Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей формируется представление о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети пытаются в этом возрасте изображать их в рисунках и аппликациях. Дети старшего возраста способны находить сходства и различия архитектурных сооружений, необходимо поэтому развивать наблюдательность при рассматривании зданий, замечать разнообразие пропорции, назначение и декор.
Авторы считают, что при ознакомлении старших детей с современными зданиями, доступными памятниками архитектуры (Московский Кремль, собор В. Блаженного, Зимний дворец, Петергоф и др.) у детей развивается умение восторгаться архитектурным богатством страны, обогащается содержание детских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_deteyarkhitekturoy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
Мальцева Галина Васильевеа
Воспитатель МБДОУ детский сад №11 г. Кирово-Чепецк
Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре.
На современном этапе развития дошкольного воспитания возрождается понимание преобразующей роли культурной среды, особую актуальность приобретает художественно-эстетическое развитие. Видящий и умеющий ценить красоту человек или ребенок будет охранять ее, преумножать. Такой человек не станет совершать безнравственные поступки. Сегодня он будет строить дом в рисунке, а завтра возводить на земле.
Широкие возможности в воспитании художественно-эстетического развития имеет архитектура. Исследователи отмечают, что архитектура, как вид искусства является доступным и естественным объектом изучения. Возраст 5-7 лет наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т.к. в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.
Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию страны, уважение к художественному созиданию, к самостоятельной творческой деятельности.
Для того чтобы результаты труда и творчества, мастерства и фантазии, воплощенные в архитектурном сооружении несколькими поколениями, остались не востребованными, поняв, что дети любят рисовать дома, дворцы, замки, которые, к сожалению, были безликими и примитивными решила познакомить с основами архитектуры. В программе От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей формируем представление о том ,что дома, в которых они живут ,а также д/сады, школы- это архитектурные сооружения. Дети в этом возрасте пытаются изобразить здания и их части в рисунках и аппликациях.
Дети старшего возраста способны находить сходства и различия архитектурных сооружений, поэтому необходимо развивать наблюдательность при рассматривании зданий, замечать разнообразие пропорций, назначение и декор, уникальность. Ставим задачи по ознакомлению дошкольников со всемирно-известными памятниками, отечественной и мировой культуры .
Авторы отмечают, что при знакомстве с современными зданиями, доступными памятниками архитектуры развивается умение восторгаться архитектурным богатством страны, обогащается содержание детских работ.
Значение архитектуры отражено и в работах Сакулиной Н.П.Она отмечает, что в процессе ознакомления с архитектурой активизируется художественное творчество, работа при декорировании сооружений играет важную роль при подготовке руки к письму, где ребенок не только отрабатывает моторный навык, но и развивается творчески. Это первоочередные задачи.
Среди задач можно выдвинуть и следующие: сущность архитектурных сооружений составляют прочность, польза, что именно красота возводит архитектуру в ранг искусства.
- Дать понятие, что архитектура-искусство, создавать здания (строить, возводить)
- Знакомить с профессией архитектора, зодчего
- Развивать познавательный интерес. Учить видеть облик своей улицы, города ,страны
- Развивать умение определять материал(камень ,дерево ,кирпич, металл, стекло и пр., развивать логическое мышление ,сравнивая дерево-камень по- экологичности, долговечности ,огнеупорности, теплосбережении и звукоизоляции; декоративность(наличники ,пилястры, луковки атланты и т.п.) части сооружении(стены , балкон, подъезд , фронтон). Закладывать предпосылки художественного мышления.
- Дать представление об эволюции жилища (от пещеры до небоскреба) Учить соотносить типы жилища с природно-климатическими условиями (юрта, иглу, чум и т.п.)
- Использование в работах детей разного материала .
- Обогащать и активизировать словарь (фасад,. Конек, дымник, арка, шпиль, подзор)словарь синонимов(кирпичный, блочный, многоэтажный прочный, бревенчатый…)
- Учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различие
- Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы)
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к прекрасному; любовь к родному городу, стране.
- Выражать свое отношение к увиденному
Таким образом, ознакомление с основами архитектуры выступает одним из эффективных средств в художественно-эстетическом развитии
Успешная реализация программы возможна при создании предметно-развивающей среды .В группе оформили уголок юного архитектора по видам архитектуры: сказочная, общественно-гражданская, деревянное зодчество, парковая и памятники мировой архитектуры(ажурная Эйфелева башня, Триумфальная арка, репродукция Версальского дворца и Петергофа) Московский кремль и т.п .Имеющие в группе разнообразные конструктора, трафареты пазлы, линейки, лекало и циркуль(козья ножка) способствовали развитию творчества. В книжном уголке подобрана художественная литература .Совместно с родителями оформляем буклет «Что мы знаем об архитектуре родного города Кирово-Чепецка?»
Работу проводила в двух направлениях:
1. Через познавательно-речевое развитие с использованием репродукций, иллюстраций ,наборов открыток с видами родного города, Москвы и Санкт-Петербурга, чтением художественной литературы ,целевых прогулок и экскурсий.
2. Через образовательную область «художественное творчество»в технике аппликация, в ходе которой дети изображали здания из разного материала: ватные палочки, палочки из-под мороженного(русская изба)и трубочек из-под коктейля, самоклейки и гофрокартона, гальки(пещера),счетные палочки(театры) ,тесьма для теремка.
Обьем деятельности отразила в блоках перспективного планирования:
- Живым существам очень плохо без дома
- Архитектура – искусство проектировать
- Эволюция жилища
- Сказочная архитектура
- Деревянное зодчество
- Части и декор в архитектуре
- Архитектура-родного города
- Москва- наша столица
- Архитектурные памятники страны
- Живет на свете красота
- Современная архитектура
В ходе проделанной работы хочется назвать своих детей маленькими «дизайнерами» . Они творили по законам красоты ,научились выражать свои знания и впечатления в продуктивной деятельности. Научились видеть неповторимость и уникальность зданий не только своего города ,но и других городов ,бывая в них и рассказывая об увиденном, чувствуя красоту окружающего мира.
Воспринимая здания и архитектурные сооружения, дети получили сведения о внешних свойствах ,форме, величине, цвете так как участвовали почти все виды восприятия.
В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей формируется представление о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети пытаются в этом возрасте изображать их в рисунках и аппликациях. Дети старшего возраста способны находить сходства и различия архитектурных сооружений, необходимо поэтому развивать наблюдательность при рассматривании зданий, замечать разнообразие пропорции, назначение и декор.
Авторы считают, что при ознакомлении старших детей с современными зданиями, доступными памятниками архитектуры (Московский Кремль, собор В. Блаженного, Зимний дворец, Петергоф и др.) у детей развивается умение восторгаться архитектурным богатством страны, обогащается содержание детских работ.
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие» предполагает знакомить с ближайшим окружением, рассказывать о самых красивых местах города его достопримечательностях и о нашей стране с великолепным ее наследием. В разделе трудовое воспитание знакомим наших детей с профессией архитектора и зодчего. Необходимо показать результат труда и прививать чувство благодарности людям за и труд. На занятиях по ОБЖ учим детей свободно ориентироваться в пределах ближайшей к детскому саду местности.
Приобщение к культурным ценностям одна из задач познавательного развития. В области «познание ФЭМП сравнивали здания по высоте, длине, цветовой гамме; соотносили крышу, двери другие части с геометрическими фигурами, закрепляли пространственные отношения и ориентировались на листе бумаги(волшебные клеточки).
И наконец, специфика нашего детского сада–речевое развитие детей, а значит формируем и обогащаем словарь (части здания, декор), подбор антонимов, синонимов в дидактических играх, развитие связной речи, когда дети эмоционально стараются рассказать об увиденном, используя интересные факты.
Словарь:
Соломенный, современный, яркий, тусклый, новый, широкий, удобный, панельный, деревянный, блочный , одноподъездный ,комфортный
Чистый, недостроенный, свой, чужой, купленный, дорогой, сельский, деревенский, городской, громадный, прочный, бревенчатый, панельный, кирпичный, одинаковый, старинный, разрушенный, сказочный, жилой, родной, бумажный, светлый, удобный ……
Этаж, подъезд, балкон, лоджия, блок, крыша, лифт, фундамент, пол, подвал, бревно, рама, фрамуга, двери, окна, лестница ….
Фасад, портал, купол, колонны, арка, шпиль, решетка, подзор, ставни, наличники, конек, атланты, фронтон, дымник, пилястры ……
Строить, возводить, ремонтировать, украшать, сооружать, сносить, проектировать, рисовать, сравнивать, охранять, фотографировать, красить…..
Дидактические игры:
- Как растет дом
- Что сначала ,что потом
- Путешествие по городу
- В каком доме герой
- Узнай по описанию
- Чудесный мешочек
- Кто где живет
- Угадай на ощупь(материал)
- Скажи наоборот
- Что будет ,если(дом без крыши….)
- Кому что(строительные профессии)
- Пазлы(памятники архитектуры)
- Подбери по силуэту
- Угадай-ка
Список используемой литературы:
- А. А. Грибовская. Ознакомление дошкольников с архитектурой
- Т.Каменская Архитектурно-художественное творчество
- А. А. Грибовская Коллективное творчество дошкольников
- С. Вохринцева Познавательно-речевое развитие детей
- Атлас чудес света
- Г.В.Макаревич Памятники архитектуры Москвы
- Журнал Д.воспитание №2 2оо6 года «Учу творить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы
В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"
Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...
Проектирование коррекционно- развивающей программы для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
На сегодняшний день наиболее актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодейств...
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...