Задание воспитателям по теме "Транспорт"
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Бажитова Наталья Петровна

Тема недели: «Транспорт».

Лексическая тема: «Транспорт».

Программное содержание: расширить и закрепить знание о транспорте; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт»; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте; совершенствовать грамматический строй речи.

Ввести в активную речь.

Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

Глаголы: ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Групповые задания:

1. Артикуляционная гимнастика.

·         «Пыхтит паровоз».

Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

·         «Лодочка качается на волнах».

Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

·         «Гребём веслом».

Перемещать язык из одного угла рта в другой.

·         «Шторм на море».

Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щёки.

·         «Лодочка».

Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

·         «Гудит пароход».

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук [ы]. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка всё время должна быть выгнута.

·         «Вагон на рельсах».

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперёд-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

·         «Самосвал высыпает груз».

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

2. Пальчиковая гимнастика.

«Самолёт»

Летит самолёт высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг…

Ему самолёт и товарищ, и друг!

На взлётную полосу сел самолёт,

Вперёд побежал – и закончен полёт.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

(Правая рука изображает самолёт: большой палец и мизинец оттопырены – это крылья.)

3. Дыхательная гимнастика: см. комплексы.

4. Общая моторика (физ. минутка):

«Поезд».

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)

5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия.

·         «Слушай внимательно»

Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.

6. Задания по развитию лексико-грамматического строя речи.

·         Перечисли кто может:

летать –

плавать –

ездить –

·         Сосчитай до пяти.

ü  Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.

ü  Один красный автобус,

ü  Одно резиновое колесо,

ü  Один большой корабль,

ü  Одна трамвайная остановка,

ü  Один новый трамвай,

·         Что может делать:

ü  автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.

ü  корабль –

ü  самолет –

·         Как назвать остановку:

ü  трамвая – трамвайная;

ü  автобуса –

ü  троллейбуса –

·         Назови одним словом машину, которая:

ü  возит молоко – молоковоз;

ü  мешает бетон – бетономешалка;

ü  возит воду – водовоз;

ü  черпает землю – землечерпалка;

ü  укладывает трубы – трубоукладчик;

ü  дробит камни – камнедробилка.

·         Исправь предложения (подготовительная к школе группа):

ü  Дом подъехал к машине.

ü  Бензин кончился потому, что машина остановилась.

7. Задания по развитию связной речи.

·         Сравни!

ü  Трамвай и троллейбус.

ü  Трамвай и электричка.

ü  Троллейбус и автобус.

ü  Автобус и автомобиль.

·         Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Хорошо, когда много снега.

Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

В. Бундин

Вопросы:

1. О каком времени года говориться в рассказе?

2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?

3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

·         Чтение художественной литературы.

ü  А. Барто «На косогоре»;

ü  В. Кудрявцева «Велосипедист»;

ü  Р. Заславский «Ночное такси»;

ü  Н. Калинина «Малыши», «Как ребята переходили улицу»;

ü  О. Корнеева «Милицейская машина»;

ü  Е. Кузьмин «Важные машины»;

ü  Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»;

ü  Я. Тайц «Поезд»

8. Задания на развитие высших психических функций.

«Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал  начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Источники:

1. Интернет-ресурс.

2. Научить меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. 208 с.: ил. – (Серия «Уроки логоп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_vospitatelyam.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Транспорт».

Лексическая тема: «Транспорт».

Программное содержание: расширить и закрепить знание о транспорте; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт»; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте; совершенствовать грамматический строй речи.

Ввести в активную речь.

Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

Глаголы: ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Групповые задания:

1. Артикуляционная гимнастика.

  • «Пыхтит паровоз».

Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

  • «Лодочка качается на волнах».

Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

  • «Гребём веслом».

Перемещать язык из одного угла рта в другой.

  • «Шторм на море».

Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щёки.

  • «Лодочка».

Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

  • «Гудит пароход».

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук [ы]. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка всё время должна быть выгнута.

  • «Вагон на рельсах».

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперёд-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

  • «Самосвал высыпает груз».

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

2. Пальчиковая гимнастика.

«Самолёт»

Летит самолёт высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг…

Ему самолёт и товарищ, и друг!

На взлётную полосу сел самолёт,

Вперёд побежал – и закончен полёт.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

(Правая рука изображает самолёт: большой палец и мизинец оттопырены – это крылья.)

3. Дыхательная гимнастика: см. комплексы.

4. Общая моторика (физ. минутка):

«Поезд».

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)

5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия.

  • «Слушай внимательно»

Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.

6. Задания по развитию лексико-грамматического строя речи.

  • Перечисли кто может:

летать –

плавать –

ездить –

  • Сосчитай до пяти.
  • Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.
  • Один красный автобус,
  • Одно резиновое колесо,
  • Один большой корабль,
  • Одна трамвайная остановка,
  • Один новый трамвай,
  • Что может делать:
  • автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.
  • корабль –
  • самолет –
  • Как назвать остановку:
  • трамвая – трамвайная;
  • автобуса –
  • троллейбуса –
  • Назови одним словом машину, которая:
  • возит молоко – молоковоз;
  • мешает бетон – бетономешалка;
  • возит воду – водовоз;
  • черпает землю – землечерпалка;
  • укладывает трубы – трубоукладчик;
  • дробит камни – камнедробилка.
  • Исправь предложения (подготовительная к школе группа):
  • Дом подъехал к машине.
  • Бензин кончился потому, что машина остановилась.

7. Задания по развитию связной речи.

  • Сравни!
  • Трамвай и троллейбус.
  • Трамвай и электричка.
  • Троллейбус и автобус.
  • Автобус и автомобиль.
  • Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Хорошо, когда много снега.

Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

В. Бундин

Вопросы:

1. О каком времени года говориться в рассказе?

2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?

3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

  • Чтение художественной литературы.
  • А. Барто «На косогоре»;
  • В. Кудрявцева «Велосипедист»;
  • Р. Заславский «Ночное такси»;
  • Н. Калинина «Малыши», «Как ребята переходили улицу»;
  • О. Корнеева «Милицейская машина»;
  • Е. Кузьмин «Важные машины»;
  • Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»;
  • Я. Тайц «Поезд»

8. Задания на развитие высших психических функций.

«Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал  начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Источники:

1. Интернет-ресурс.

2. Научить меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. 208 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 4 до 5 лет)

      Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зав...

Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 5 до 6) лет

Картотека составлена на основе пособия Нищевой Н.В."Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет"...

Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 6 до 7 лет)

Картотека составлена на основе пособия Нищевой Н.В."Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет"...

Домашнее задание воспитателя 2014-2015

Домашнее воспитателя по изучаемым лексическим темам в средней группе для родителей и детей...

Лексико-грамматические задания воспитателям логопедических групп по лексическим темам на учебный год в подготовительной группе.

Материал состоит из различных игр и упражнений, напрвленных на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста.По каждой теме даны пальчиковая гимнасти...

Задание воспитателю по теме "Семья"

Задание учителя-логопеда  воспитателю по лексической теме "Семья", подготовительная к школе группа для детей с ОНР....

Задание воспитателю по теме "Этикет"

Задание учителя-логопеда воспитателю по лексической теме "Этикет", подготовительная к школе группа...