Почему дети пишут зеркально?
статья (подготовительная группа) на тему
Эта небольшая статья о том, как и почему дети зеркально пишут буквы в дошкольном возрасте и как помочь детям правильно писать буквы, в том числе и на занятиях по подготовке к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_deti_pishut_zerkalno.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему дети пишут зеркально? Как помочь ребёнку быстрее усвоить правильное написание букв и цифр? |
|
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с Вами о вопросе, который часто возникает в процессе наших занятий на подготовке к школе. А именно, то, что дети часто пишут буквы и цифры в другую, «неправильную» сторону.
Каковы причины данного явления? Давайте разбираться.
- Зеркальное письмо может быть связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку.
- Причиной может являться не сформированная до конца способность зрительно проанализировать образ буквы и перенести его на лист.
- Также бывает, что ребёнок не успевает надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.
- Если у детей наблюдаются различные логопедические нарушения, зеркальное написание может проявляться чаще. Поэтому, чтобы исключить из причин логопедические нарушения, нужно, прежде всего, обратиться за консультацией к логопеду, если Вас волнует проблема зеркального письма у Вашего ребёнка.
- Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которые пишут правой. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
- Часто ошибаются в написании букв и дети-левши.
- Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием.
- Роль могут сыграть и индивидуальные особенности ребёнка.
- Мальчик или девочка Ваш ребёнок, тоже может отразиться на «зеркальном» написании.
- Причиной может быть и что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать
Зеркальное письмо букв и цифр не является нарушением развития. Если вовремя, то есть в дошкольном возрасте, начать работать над данной проблемой, то к 7-8 годам (к началу обучения в первом классе) явление зеркального письма у ребёнка пройдёт.
Проблема зеркального написания легче всего решается в дошкольном возрасте, потому что в этот период у ребёнка ещё не сформировались окончательно устойчивые нарушения письма.
Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, нужно помочь развить у детей ориентировку
- в пространстве,
- на себе
- и на листе бумаги.
На наших занятиях по подготовке к школе мы много времени уделяем упражнениям на формирование именно навыков ориентации в пространстве.
У нас есть специальные динамические паузы, где мы отрабатываем навыки ориентации на себе, много времени уделяем работе в тетрадях в клеточку, где рисуем графические диктанты, отрабатывая не только правильную ориентацию на листе бумаги, но и понятия право/лево, верх/низ. В будущем в школе это поможет ребёнку быстрее усвоить, так называемый единый орфографический режим, когда число, заглавие, номера задач и т.п пишутся в определённом порядке отступов от края тетради и сверху листа.
Во время разминок мы учимся безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Много времени на занятиях также мы уделяем развитию ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны.
Также у нас на занятиях есть упражнения, где ребёнку задаются вопросы о местонахождении различных предметов.
Постепенно ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, и тогда мы перейдем к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю, например.
Начинать работу с ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.
Работа по предупреждению «зеркального» письма ведётся на наших занятиях постепенно и по нескольким направлениям.
Для предупреждения «зеркального» письма эффективно показали себя на занятиях такие виды работы, которые родители могут сами сделать с ребёнком дома:
- воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
- сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
- обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
- написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево).
- Лепка букв и цифр из пластилина
- Выкладывание букв и цифр из счётных палочек
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа
- игры с пальчиками,
- обводки,
- штриховки,
- работы с ножницами и пластилином.
- развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
- моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
- Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
- Копирование с образца, так как дети совершают тогда гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти.
Чтобы дети усвоили понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» можно провести дома следующие упражнения:
- выкладывания различных фигур, орнаментов.
- поиск букв, наложенных друг на друга.
- Выделение определённой буквы, если буквы написаны одна на фоне другой.
Постепенно можно перейти к письменным упражнениям:
- письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок говорит, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена ( «смотрит»).
- после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности.
Однако многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной.
Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.
Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
На наших занятиях широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит одна из целей наших занятий.
В процессе выполнения письменных упражнений мы внимательно следим, как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы.
В качестве письменных упражнений мы используем
- письмо под диктовку отдельных букв,
- затем – слогов
- и слов с этими буквами.
- Постепенно переходим к записи коротких предложений.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
Проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только педагог, но и родители.
Вместе мы поможем нашим деткам стать успешными в будущем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв. Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - наприм...
Почему дети пишут зеркально?
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. ...
Консультация для родителей "Почему дети пишут зеркально?"
В данной консультации, родителям рекомендуются упражнения по профилактики оптической дисграфии...
Почерк Леонардо, или почему дети пишут в зеркальном отражении
Почерк Леонардо, или почему дети пишут в зеркальном отражении(Консультация для родителей) Так называемый «почерк Леонардо» назван в честь великого гения предпочитавшего вести св...
Почему дети пишут зеркально?
Профилактика зеркального написания цифр и печатных букв....
Почему дети пишут зеркально
Причины нарушения письменной речи у детей....
Консультация для родителей "Почему дети пишут зеркально"
В материале рассказывается почему возникает проблема написание цифр и букв детьми зеркально. На что должны обратить внимание воспитатели и родители. Приведены рекомендации по подбору упражнений для ко...