоотчетов
- Создание видеороликов
- Распространение опыта:
- Представление опыта для педагогов ДОУ, города.
- Публикации в журналах «Ребенок в детском саду», в социальных сетях, в авторских пособиях «Навстречу друг к другу», «Мы вместе».
- Участие в конкурсах, Ярмарках, форумах, фестивалях регионального и федерального уровня.
Ресурсы:
- Метенова Н.М. Семинар «Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования»//г. Ярославль. 2019.
- Метенова Н.М. Практико-методическое пособие «Родительские собрания»//Яр.: ИПК «Индиго», 2014. – 64 с.
- Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы.//М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 128 с.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.//М. «ВАКО», 2015. - 336 с.
- «Я – компетентный родитель». Программа по работе с родителями под ред. Л.В.Коломийченко.// М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Инновационные методы работы с семьей. Домашние визиты.»
Консультация для педагогов, психологов описывает такую форму работы с родителями, как домашние визиты....
Сроки визитов к врачам
с самого рождения...
10 советов родителям перед визитом к стоматологу.
визит к стоматологу....
Новогодние советы "Как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза"
Информация для родительского уголка...
Памятка для родителей на тему: «Новогодние советы или как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза»
Памятка для родителей на тему: «Новогодние советы или как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза»...
Новогодние советы или как подготовить ребёнка к визиту Деда Мороза
В консультации предлагается несколько простых советов для тех, кто в первый раз поведёт своего ребёнка на утренник с Дедом Морозом....
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...