«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».
консультация по логопедии (старшая группа)
Игры и пособия способствующие формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Хорошо известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с тяжёлыми нарушениями речи отстает развитие движений пальцев рук, также у некоторых детей наблюдается недостаточная сформированность общей моторики и зрительно-двигательной координации. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Поэтому работая с детьми, имеющими нарушения речи, одной из приоритетных целей является развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук на логопедических занятиях.
Можно определить следующие задачи:
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- формировать элементарные специфические графические навыки.
- Подготовить руку ребенка к письму.
Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание).
Пальчиковые упражнения с массажёром «Су-Джок» способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивает мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучает руку к письму.
Для развития мелкой моторики можно использовать интересные пособия:
Многофункциональный развивающий тренажер (автор Е.В.Полозова )
изготовлен из деревянного каркаса, в котором вырезаны отверстия для винтовой
части пластиковой бутылки.
Используется для развития у детей сенсорных способностей, зрительно
пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, внимания,
речи, памяти, мыслительной деятельности.
Настенный модуль с мешочками для организации тактильных игр.
Способствует развитию навыка тактильного различения и когнитивных умений
распознавать и сортировать предметы на ощупь. В ходе индивидуальных и
подгрупповых занятий дети,ощупывая пальцами мешочки, в которые можно
спрятать самые разные предметы, пытаются угадать их содержимое.
Настольный модуль - ящик из фанеры с отверстиями для рук.
Представляет широкие возможности для организации игр на тактильное
распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны в ящике.
Сенсомоторный куб (автор Е.П.Кольцова), различные бизиборды, мешочек-искалочка – совершенствуют связную речь, развивают тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
Игры с прищепками, игры с липучками, шнуровки - развивают тонкую моторику пальцев рук и развивают речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей формируется представление о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети...
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.
В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду нормально развивающихся сверстни...
Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...
Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...
Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...
Использование технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Мастер класс для родителей о использовании технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Техники и приёмы метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Статья. Наглядное моделирование...