Консультация для родителей "Профилактика нарушений письма"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Данные игровые занятия направлены на профилактику дисграфии у детей подготовительного к школе возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_disgrafiya.docx | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖУЧОК-БУКВОЕД СЪЕЛ БУКВЫ. ЗАДАНИЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ЛЕТ
Нередко дети путают буквы, забывают их начертание, пишут в обратную сторону.
Предложенные таблицы помогут исправить перечисленные недостатки, да и просто будут интересны.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ:
Перед началом изучения букв важно не забыть: большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.).
Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.
1. Раскрашиваем.
Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.
Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:
- раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
- раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
- использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).
2. Укрась букву.
Дети с удовольствием будут буквы украшать!
Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь! Попробуйте украсить букву «А» - арбузиками, букву «Б» - бананами и т.п.
3. Лепим.
Очень полезное занятие - лепить буквы из цветного теста или пластилина.
4. Половинки - игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до "Я" - надо постараться букву "А" не забыть.
Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!
Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.
Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.
5. Мемори.
Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.
Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше! Когда нужная карточка найдена - игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.
6. Пишем на манке.
Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все - от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!
7. Лото и фольга.
Еще один способ изучения и повторения букв - лото.
Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.
Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.
Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.
Лото может быть звуковым - в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.
8. Буквоед.
У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку. Например петушок - очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь! В буквоешку можно поиграть и по-другому:
В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков - прорези в коробке). Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках): Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со "своей" буквой):
9. Конструируем.
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку: Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).
С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».
Для этого можно нарисовать простые схемы.
11. Протыкалочка.
Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).
12. Обводилочка.
Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.
Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.
Таким способом можно даже «писать» целые слова.
13. Связь букв и звуков.
На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику! И т.п.
14. «Найди!»
Найди на картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!
15. Игры с мозаикой.
Выложи букву из мозаики по образцу. Или вариант попроще и поинтереснее:
Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой! Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой.
16. Подвижная игра «Беги к букве»
Эта игра хороша тем, что она подвижная - она больше похожа на веселую игру в "догонялки", а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.
Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые "украшали" вместе с ребенком).
А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!». А теперь к букве «А»!
Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.
Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять его за руку и побегать вместе с ним.
17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»
Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!
Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?
Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!
Берем кубик с буквами! (если нет готового - его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).
Кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:
Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У». Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).
А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!
18. Звуковой плакат.
Смысл его действия прост - ребенок нажимает на картинку с буквой - плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.
Единственное «Но!» - лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения
основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...
Консультация для воспитателей « Предупреждение нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста».
Изложен материал для воспитателей групп для детей с ТНР по профилактике нарушений письменной речи....
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Профилактика нарушений письма в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте"
К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным сре...
Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»
Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Консультация на тему: "Нарушение письма у детей"
В материале речь идет о дисграфии (видах дисграфии), ее причинах, методах коррекции данного вида нарушения....
Консультация для родителей «Зеркальное письмо букв и цифр» профилактика возникновения нарушений письменной речи
Представлены приёмы по формированию зрительного образа букв и цифр, которые могут использовать родители в домашних условиях...
Консультация для родителей: «Профилактика нарушений письма и чтения у старших дошкольников»
Консультация для родителей:«Профилактика нарушений письма и чтения у старших дошкольников»...