Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОВЗ с помощью приёмов нейро- психологической коррекции
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Репина Надежда Александровна
Нарушения слоговой структуры слова   в речи дошкольников с ОНР, коррекция с помощью методов развития межполушарного взаимодействия.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОВЗ с помощью приёмов нейро- психологической коррекции

Работа учителя- логопеда в связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС строится с учётом современных требований.

Какая основная задача стоит перед педагогами ДОУ? Мы готовим выпускника, в том числе и с ОВЗ, обладающего набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в школе.

Для реализации этой задачи в работе учителя- логопеда используются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, в том числе и приёмы нейро-психологической коррекции.

 Учитель-логопед, сочетающий традиционную и инновационную деятельность, может внести свой вклад в успешную реализацию новых образовательных стандартов.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии.

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент? и т. д.).

2) Развитие ритмических способностей является основой для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Приёмы нейропсихологической коррекции, сихронизируя деятельность полушарий, способствуют быстрой динамике становления слоговой структуры слов.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

  1. структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
  2. формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;
  3. в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определенные возможности для усвоения слогового ряда, например, ав-ав, мяу-мяу);
  4. переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.

На сегодня, информационно-коммуникативные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере обучения дошкольников.

       Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать непосредственно образовательную деятельность (НОД) интересной, насыщенной и занимательной.

       Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, вызывающего интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующего созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию мыслительных способностей.

      В этом педагогу и помогают мультимедийные технологии (мультимедийные презентации).  

Приёмы формирования слоговой структуры слов

Тактильные и соматогностические функции

Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Я рисую пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка

фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и прошу назвать нарисованное.

-Повтори слог столько раз, сколько палочек я нарисовала.

Зрительный гнозис

Восприятие предметных, реалистических изображений.

Перечеркнутые изображения

Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Незавершенные изображения

Что нарисовано на картинке? (Дом, дома)

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка.  

Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом или другие элементы, с помощью которых он сможет передать свои мысли.

К изображению задаются вопросы. Что ты нарисовал?(Дерево)

О чем я думаю?( о дереве)

Где спрятался котёнок?(за деревом)

 Сочетание традиционные логопедических приёмов и методов работы и элементов нейропсихологического воздействия даёт стабильно положительные результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОВЗ с помощью ИКТ.

Учитель-логопед, сочетающий традиционную и инновационную деятельность, может внести свой вклад в успешную реализацию новых образовательных стандартов.Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко...

Консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"

консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"...

«Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

Консультация для родителей: «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»...

Консультации для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

laquo;Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»  Список используемойлитературы:.1 Агранович З.Е. Логопедическая работа по прео...

Консультация для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции».

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения...