"Зеркальное письмо" леворуких детей
консультация по логопедии

Анисимова Елена Васильевна

Зеркальное письмо - это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zerkalnoe_pismo_levorukih_detey.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Зеркальное» письмо леворуких детей

Зеркальное письмо - это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

 «Зеркальность» связана с функциональной недостаточностью мазоли-стого тела, которое расположено в центре головного мозга и соединяет левое и правое полушарие.

Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений и игр на развитие мелкой моторики.

Кинезиологические упражнения:

  1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
  2. Положить ладони на стол. Поднимать пальцы по одному, начиная от мизинца. Затем на обеих. Повторить  в обратном порядке.
  3. Одновременно рисовать обеими руками, зеркально-симметричные фигуры, буквы. При выполнении задания почувствовать, как расслабляются глаза, руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, увеличивается эффективность работы всего мозга
  4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Сначала одной рукой, потом другой.
  5. Положите на стол 10-15 карандашей или палочек. Предложить собрать в кулак все карандаши по одному. Затем выложить карандаши по одному.
  6. Взять в  ладони 2 грецких ореха. И выполнять ими в ладони круговые движения.
  7. «Счет» Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».
  8. Перед  ребенком лежат 15 спичек. Перенести эти спички одну за другой на расстояние 30 см и сложить таким образом, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переносе спички не должны скользить по столу.

Выполнить условия игры, пользуясь:

а) любыми пальцами обеих рук;

б) любыми пальцами левой руки;

в) только двумя пальцами - большим и мизинцем;

г) только указательным и средним пальцами;

д) только средним и безымянным пальцами;

е) только безымянным пальцем и мизинцем;

ж) двумя мизинцами обеих рук, выложить прямую из 10 спичек;

з) безымянным пальцем и мизинцем, построить 4 треугольника;

При обучении и воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса.

Следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.  

  Развить в ребенке чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни, т.к такой ребенок отличается  чувствительностью, ранимостью.

Учитывая  во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, и следствие быструю утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня.

Во время подготовки леворуких детей к школе необходимо учитывать, что на современном этапе выпускаются канцелярские товары для таких детей:

1) особенность ручек, карандашей, фломастеров заключается в том, что выемка на корпусе расположена таким образом, что рука «ложится» правильно, приобретая удобное положение;

2) шкала на линейке написана «наоборот» - не справа налево, а слева направо;

3)большое  кольцо в ножницах для захвата сделано под левую руку;

Для развития моторных функций и зрительно-моторной координации для леворуких детей, имеются недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

  • Предлагайте ребенку левой рукой как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки.
  • Используйте трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста трафареты для написания букв и цифр.
  • Предлагайте штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-раскрасках.
  • Ребенок должен иметь представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди "правильных" букв неправильные, предложить "тренировочный" лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.
  • Предложить ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.
  • Предложить  найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, чтобы запомнить гораздо быстрее. Например буква Ч похожа на чайник с носиком, т.к. образное мышление левши более развито, можно
  • Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.
  • Обводить предметы по контуру, срисовывать (использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.  Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - наприм...

Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...

Почему дети пишут зеркально?

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:•  недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. ...

Почему дети пишут зеркально?

Эта небольшая статья о том, как и почему дети зеркально пишут буквы в дошкольном возрасте и как помочь детям  правильно писать буквы, в том числе и на занятиях по подготовке к школе....

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление».

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление,  предупреждение, исправление»....

«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма

laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.   Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, чт...