Приёмы формирования слоговой структуры речи у дошкольников
статья по логопедии (подготовительная группа)

Миразизова Ольга Васильевна

В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми патологиями (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и др.)

Среди разнообразных нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Слоговая структура – это  взаиморасположение и связь слогов в слове.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски или добавление новых слогов или звуков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование слоговой структуры113.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобравательное учереждение

детский сад № 8 "Ромашка"


Подготовила:

учитель-логопед

Миразизова О.В.

1 слайд В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми патологиями (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и др.)

Среди разнообразных нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

2 слайд Слоговая структура – это  взаиморасположение и связь слогов в слове.

3 слайд Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски или добавление новых слогов или звуков).

Типичные нарушения слоговой структуры.

1.Нарушение  количества слогов:

  • сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
  • опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов – “деворе” = “дерево”
  • перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
  • вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”
  1. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”
  2. Персеверации (циклический повтор настойчивое воспроизведение), “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”
  3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) “нананасы”=“ананасы”.
  4. Контаминации (смешение слов) “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”

4 слайд Нарушение  слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы:

Произносительной стороны речи- фонетики. Лексики. Грамматического строя речи.

Усвоение  слоговой структуры слова является одной из предпосылок для освоения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Письменная речь формируется на основе устной, и у детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова, с большой степенью вероятности могут проявиться в школьном возрасте нарушения письма и чтения. Поэтому преодолеть этот недостаток важно в дошкольном возрасте.

6 слайд Методики по формированию слоговой структуры слова

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.  Формирование слоговой структуры слова:  логопедические задания.

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

слайд 7 Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слов у детей предшествует обследование ребёнка-логопата, которое проводилось по традиционной схеме.

слайд 8 Затем составлялся индивидуально-перспективный план и, согласно ему выстраивалась коррекционная работа.

Чтобы работа по овладению слоговой структурой не была механической и скучной для детей, необходимо использовать различные игровые приёмы. В своей работе я стараюсь широко применять интересные приёмы и это положительно влияет на восприятие детьми речевого материала.

слайд 10 В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

Преодоление нарушений слоговой структуры достигается путем целенаправленной логопедической работы.

11 слайд В коррекционной работе можно выделить два этапа:

  1. Подготовительный этап- работа проводится на вербальном и невербальном материале.

Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

  1. Коррекционный этап – работа ведется на вербальном материале.

Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова.

Подготовительный этап.

Работа на невербальном материале:

- развивать концентрацию слухового внимания, слуховых гнозиса и памяти на материале неречевых звуков;

- работать над ритмом;

- формировать общую координацию движений под ритмическую музыку;

- развивать динамический праксис рук.

Работа на вербальном материале:

- формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;

- учить различать одинаковые звукоподражания по силе, высоте, тембру;

- развивать подражательность и формировать координированность  речи с движениями;

- развивать подражательность посредством пальчиковой гимнастики;

- формировать динамический праксис.

слайд 12     1 период формирования слоговой структуры слова

1)Подготовительный период (формирование предпосылок  развития

слоговой структуры слова) Игры и упражнения на развитие слухового внимания и слухового гнозиса, узнавание предмета по характерному для него звуку.

Слайд 13.Работа над ритмом.

Виды заданий:

-Сравнение ритмов

-Узнавание ритмов

и соотнесение их с определенным

ритмическим рисунком

-Воспроизведение определенного

ритма по заданному рисунку

-Задание с использованием ударения

для выделения части ритмического рисунка

слайд 14 Коррекционный этап.

Уровень гласных звуков.

Уровень слогов.

Уровень слова.

слайд 15 II период формирование слоговой структуры. Уровень звука

2)Отработка слоговой структуры слова

на уровне звуков

Произнесение звука столько раз, сколько предметов.

Пропевание серий звуков с четкой их артикуляцией и т д

слайд16 -игра "Лягушка"

слайд 17. III период формирование слоговой структуры.2)Отработка слоговой структуры слова на уровне слогов.

слайд 18 игра "Шпион"

слайд 19 IV период формирования слоговой структуры слова.Отработка слоговой структуры на уровне слов.

слайд20-27 игры "Пирамида","Магазин", "Цепочка слов", "Ромашка","Паравоз" и др.

слайд28.V пепиод формирования слоговой структуры слова. Отработка ссс на уровне предложений.

При отработке слов различной слоговой структуры необходимо учитывать следующее:

- расширение и усложнение структуры усваиваемых слов за счет уже имеющихся у ребенка конструкций;

- формирование слоговой структуры на основе определенных схем слов, закрепление изолированно и во фразовой речи.

Далее работа проводится с учетом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой, допускающей искаженное звукопроизношение в словах.

Уровень фразы.

-усложнять в произношении фразы типа: «Мама сиди»,  сопровождая картинным материалом или действиями с предметами и игрушками.

Далее работа планируется таким образом, чтобы в словосочетаниях или предложениях присутствовали слова, слоговая структура которых усложняется от класса к классу.

Начинать работу надо с нераспространенных предложений, сопровождая их картинным материалом или действиями самого ребенка. Затем предложения распространять, постепенно увеличивая по количеству слов.  Ребенок обязательно должен воспроизводить ритмический рисунок слова с помощью хлопков, шагов, постукиваний по столу.

При формировании слоговой структуры слова я применяю следующие приемы:

слайд 29 Су-Джок терапия- стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребенка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи) -пальчиковая гимнастика.

слайд 30 Упражнения на координацию речи с движением (речедвигательная гимнастика со степами- проговаривание стихотворений, потешек и т. д.)

слайд 31 Кинезеология (наука о развитии головного мозга через движение (игры с прищепками и др.)

Слайд 32.В качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы). Данные схемы включают в себя несколько видов заданий, направленных не только на развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа, как обычный звуковой домик, но и на формирование графических навыков, развития мышления, внимания, а также для актуализации словаря по некоторым лексическим темам. Каждый рисунок (карточка) – это своеобразная модель слова, состоящая из определённых обязательных структурных элементов: 1) информация о звуке, 2) место звука в слове, 3) количестве слогов,  схема. В качестве элементов модели слова выступают части рисунка. Каждая часть рисунка является носителем определённой информации.

Мой опыт логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать любые из предложенных игровых приёмов и методов работы, я показала наиболее эффективные, которые применяю в своей практике.

Из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей, у которых при выпуске из дошкольного учреждения фиксируется нарушение слоговой структуры слова, рекомендуются занятия на школьном логопункте. Поэтому вопрос о повышении  эффективности совместных усилий указывают авторы Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников логопедического сопровождения логопед, воспитатели, родители и др. специалисты), что мы и применяем на практике.

В своей практике  использую инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии - игры с сайта Мерсибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"

консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"...

Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОВЗ с помощью приёмов нейро- психологической коррекции

Нарушения слоговой структуры слова   в речи дошкольников с ОНР, коррекция с помощью методов развития межполушарного взаимодействия....

Формирование слоговой структуры речи у дошкольников с ТНР. Презентация (выдержки)

Фомирование слоговой структуры речи у дошкольников с ТНР. Презентация (выдержки)...

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи. Консультация для родителей

Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. По...

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...