Задание воспитателям по теме "Транспорт"
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)
Тема недели: «Транспорт».
Лексическая тема: «Транспорт».
Программное содержание: расширить и закрепить знание о транспорте; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт»; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте; совершенствовать грамматический строй речи.
Ввести в активную речь.
Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.
Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.
Глаголы: ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.
Групповые задания:
1. Артикуляционная гимнастика.
· «Пыхтит паровоз».
Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
· «Лодочка качается на волнах».
Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.
· «Гребём веслом».
Перемещать язык из одного угла рта в другой.
· «Шторм на море».
Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щёки.
· «Лодочка».
Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
· «Гудит пароход».
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук [ы]. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка всё время должна быть выгнута.
· «Вагон на рельсах».
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперёд-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
· «Самосвал высыпает груз».
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
2. Пальчиковая гимнастика.
«Самолёт»
Летит самолёт высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
Летчик за кругом делает круг…
Ему самолёт и товарищ, и друг!
На взлётную полосу сел самолёт,
Вперёд побежал – и закончен полёт.
Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
(Правая рука изображает самолёт: большой палец и мизинец оттопырены – это крылья.)
3. Дыхательная гимнастика: см. комплексы.
4. Общая моторика (физ. минутка):
«Поезд».
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)
5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия.
· «Слушай внимательно»
Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.
6. Задания по развитию лексико-грамматического строя речи.
· Перечисли кто может:
летать –
плавать –
ездить –
· Сосчитай до пяти.
ü Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.
ü Один красный автобус,
ü Одно резиновое колесо,
ü Один большой корабль,
ü Одна трамвайная остановка,
ü Один новый трамвай,
· Что может делать:
ü автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.
ü корабль –
ü самолет –
· Как назвать остановку:
ü трамвая – трамвайная;
ü автобуса –
ü троллейбуса –
· Назови одним словом машину, которая:
ü возит молоко – молоковоз;
ü мешает бетон – бетономешалка;
ü возит воду – водовоз;
ü черпает землю – землечерпалка;
ü укладывает трубы – трубоукладчик;
ü дробит камни – камнедробилка.
· Исправь предложения (подготовительная к школе группа):
ü Дом подъехал к машине.
ü Бензин кончился потому, что машина остановилась.
7. Задания по развитию связной речи.
· Сравни!
ü Трамвай и троллейбус.
ü Трамвай и электричка.
ü Троллейбус и автобус.
ü Автобус и автомобиль.
· Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
Хорошо, когда много снега.
Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…
А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.
Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.
Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.
В. Бундин
Вопросы:
1. О каком времени года говориться в рассказе?
2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?
3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?
4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?
· Чтение художественной литературы.
ü А. Барто «На косогоре»;
ü В. Кудрявцева «Велосипедист»;
ü Р. Заславский «Ночное такси»;
ü Н. Калинина «Малыши», «Как ребята переходили улицу»;
ü О. Корнеева «Милицейская машина»;
ü Е. Кузьмин «Важные машины»;
ü Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»;
ü Я. Тайц «Поезд»
8. Задания на развитие высших психических функций.
«Делай, как я»
Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.
Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
Источники:
1. Интернет-ресурс.
2. Научить меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. 208 с.: ил. – (Серия «Уроки логоп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_vospitatelyam.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Транспорт».
Лексическая тема: «Транспорт».
Программное содержание: расширить и закрепить знание о транспорте; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт»; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте; совершенствовать грамматический строй речи.
Ввести в активную речь.
Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.
Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.
Глаголы: ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.
Групповые задания:
1. Артикуляционная гимнастика.
- «Пыхтит паровоз».
Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
- «Лодочка качается на волнах».
Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.
- «Гребём веслом».
Перемещать язык из одного угла рта в другой.
- «Шторм на море».
Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щёки.
- «Лодочка».
Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
- «Гудит пароход».
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук [ы]. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка всё время должна быть выгнута.
- «Вагон на рельсах».
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперёд-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
- «Самосвал высыпает груз».
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
2. Пальчиковая гимнастика.
«Самолёт»
Летит самолёт высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
Летчик за кругом делает круг…
Ему самолёт и товарищ, и друг!
На взлётную полосу сел самолёт,
Вперёд побежал – и закончен полёт.
Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
(Правая рука изображает самолёт: большой палец и мизинец оттопырены – это крылья.)
3. Дыхательная гимнастика: см. комплексы.
4. Общая моторика (физ. минутка):
«Поезд».
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)
5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия.
- «Слушай внимательно»
Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.
6. Задания по развитию лексико-грамматического строя речи.
- Перечисли кто может:
летать –
плавать –
ездить –
- Сосчитай до пяти.
- Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.
- Один красный автобус,
- Одно резиновое колесо,
- Один большой корабль,
- Одна трамвайная остановка,
- Один новый трамвай,
- Что может делать:
- автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.
- корабль –
- самолет –
- Как назвать остановку:
- трамвая – трамвайная;
- автобуса –
- троллейбуса –
- Назови одним словом машину, которая:
- возит молоко – молоковоз;
- мешает бетон – бетономешалка;
- возит воду – водовоз;
- черпает землю – землечерпалка;
- укладывает трубы – трубоукладчик;
- дробит камни – камнедробилка.
- Исправь предложения (подготовительная к школе группа):
- Дом подъехал к машине.
- Бензин кончился потому, что машина остановилась.
7. Задания по развитию связной речи.
- Сравни!
- Трамвай и троллейбус.
- Трамвай и электричка.
- Троллейбус и автобус.
- Автобус и автомобиль.
- Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
Хорошо, когда много снега.
Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…
А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.
Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.
Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.
В. Бундин
Вопросы:
1. О каком времени года говориться в рассказе?
2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?
3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?
4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?
- Чтение художественной литературы.
- А. Барто «На косогоре»;
- В. Кудрявцева «Велосипедист»;
- Р. Заславский «Ночное такси»;
- Н. Калинина «Малыши», «Как ребята переходили улицу»;
- О. Корнеева «Милицейская машина»;
- Е. Кузьмин «Важные машины»;
- Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»;
- Я. Тайц «Поезд»
8. Задания на развитие высших психических функций.
«Делай, как я»
Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.
Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
Источники:
1. Интернет-ресурс.
2. Научить меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. 208 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 4 до 5 лет)
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зав...
Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 5 до 6) лет
Картотека составлена на основе пособия Нищевой Н.В."Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет"...
Картотека заданий воспитателям логопедической группы (от 6 до 7 лет)
Картотека составлена на основе пособия Нищевой Н.В."Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет"...
Домашнее задание воспитателя 2014-2015
Домашнее воспитателя по изучаемым лексическим темам в средней группе для родителей и детей...
Лексико-грамматические задания воспитателям логопедических групп по лексическим темам на учебный год в подготовительной группе.
Материал состоит из различных игр и упражнений, напрвленных на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста.По каждой теме даны пальчиковая гимнасти...
Задание воспитателю по теме "Семья"
Задание учителя-логопеда воспитателю по лексической теме "Семья", подготовительная к школе группа для детей с ОНР....
Задание воспитателю по теме "Этикет"
Задание учителя-логопеда воспитателю по лексической теме "Этикет", подготовительная к школе группа...