Мастер-класс для педагогов "Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата"
консультация по логопедии

Клюева Гузалия Фаязовна

Как известно любую проблему лучше предотвратить. Упражнения для укрепления голосо-речевого аппарата  способствуют выработке ровности, гибкости голоса, воспитанию его выносливости. Это важно для воспитателей, потому что им приходится выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.

    О том, какие специальные профилактические упражнения существуют, и как их использовать в работе с детьми показано в мастер-классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_goloso-rechevogo_apparata.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика заболеваний голо-речевого аппарата.

Сегодня я хочу поговорить с вами о профилактике заболеваний голосо-речевого аппарата.  Всем известно, что любую проблему лучше предотвратить, чем заниматься её коррекцией. О том, какие  специальные упражнения существуют и  как их можно использовать я расскажу и покажу вам сегодня.

В понятие «развитие голоса» входит тренировка собственно голоса, фонации, других компонентов речи. Поэтому  необходимо тренировать голосовой, артикуляционный аппараты и мелодико-интонационную сторону речи.

Исходя из этого, можно выделить упражнения:

  • на снятие голосового и общего напряжения;
  • развитие фонационного (речевого) дыхания;
  • формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и голосоведения;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • совершенствование мелодико-интонационной организации речи.
  1. Снимаем напряжение, укрепляем голос.

Упражнения для снятия мышечного напряжения и укрепления голоса можно выполнять самостоятельно, а также включать в занятия с детьми. Заниматься нужно ежедневно, в спокойной обстановке. Упражнения на общее расслабление необходимо выполнять в конце рабочего дня или перед сном.

  • Вытяните в стороны сильные, напряженные руки. Затем расслабьте их, опустите, потянитесь за рукой сначала вправо, затем влево.
  • Потянитесь вверх, напрягите все тело (сделайте вдох) и как будто «бросьте» все тело вниз (сделайте выдох).
  • Поднимите вверх руки, потом опустите вниз сначала кисти рук, затем согните локти и бросьте руки вниз как плети.
  • Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделайте медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая) — вдох; вернитесь в исходное положение — выдох (можно протяжно тянуть: гм-м-м).

Для лучшего звучания голоса и приведения его в рабочее состояние в начале дня можно провести вибрационный массаж гортани («мычание» с одновременным постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определенных направлениях). Эти упражнения настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица.

Для подготовки гортани к вибрационному массажу «помычите»: найдите для себя удобное звучание согласного [м] и направьте его как бы в нос, постукивая кончиками пальцев по крыльям носа. Упражнение выполняется свободно, без напряжения мышц шеи, плечевого пояса, живота.

Массаж проводится постукиваниями кончиками пальцев при одновременном произнесении сонорных и других согласных:

  • от середины лба к ушам с произнесением звука [м-м-м];
  • от спинки носа к ушам с произнесением звука [м-м-м];
  • под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам с произнесением звука [в-в-в];
  • по подбородку с произнесением звука [з-з-з];
  • в области груди с произнесением звука [д-д-д].

Упражнения сначала выполняйте в медленном темпе. Это обеспечит выработку правильных навыков речевого дыхания и плавного спокойного выдоха, снятие напряжения с мышц дыхательной и голосообразующей систем. Постепенно наращивайте темп выполнения упражнения.

Далее выполните голосовые упражнения с гласными [о] или [у], которые следует произносить протяжно, как можно более низким голосом.

Произнося звук [у], изменяйте силу голоса: сначала тихо, будто где-то далеко едет поезд, потом громко, будто стоите на станции, мимо которой проезжает поезд. Затем плавно изменяйте силу голоса, будто вьюга зимней ночью то усиливается, то затихает.

Выполняем дыхательную гимнастику

Методик развития фонационного дыхания много. Наиболее простой и удобной является традиционная методика развития фонационного дыхания, применяемая в логопедии.

Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длинным выдохом. Поэтому большинство упражнений традиционной дыхательной гимнастики направлено на формирование длительного плавного выдоха. Сначала необходимо научиться делать быстрый вдох и плавный долгий выдох через нос, а затем вдыхать носом и выдыхать ртом.

Многие упражнения можно проводить как самостоятельно в спокойной обстановке под релаксирующую музыку в конце дня, так и включать их в занятия с детьми. Для этого воспитатель должен знать физиологические нормы развития дыхания у дошкольников и уметь разнообразить комплекс упражнений игровыми приемами. Например, дети могут тренировать длительный речевой выдох, дуя на картонную свечку, сдуй снежинку или помогая потушить пожар

Комплекс традиционных упражнений на развитие фонационного дыхания, используемые в логопедии3

  • Встаньте прямо, плечи слегка развернуты. Дышите спокойно, без поднятия или опускания плеч. Для контроля движений диафрагмы и ребер держите одну руку на верхней стенке живота, другую — сбоку на ребрах.
  • Выполните вначале беззвучные дыхательные упражнения. Например, глубокий вдох через нос и выдох через рот, вдох через нос и спокойный выдох через вытянутые трубочкой губы.
  • Выполните фонационные упражнения: пропойте гласные звуки на удобной высоте голоса; длительно произнесите ту или иную согласную, подражая различным звукам:
  • «лес шумит»: [ш-ш-ш];
  • «комар звенит»: [зь-зь-зь];
  • «шмель жужжит»: [ж-ж-ж] и др.
  • Выдыхайте воздух через суженное ротовое отверстие сильной толчкообразной струей для тренировки активности дыхательной мускулатуры. Можно дуть на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы оно заколыхалось: [фу], [фу], [фу-у].

Для развития дыхания также подходит парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая (при правильном выполнении упражнений) позволяет:

  • снять нервное напряжение, справиться с ощущением тяжести в голове, устранить головокружение;
  • активизировать речевое дыхание;
  • восстановить голос при его потере в момент общей усталости;
  • снизить симптомы нарушений дыхания при некоторых заболеваниях дыхательной системы (например, при нетяжелых формах астмы).

Немного расскажу о том, кто такая Стрельникова. Александра Николаевна Стрельникова(1912–1989) оперная певица и автор знаменитой дыхательной гимнастики. Ее мать была преподавателем пения.

Годы войны подорвали здоровье певицы, у нее было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой она разработала собственную систему дыхания.

28 сентября 1973 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

У нее есть единственный ученик Щетинин Михаил Николаевич. Лауреат премии Российской Академии наук «За практический вклад в укрепление здоровья нации» Автор множества книг по дыхательной гимнастике Стрельниковой.

Парадокс ее заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Выдох как бы уходит в промежутке между двумя вдохами. Применение данной гимнастики не требует каких-либо специальных медицинских знаний или долгих тренировок.

Для выполнения любого упражнения необходимо приоткрыть рот и шмыгнуть носом, как бы вбирая воздух в себя, а далее сделать то, что требуется в упражнении (например, повернуть голову). Выдох произойдет сам.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

При выполнении дыхательных упражнений тренируется вдох носом. Он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный. Вдох следует делать одновременно с движением, в ритме своего шага.

Выдох — результат вдоха. Надо стараться не замечать его. Он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный.

Данная гимнастика включает следующие упражнения.

Повороты головы

И. п.: стоя прямо, повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки прямо) повернуть голову влево, шумно и коротко «понюхать воздух» с левой стороны. Повторить 16 раз. Во время упражнения нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не поворачивать вслед за головой и не поднимать.

Тянем канат

И. п.: стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто потянуть канат, сделать короткий шумный вдох. Вернуться в и. п.

Обними плечи

И. п.: стоя прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха «бросить» руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха развести руки в стороны — в этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

Насос

И. п.: стоя прямо, руки опущены. Наклониться вниз, к полу, голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конце наклона. Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью — в этот момент происходит пассивный выдох. Снова наклониться и одновременно с поклоном сделать короткий шумный вдох, и снова приподняться. Повторить 8 раз.

Марш

И. п.: стоя прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх правое колено и потянуть к нему левый локоть. Момент соприкосновения — короткий вдох. Опустить правое колено — в этот момент происходит произвольный выдох. То же самое выполнить с другой ноги. Повторить 16 раз (вдохов).

Осваиваем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Ее цель — выработка четкости, правильности движений органов артикуляционного аппарата и умения координировать его работу с системами дыхания и голосообразования.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики включает: упражнения для губ, щек, мышц глотки и мягкого неба, нижней челюсти, языка, гортани и мышц шеи.

Их можно выполнять постепенно в течение дня. Утром сделать упражнение «почистим зубки», появилась свободная минута в тихий час — «покачать язычок на качелях», вечером, готовя ужин, — «поцокать язычком» и т. д.

Содержание комплекса может меняться, но по 4–5 упражнений необходимо выполнять ежедневно

Знакомимся с упражнениями на развитие высоты, силы и тембра голоса

Высота и сила голоса — составляющие его выразительности. Работа над ними заключается в том, чтобы с помощью специальных упражнений вы научились не форсировать голос, говоря слишком громко или слишком высоко.

Некоторые упражнения данного раздела имеют игровой характер, их можно включать в занятия с детьми.

Большинство упражнений заключается в произнесении слов или фраз на различной высоте или силе голоса. Цель их в том, чтобы педагог попробовал говорить громче, тише, более высоким или более низким голосом и определил, какое звучание наиболее удобно именно для него.

Далее  необходимо постепенно расширять свои физиологические возможности, меняя то высоту, то силу голоса. Поэтому, если какие-то упражнения комплекса вначале покажутся сложными, необходимо отложить их до тех пор, пока не будет усвоен более легкий материал.

Комплекс упражнений на развитие высоты и силы голоса

Колокол

Представьте, что вы раскачиваете рукой воображаемый колокол и одновременно произносите звукосочетания на заданной высоте:

  • небольшой колокол — «дон-дон-дон» (произносится обычным голосом);
  • массивный колокол — «бом-бом-бом» (произносится низким голосом);
  • бубенчики — «динь-дон-динь-дон-динь-дон» (произносится высоким голосом).

Инопланетянин

Попеременно произносите звуки [у], [и], при этом звук [у] — низким голосом, а [и] — высоким.

Мишка, зайка, мышка

Данное упражнение выполняется вместе с детьми. Дети встают в круг, ведущий — в центре него. Ведущий бросает мяч и называет одного из персонажей (медведя, зайца или мышку).

Если он называет медведя, поймавший мяч отвечает низким голосом: «Я — Михаил Иванович, зачем звал?».

Если ведущий называет зайку, тот, кто поймал мяч, говорит обычным голосом: «Зайка-попрыгайка прыг-скок, прыг-скок».

Если ведущий называет мышку, поймавший мяч говорит в ответ высоким голосом: «Мышка-норушка в норку убежала».

Усиление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы посчитать от 10 до 100 или произнести буквы алфавита, или назвать цвета радуги, дни недели, времена года, месяцы постепенно увеличивая силу голоса: сначала беззвучно, потом шепотом, потом тихо и, наконец, громко.

Ослабление звука

Упражнение аналогично предыдущему, но направлено на ослабление силы голоса: посчитать от 10 до 1, произнести «аба-ава-ага-ада…», «буптиптапта-вуптиптапта-гуптиптапта-дуптиптапта…" и др. сначала громко, потом тихо, потом шепотом и, наконец, беззвучно.

Усиление-ослабление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы без паузы, на одном выдохе произнести то громко, то тихо названия нот, месяцев, дней недели и др.

Тембр — индивидуальная окраска голоса, которая зависит от строения и особенностей функционирования голосо-речевой системы конкретного человека.

Упражнения на развитие тембра позволяют выработать звонкость голоса, устранить мешающую свободному голосотечению мышечную зажатость. Кроме того, способствуют выработке ровности, гибкости голоса, воспитанию его выносливости. Это важно для воспитателей, потому что вам приходится выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.

Упражнения на развитие мелодико-интонационной стороны речи4

  • Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо громко, но не перенапрягая голосовые связки и используя рациональную голосоподачу.
  • Представьте, что вы играете с детьми в «паровозик». Произносите «ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту» так, чтобы дети его услышали. Паровозик должен ехать громко и весело, мелодично и благозвучно, выпуская пар.
  • Прочитайте стихи, меняя силу голоса (от тихого до громкого, и наоборот), высоту (произношение в средней, низкой и высокой тональности), темп (медленно, умеренно, быстро) и в других комбинациях.
  • Выучите скороговорки. Например, произнесите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» в том темпе, который подсказывает одна из следующих ситуаций:
  • вы диктуете данное сообщение непослушному ребенку;
  • рассказываете новость хорошей знакомой в неторопливой беседе;
  • выступаете с сообщением перед большой аудиторией;
  • сообщаете новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Произнесите скороговорку: «Белые бараны били в барабаны», выделяя по очереди каждое слово, как бы отвечая на вопросы:

  • Какие бараны били в барабаны?
  • Что делали белые бараны?
  • Во что били белые бараны?

В конце своего выступления мне бы хотелось дать вам  общие рекомендации по выполнению упражнений.

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать осторожность и постепенность.
  • Дыхательные и голосовые тренировки следует начинать с приведения организма в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения с помощью упражнений на релаксацию.
  • Для этого нужно сесть на стул, принять удобную для релаксации позу: руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена вниз. Расслабить лоб, брови, закрыть глаза, нарисовать в воображении картину отдыха (на берегу моря, в лесу и т. д.), постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния релаксации следует также постепенно.
  • Выбирать нужно ту методику, которая наиболее понятна. Для достижения хорошего результата лучше сочетать разные методики.
  • Необязательно выполнять все упражнения комплекса. Достаточно 2–3 из каждого раздела, которые наиболее удобны и доступны. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному».
  • Не следует выполнять те упражнения, которые не получаются или вызывают неприятные ощущения.
  • Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными. Упражнения выполняются дозировано, без напряжения.

Меры профилактики нарушений голоса не могут быть одинаковыми для всех. Они подбираются в зависимости от возраста, профессиональной подготовки, специфики работы (возраста детей), физиологических и психологических особенностей и т. д.

Профилактика голосовых расстройств предусматривает не только постоянные тренировки голосо-речевой системы и сведение к минимуму воздействие факторов, негативно влияющих на голос. Важно периодически проходить медицинские осмотры. Это позволит выявить начальные проявления тех или иных заболеваний голосового аппарата и предотвратить их.

      Подобрать полноценный курс профилактических упражнений воспитателю поможет учитель-логопед, а при наличии признаков нарушений голоса — не обойтись без консультации врача-фониатра или фонопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата (с использованием сухого бассейна)

Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправить ее. Приобретение правильной осанки - длительный процесс.  Основой профилактики и лечения нарушений осанки является ...

Конспект мастер-класса по коррекции опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

Конспект разработан в помощь педагогам дошкольного образования...

МАСТЕР-КЛАСС для инструкторов по физической культуре «Король Позвоночник» по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с использованием тренажеров

Данный материал знакомит педагогов с комплексами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с использованием тренажёров;Задачи:1.обучить правильной последовательности выполнени...

Мастер - класс «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»

Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овлад...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ»

Мастер-класс для родителей«Развитие артикуляционного аппарата у детей»...

Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».

Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить пе...

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как одно из средств профилактики простудных заболеваний". Первая младшая группа.

Обучив малыша простым и весёлым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ...