Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».
материал по логопедии
Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер – классе, с технологиями развития подвижности органов артикуляционного аппарата и нормализации речевого дыхания и голоса у детей с дизартрией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс:
Тема: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер – классе, с технологиями развития подвижности органов артикуляционного аппарата и нормализации речевого дыхания и голоса у детей с дизартрией.
Задачи:
- Передать опыт работы по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, тренировки речевого дыхания и улучшения голоса у детей с дизартрией.
- Отработать вместе с участниками мастер–класса последовательность действий и приемов работы по развитию подвижности артикуляционного аппарата и нормализации речевого дыхания и голоса с использованием современных развивающих технологий и парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
- Развивать творческий потенциал участников мастер – класса.
Оборудование : компьютерная презентация.
Ход мастер – класса.
- Добрый день!
С прекрасным настроением и позитивными эмоциями начинаем мастер –класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях проводится артикуляционная гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во – первых, название вызывает интерес к упражнению, во – вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ
Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:
- рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
- намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
- поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Далее вводятся следующие упражнения:
1.«Непослушные губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.«Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.«Рыбки разговаривают»:
- хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
- сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;
- щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
5.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
6.«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
7.«Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы.
8.«Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
9.«Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
10.«Сильные губки»:
- удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);
- удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек
1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3.«Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Артикуляционная гимнастика для мышц языка
Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:
- помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
- вытягивание языка вперед и убирание его назад;
- стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
(Показ слайдов)
1.«Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.
2.«Лошадка-2». То же, но беззвучно.
3.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
4.«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от неба.
5. «Почистим зубки». Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.
5.1.«Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
5.2.«Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.
6. «Дятел»,«Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне:д- ддд, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
7. «Маляр». Рот открыть, губы в улыбке. Кончиком языка поглаживать небо по направлению от верхних передних зубов вглубь рта.
8. «Балалайка». Рот открыт. Кончик языка вверху за зубами. Задеваем язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 – 15 сек.)
9.«Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
10. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
11.«Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
12. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
13.«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.
14. «Слоник»,«Трубочка». Вытянуть вперед губы. Удерживать губы в таком положении 10 с.
15.«Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.
16. «Футбол». Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.
17. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться узким языком попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.
18.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.
19. «Лягушки». « Заборчик». Улыбнуться, обнажить зубы. Зубы сомкнуты.
20.«Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
21.«Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.
22.«Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
23.«Фасолька». При паретичном (понижение мышечного тонуса), вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.
24.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
24.1.«Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
24.2.«Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
25.«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
26.«Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.
27.«Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.
27.1.«Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.
28.«Дразнилка». Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».
29. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
30. «Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Предлагается комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.
- «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
- «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно , избегая резких движений.
- «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
- «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
- «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
- «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
- «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
- «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
- «Силач-4». Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
- «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.
Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба
1.«Спать хочется»:
- позевывать с открытым и закрытым ртом;
- позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2.«Горлышко болит»:
- произвольно покашливать ;
- хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
- покашливать с высунутым языком;
- имитировать полоскание горла с запрокинутой головой;
- полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром);
- глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);
- глотать капли воды, сока.
3.«Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.
4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].
5.Подражать:
- стону;
- мычанию;
- свисту.
6.«Силач»:
- запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка;
- опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;
- запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук;
- выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
7.Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.
- «Ишачок». Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.
9.Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.
Технологии развития речевого дыхания и голоса
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах!Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова, имена людей, клички животных), позже — короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание — это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя. Поэтому не следует стремиться к немедленным результатам и стараться применить для этого какие-то волевые усилия, управлять дыханием. Такие попытки могут привести к дискомфорту, одышке. Естественное дыхание должно происходить на естественной основе, при этом можно допускать лишь незначительные усилия, чтобы достичь пяти вышеназванных характеристик естественного дыхания, добиваясь его легкости на границе забытья и реальности.
Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.
1. Для того чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.
С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот.
2.Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.
Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т. е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох — с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.
3.Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи, и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.
Некоторые упражнения можно проводить в двух темпах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.
При медленном темпе выдох делается со звуками: тсс, шш, пф или сопровождается словом вниз. При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: вперед, вправо и т. д. В имитационных упражнениях образ иногда подсказывает определенный темп движения— например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжительным выдохом.
Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой выдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.
Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:
1.Ребенок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счет. Это способствует нормализации движений диафрагмы.
2.Ребенок сидит, перед его ноздрями создается веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счет включения в работу мышц диафрагмы.
После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях — лежа, сидя, стоя.
Ребенок одну руку кладет на свою диафрагму, другую — на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.( «Живая игрушка», «Мячик», «Шарик», «Шарик- ямочка»)
После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется:
- без речевого сопровождения;
- с речевым сопровождением.
Работа без речевого сопровождения проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных пособий («загоним мяч в ворота», игры с «султанчиком», ватными шариками, снежинками, листиками, и т. д.), которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:
- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;
- при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности);
- при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребенка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
- при выдохе ребенок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки; при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребенка к ощущениям движения диафрагмы;
- дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
- дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким — ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т. д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.
Работа с речевым сопровождением проводится при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе:
- пение гласных на выдохе — «ниточка»;
- произнесение сочетаний 2, 3, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);
- произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе — звук);
- произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)
- произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на 1-й слог, затем меняется ударение;
- постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох — затем «птицы» — «птицы летят» — «птицы летят в небе» — «птицы летят в небе на юг» и т. д.). Количество слов, произносимых ребенком на одном выдохе, определяется возрастом:
5 лет — 4—5 слов, не больше;
6 лет — 5-6 слов, не больше;
7 лет — 6-7 слов, не больше.
Можно рекомендовать следующий комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.
1-е упражнение. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
2-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.
3-е упражнение. Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.
4-е упражнение. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
5-еупражнение. Ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.
6-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ослабление звука (упражнение «Гудок» — гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).
7-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ослабление звука (упражнение «Вой ветра»: в-в-в-В-В-в-в).
8-е упражнение. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).
9-е упражнение «Свеча». Ребенок делает ровный, медленный выдох — пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
10-еупражнение «Погаси свечу». Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.
11-е упражнение. Исходное положение — руки перед собой, вдох носом — руки разводятся в стороны, медленный выдох — руки сводятся так, чтобы встретились ладони.
12-е упражнение «Комар». Исходное положение — руки вперед, вдох — руки разводятся в стороны, выдох — руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со звуком е-в-в-в, в конце — хлопок в ладоши («убили комара»).
13-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: ф! ф! ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.
14-е упражнение. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
15-е упражнение. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести ба-бо-бу и г-м-м-м.
16-е упражнение. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раз).
17-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф! в-ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.
18-е упражнение. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
19-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.
Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
В данной гимнастике основное внимание уделяется вдоху. А.Н. Стрельникова говорила: «Дыхание начинается с вдоха. Вдох первичен, выдох вторичен. Вдох – причина, выдох – результат. Поэтому, как мне кажется, регуляцию дыхания следует начинать именно с вдоха». Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Вдох должен быть коротким, словно хлопок в ладоши. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, – это уметь затаить дыхание, «спрятать» его, о выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно, без вашей помощи через слегка приоткрытый рот. Шумного выдоха не должно быть. Нельзя допускать чрезмерного вдоха и задержки выдоха. Во время гимнастики рот должен быть приоткрыт, темп – 60 – 72 вдоха в мин. Вдохи громче выдохов. Вдох осуществляется одновременно с быстрым движением рук, ног или туловища.
Все вдохи и движения делаются в ритме строевого шага. Между упражнениями делается небольшая пауза на 3-4 секунды. Упражнения могут выполняться стоя, сидя, лежа. Не выполняйте упражнения через силу, увеличивайте нагрузку постепенно.
Упражнения не должны вызывать боль или дискомфорт.
Норма урока – 1000 – 1200 вдохов, до 2000. Пауза между дозами вдохов 1 –3 сек. Подряд делается столько вдохов, сколько в данный момент сделать легко. Плечи должны быть опущены. Все упражнения выполняются в ритме строевого шага. А.Н. Стрельникова рекомендует постепенное освоение упражнений. Занятия длятся не более 30 минут.
В начале – разминка:
а) стоять прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч, делать короткие,
мгновенные вдохи;
б) делается шаг на месте и одновременно – вдох: правой (вдох) – левой
(вдох),правой (вдох) – левой (вдох), а не «вдох – выдох», как в обычной
гимнастике. Это можно делать, стоя на месте, при ходьбе по комнате, переминаясь с ноги на ногу вперёд – назад, слегка приседая то на одной, то
на другой ноге.
Следить, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешать и не
помогать выдохам после каждого вдоха.
Движения головы:
1) Повороты.
Поворачивать голову вправо –влево, резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом (96 вдохов).
2) «Ушки».
Покачивания головой, как будто стыдите кого-то. Тело не должно поворачиваться, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.
3) «Малый маятник».
Кивать головой вперёд – назад, вдох – вдох.
Главные движения.
1) «Кошка».
Имитировать движения кошки, подкрадывающейся к воробью, и шум-
но нюхать воздух в темпе шагов.
2) «Насос».
Имитация накачивания шины. Повторять вдохи одновременно с наклонами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.
3) «Обними плечи».
Левая рука обнимает правое плечо, правая – левую подмышку. Одно-
временно шагать и делать короткие шумные вдохи.
4) «Большой маятник».
Это слитное движение: «Насос» – «Обними плечи».
5) «Полуприседы».
Вес тела на ноге, находящейся чуть впереди. Одновременно с каждым
полуприседом повторять вдох, затем добавить одновременные встречные движения рук.
Новые упражнения.
1)«Ладошки»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, дыхание свободное. Руки согните в локтях (локти должны быть направлены строго вниз) и поверните ладони от себя.
Действие: начинайте делать короткие шумные вдохи носом одновременно в такт сжимая ладони в кулаки, словно хотите схватить воздух. Сделайте подряд 8 ритмичных вдохов носом, затем опустите руки и немного отдохните 3-4 секунды. Это первый цикл! Теперь заново делаем подряд 8 вдохов носом и снова отдыхаем. Всего необходимо выполнить 12 циклов по 8 вдохов-движений в каждом.
2) «Погончики»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки и плечи в расслабленном состоянии, дыхание спокойное.
Действие: кисти рук, сжатые крепко в кулаки, прижмите к животу. Сделайте резкий короткий вдох носом и одновременно выполните ритмичный толчок кулаков вниз к полу, разгибая руки в локтях, словно желаете отжаться от пола или сбросить что-то с рук. Во время толчка кулаки разжимаются, руки тянуться к полу, плечи напряжены, пальцы рук широко растопырены. На выдохе (спокойном и беззвучном) принимается исходное положение – кулаки вновь прижаты к животу.
А так же упражнения «Перекаты» и «Шаги».
Далее следует тренировка «затаённого» дыхания: короткий вдох с на-
клоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух
считать до восьми, постепенно увеличивая количество произнесённых на
одном выдохе «восьмёрок».
С третьей или четвёртой тренировки произнесение «восьмёрок» сочетается не только с наклонами, но и с «полуприседами».
Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в
кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное коли-
чество восьмёрок, на крепко задержанном дыхании.
«Восьмёркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.
Для детей рекомендуется проводить гимнастику с музыкальным сопро-
вождением. Кроме того, темп должен быть медленнее, торопить детей
нельзя. Урок следует превратить в игру.
Результатами применения данной гимнастики являются:
1) насыщение кислородом всех клеток организма;
2) усиление внутреннего тканевого дыхания;
3) увеличение жизненной ёмкости лёгких;
4) снятие усталости;
5) улучшение настроения;
6) улучшение памяти;
7) нормализация нервной системы в целом.
Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой
является изменение стереотипа дыхания с поверхностного –клю-
чичного на глубокое – диафрагмальное.
Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при дизарт-
рии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого ап-
парата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.
Используемая литература:
1.Кочетова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.-М.,1989
2.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д.,2011
3.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.,1989
4.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии.- Ставрополь 2008.
5.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Основной+ вспомогательный комплекс. Новые упражнения. Аудиокнига.2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
"Для чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?"
Консультация для родителей...
Мастер-класс для родителей по теме: «Основы артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс для родителей по теме:«Основы артикуляционной гимнастики»...
Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"
В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....
МАСТЕР-КЛАСС учителя логопеда «Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика дома».
Повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения....
«Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей с ДЦП».
Особенности выполнения пассивной и активной артикуляционной гимнастики....
Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Упражнения для нормализации моторики артикуляционного аппарата.Работа по развитию подвижности губ. Работа по развитию подвижности языка. Приведены 20 артикуляционных упражнений...