Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи для детей подготовительной группы
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по развитию речи в подготовительной группе | 123.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Целевой раздел | 2 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Программно-методическое обеспечение | 5 |
1.3 Характеристика контингента воспитанников | 6 |
1.4 Цель, задачи, принципы | 7 |
1.5 Целевые ориентиры работы с воспитанниками-логопатами | 8 |
1.6 Направления работы с воспитанниками-логопатами | 9 |
1.7 Инструментарий для определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы | 10 |
2.Содержательный раздел | 11 |
2.1 Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ФНР | 11 |
2.2 Содержание индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками с ФФНР | 13 |
2.3 Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков [л], [л`], [р], [р`] | 14 |
2.4 Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], аффрикат [ц] | 24 |
3.Организационный раздел | 34 |
3.1 Формы реализации программы | 34 |
3.2 Взаимодействие с педагогами | 36 |
3.3 Взаимодействие с родителями | 37 |
3.4 Методы и приемы работы с воспитанниками | 38 |
3.5 Перечень дидактических игр и пособий | 40 |
3.6Материально-техническое оснащение | 43 |
3.7 Литература | 44 |
Приложение к программе |
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка
Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. К семи годам речевое развитие воспитанника ДОУ должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.
Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В Казмасском детском саду коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушений.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. От того насколько эффективно проводится логопедическая работа, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Ведущей задачей представленной рабочей программы является коррекция речевых нарушений воспитанников старших групп и построение системы коррекционно-развивающей работы для воспитанников старшего дошкольного возраста. Данная программа рассчитана на один год обучения и определяет пути включения деятельности учителя- логопеда в работу детском саду по реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
Разработанная программа представляет интеграцию общеобразовательной программы «От рождения дошколы» под редакцией: Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, коррекционной программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В
«Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи» и «Коррекционное обучение и воспитание детей с ФФНР» отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
1.2 Программно-методическое обеспечение
Речевое нарушение | Программы | Технологии, методические пособия |
ОНР | Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина Программа коррекционно- логопедического обучения «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи» «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой | Жукова Н.С. и др. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» |
ФФНР, ФНР | Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР в старшей группе», «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР в подготовительной к школе группе», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой | В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»; Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» |
- Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
и общим недоразвитием речи (ОНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
К НВОНР отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико- фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко- слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
- Приоритетное направление деятельности:
Обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников старшего дошкольного возраста
Цель:
Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
Задачи:
- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
- Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
- Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП.
- Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
- Разработать алгоритм взаимодействия специалистов учреждения, позволяющий осуществлять интеграцию образовательного процесса.
При разработке программы ведущим является:
- Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
А также в программе реализуются:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета зоны ближайшего развития.
- Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесса.
- Целевые ориентиры работы с воспитанниками – логопатами в соответствии с логопедическим заключением
Логопедическое заключение | Целевой ориентир |
ФНР, дислалия | Ребенок, имеющий чистую речь |
ФНР, дизартрия | Ребенок, умеющий произносить правильно все звуки и максимально использующий полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками |
ФФНР, дислалия | Ребенок, имеющий чистую речь |
ФФНР, дизартрия | Ребенок, умеющий произносить правильно все звуки и максимально использующий полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками |
ОНР (все уровни) | Ребенок с максимально возможным восстановлением речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика), компенсацией психических нарушений |
- Направления работы с воспитанниками – логопатами в соответствии с логопедическим заключением
Логопедическое заключение | Направления работы |
ФНР, дислалия |
|
ФНР, дизартрия |
|
ФФНР, дислалия |
|
ФФНР, дизартрия |
|
| |
ОНР |
|
- Инструментарий для определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы Диагностика речевых умений проводится 3 раза в год по методике Трубниковой, Иншаковой О.Б. «Альбом индивидуального обследования дошкольника», в подготовительной группе 2 раза в год (дополнительно к традиционной) по методике раннего выявления дислексии Корнева.
- Содержательный раздел
- Индивидуальный план работы с воспитанником с ФНР
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы.
Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
- Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
- Постановка звуков. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
- Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
- Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
- Дифференциация звуков.
- Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
- Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале
- Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
- лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи;
- обучение рассказыванию.
- Содержание индивидуальных и подгрупповых занятия для воспитанников с ФФНР
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. На занятиях осуществляется:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
- выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
- закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
- постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
- Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])
Этапы работы | Содержание работы | Виды работ | Оборудование |
1-й этап Развитие общей и речевой моторики. | Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков)
шеи и глотки |
| |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков)
«Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев), проба «ребро – кулак – ладонь»
|
| Ножницы Трафареты Мозаики Мячи Резиновая груша Пластилин, скакалки |
постукивание пальцами каждой пары
одновременном направлении воздушной струи на определенные цели | |||
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | 1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
| Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Звучащие игрушки |
«Лягушка» | |||
Развитие подвижности артикуляционного аппарата 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
«оскалом»
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
|
«Цоканье лошадки» и др.) | Настенное зеркало Индивидуальные зеркала Марлевые салфетки Бумажные трубочки |
П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка. для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно- артикуляторных мышц | |||
2-й этап Постановка и коррекция звука | Знакомство с артикуляцией звука |
упражнений (особенно для дизартриков)
| Зеркала настольные Зеркало настенное Профили звуков Шпатели Игровой материал |
Специальные упражнения для звука [Р]
«т - т - т»)
- д»)
«Балалайка») | Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
| Полоски бумаги Карандаши Пробирки Соломинки разных размеров Лодочки разных размеров Воздушные шарики | |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
«р» |
(«тпppp» - задувание и дрожание обеих губ) 3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения | |||
Специальные упражнения для звука [Л]: П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:
В т о р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
Т р е т и й с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам | Шпатели логопедические Зонды логопедические массажные Вата Бинт Спирт | ||
Koppeкция звука: Работа над: | Игры для развития физиологического и речевого |
| голоса и дыхания | ||
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Работа над голосом:
| |||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, | Работа над звуком:
|
| Слоговые таблицы Игрушки Игры Предметные картинки Сюжетные картинки |
фонематических представлений и аналитико- синтетической деятельности |
|
| Картинки к загадкам и скороговоркам |
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1. Узнавание звука на фоне слога, слова |
структуру слова | Сигнальные карточки | |
2. Формирование фонематического Анализа | 1. Определить первый звук в слоге, слове | Мячи Флажки |
| «Светофорчики» Конверты с кружками Предметные картинки | ||
3. Развитие синтетической деятельности |
| Наборное магнитное полотно Коробка с разрезными буквами, слогами | |
4. Развитие фонематических представлений |
| Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом |
| для автоматизации и дифференциации поставленных звуков | ||
5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) |
| Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения | |
4-й этап Автоматизация и дефференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком | Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь |
- Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], аффрикат [ц]
Этапы работы | Содержание работы | Виды работ | Оборудование |
1-й этап Развитие общей и речевой моторики Общее количество часов: дислалия – 5-7 дизартрия – 7-14 | Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков):
|
| |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):
«Гармошка», «Бутончик», «Зайка»
|
| Ножницы Трафареты Мозаики Мячи Резиновая груша Пластилин, скакалки |
пунктиру
определенные цели | |||
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | 1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
| Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Звучащие игрушки |
| |||
Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
«Лепешка»
«Трубочка»
«Шторм в стакане»
|
| Настенное зеркало Индивидуальные зеркала Марлевые салфетки Бумажные трубочки Кусочки ваты, бумаги |
является подъём языка) для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева ижевательно- артикуляторныхмышц | |||
2-й этап Постановка и коррекция звука | Знакомство с артикуляцией звука |
| Зеркала настольные Зеркало настенное Профили звуков Шпатели Игровой материал |
артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков) 6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков) | |||
Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]:
д»)
| Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
| Полоски бумаги Карандаши Пробирки Соломинки разных размеров Лодочки разных размеров Воздушные шарики Игрушка «тещин язык» | |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно):
|
Произношения | |||
Специальные упражнения для звука [ш], [ж]: П е р в ы й с п о с о б: - от «Чашечки». В т о р о й с п о с о б: постановка звука [ш] от [р] Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с] | Шпатели логопедические Зонды логопедические массажные Вата Бинт Спирт | ||
Koppeкция звука: Работа над:
| Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания | ||
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
| Различение теплой – холодной воздушной струи |
| |||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико- синтетической деятельности | Работа над звуком:
|
| Слоговые таблицы Игрушки Игры Предметные картинки Сюжетные картинки Картинки к загадкам и скороговоркам |
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1. Узнавание звука на фоне слога, слова |
| Сигнальные карточки |
последовательности
| |||
2. Формирование фонематического анализа |
| Мячи Флажки «Светофорчики» Конверты с кружками Предметные картинки | |
3. Развитие синтетической деятельности |
| Наборное магнитное полотно Коробка с разрезными буквами, слогами |
разрезной азбуки слово 4. Игра «Умный телефон» | |||
4. Развитие фонематических представлений |
| Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков | |
5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) |
| Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки |
| по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения | ||
4-й этап | Продолжение работы над чистотой и | ||
Автоматизация и | лёгкостью произношения | ||
дифференциация | Введение звука в самостоятельную речь | ||
звука в | |||
самостоятельной | |||
речи. Закрепление | |||
звука в речи. Работа | |||
над следующим | |||
звуком |
- Организационный раздел
- Формы реализации программы
Вид деятельности Форма организации | Субъект воздействия | Содержание деятельности |
Диагностическая деятельность (индивидуальная) | воспитанники |
|
Коррекционно-развивающая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | воспитанники | НОД в соответствии с расписанием |
Консультационно- профилактическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | Педагоги групп | Проведение консультаций и тематических практикумов для Педагогов |
Педагог- психолог | Совместное обсуждение результатов диагностики психических процессов и логопедического обследования воспитанников испытывающих затруднения в усвоении ООП | |
родители (законные представители) | Консультирование по запросам Тетрадь взаимосвязи – заполняется еженедельно | |
Педагоги ДОУ | Проведение развлечений, праздников | |
Методическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | Педагоги, родители, администрация | Формирование речевой культуры, педагогической компетентности по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста Выступления на педагогических советах |
ДОУ |
Диагностическая работа
Вся коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе и предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый. В речевой карте воспитанника отражаются данные, полученные в процессе изучения воспитанника учителем-логопедом.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющими речевые нарушения и направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме НОД (логопедических занятий) - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и формированию предпосылок к учебной деятельности. Обучение правильной речи требует регулярной, последовательной работы, которая позволяет сформировать у ребенка определенный динамический стереотип произношения звуков.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности воспитанников, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между воспитанниками.
К развивающему аспекту деятельности относятся задачи:
- Развития мотивации к обучению
- Профилактики нарушений устной и письменной речи, подготовка к обучению грамоте
- Развитие самоконтроля за своей речью
- Развитие психических процессов, взаимосвязанных с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия, сенсомоторной координации, пространственных ориентировок наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления
- Взаимодействие с педагогами
Достижение положительного результата коррекционно-развивающей деятельности предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности всех специалистов ДОУ. Только систематическое взаимодействие всех педагогов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает создание следующих условий:
- Речевая среда, содержащая образцы использования языка как средства общения и познания
- Организация детской деятельности, в которой активизируются процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные
- Обогащение содержания самой детской деятельности, что составляет основу содержания речи
- Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, прилагать волевые усилия для достижения цели, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачи обеспечения преемственности
в работе учителя-логопеда и воспитателей
- Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития воспитанников
- Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции
- Оптимизация деятельности по профилактике речевых нарушений.
Направления взаимодействия
по обеспечению преемственности учителя-логопеда и воспитателей
- Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
- Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников
- Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
- Создание единого коррекционно-развивающего пространства
- Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
- Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
- Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи
Формы работы с родителями
Формы | Виды | Цели |
Индивидуальная | Первичная беседа | Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Распределить обязанности между садом и семьей. Заполнение анкет и анамнеза. |
Работа в течение года | Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка. | |
Домашняя тетрадь | Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. | |
Коллективная | Групповые собрания | Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении. |
Анкетирование | Выявление представлений родителей по какому-либо вопросу. |
- Методы и приемы работы с воспитанниками
Методы | Приемы |
Наглядный |
«Прошлое, настоящее, будущее»)
|
Словесный |
|
– пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…) | |
Практический |
|
Игровой |
|
Репродуктивный |
|
| |
Исследовательский |
|
- Перечень дидактических игр и пособий
Раздел | Перечень пособий и дидактических игр |
Звукопроизношение | Картинный материал для автоматизации звуков:
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Автоматизация звуков»; Н.С.Жукова «Уроки логопеда»; Н.В.Новоторцева Рабочаие тетради по развитию речи на звуки Ш,Ж,С,З,Л,Р и другие. |
Словарь | Лото по лексическим темам:
«Родственные слова» «Скажи правильно» (антонимы) |
«Многозначные слова» (действия) «Логическая цепочка» «Антонимы: иллюстрации» «Сложные слова: иллюстрации» «Часть и целое» «Четвертый лишний» «Части тела: иллюстрации» Мир животных:
| |
Грамматический строй | «Найди по цвету и назови» «Придумай предложение по его модели» «Расскажи кто где живет»(предлог в) «Один – два – пять - девять» (согласование существительных) «Я – ты - мы» (согласование числительных с существительными) |
«Кому что?» (профессии) «Что без чего?» (Родительный падеж имен сущ.) «Кто у кого? Кто с кем?» (детеныши) «Большой - маленький» (Сущ. с уменьшительно ласк. суффиксами) «Найди по цвету и назови» (согласование имен сущ. с прилаг.) «Чего много в магазине» (Род. п. имен сущ.) «Чья ветка, лист, полено?» (Притяж. прилаг.) «Один - много» (мн.число имен сущ.) «Образуй новое слово по модели» «Скажи правильно» (приставочные глаголы) «Чья голова, тело, хвост?» (притяж. прилаг.) «Ориентирование» | |
Фонематическое восприятие Обучение грамоте | «Составь модель слова» (звуковой анализ) «Зеркальные буквы» «Буквенный конструктор» «Прочитай слово по картинкам» «Выдели ударный слог» «Домики для звуков» «Распутай буквы» «Выложи слово картинками» «Сложи слово» «Ребусы» «Слоги» «Разгадай словечко» «Фонетическое лото» «Читаем сами» «Азбука - песенка» |
Связная речь | «Что сначала, что потом?» «Составь рассказ по серии картин» «Придумай предложение по его модели» «Расскажи сказку» «Неожиданный финал» |
Психические процессы | «Подбери по смыслу» «Лото ассоциации» «Подбери узор» «Подбери и сравни» |
- Материально-техническое оснащение
«Обучение грамоте» (Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого)
Презентации по автоматизации звуков
- Литература
- Н.С.Жукова, Е.Н.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление ОНР у дошкольников», Екатеринбург, 1998.
- Иншакова О.Б. «Альбом индивидуального обследования дошкольника», М., Владос, 1998.
- Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда», Москва, просвещение, 1985.
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999.
- Под ред. Стребелевой Е.А. «Комплексная диагностика детей раннего и дошкольного возраста» методическое пособие. М., 2005.
- Буйко В.И. Уроки логопедии, Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
- Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Дефектология» / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; по ред. Л.С.Волковой. – М: Просвещение, 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание» - М.: Просвещение, 1989.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед институтов по специальности
«Педагогика и психология» /дошк./ - М: Ппросвещение, 1989.
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: учебное пособие для студентов дефектологических фак. Пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1988.
- Лопухина С.И. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.- СПб: Дельта, 1997.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»,
1996.
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.:Аквариум, СПб:Дельта, 1996.
- Лалавева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб: Детство – Пресс, 2000.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
- Практикум по дошкольной логопедии: Учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности
«Педагогика и психология» /дошк./ В.И. Селивёрстов, С.Н. Шаховская, Т.Б.Воронцова, Ю.Г.Гаубих; Под ред. В.И. Селивёрстова, - М: - Просвещение, 1988.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. –Спб Акцидент, 1997.
- Ткаченко Логопедическая тетрадь: Формирование и развитее связной речи /Худ. И.Н.Ржевцева. – СПб: Детство – ПРЕСС, 1999.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб:Детство- Пресс, 1999.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.:Детство – ПРЕСС, 2000.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет.сада: Из опыта работы/Под ред. В.В.Гербовой.2-е изд.,испр. –М.: Просвещение, 1988.
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя дет.сада. Изд.2-е, доп. М., «Просвещение», 1978.
- С.В.Алабужева, Е.В. Неганова, Н.А.Вишнякова, Т.А.Столова. В мир звуков и букв через игру. Ижевск: Издательство ИУУ, 1997.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя /Изд. 2-е., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 1997.
- Чарели Э.М. Учитесь говорить! / Комплекс упражнений и методических рекомендаций по воспитанию дикции, дыхания, произношения и речевого голоса. / - Свердловск, изд-во Урал. Ун-та, 1991.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. Проф. С.С. Ляпидевского и канд. Пед.наук В.И. Селивёрстова. М., «Просвещение», 1968.
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. СПб: Дельта, 1997.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие.-
М.:Мозаика – Синтез.
- Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. Пособие для родителей, ООО «Светлячок», 1999.
- Заикание у подростков. Кн. Для логопеда: Из опыта работы / Е.В. Богданова и др.; Сост. М.И. Булков. – М.: Просвещение, 1989.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение,
1991.
- Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии практических занятий. – М.: «ГНОМ- ПРЕСС», «Новая школа», 1998.
- Колесникова Е.В. Раз словечко, два-словечко. Тетрадь для выполнения заданий. Приложение к книге «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». – М.:»ГНОМ-ПРЕСС», «Новая школа», 1998.
- Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М.: ВЛАДОС, 1994.
- Селивёрстов В.И. Заикание у детей: Пособие для логопедов. 2-е изд., перер. – М.:Просвещение, 1978.
- Калягин В. Если ребёнок заикается. – СПб: Питер Ком, 1998.
- Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1988.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада. -2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1991.
- Синицина Е.И. Игры и упражнения со словами. Популярное пособие для родителей. –М.:ЮНВЕС, 2000.
- Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП. Учебно-практическое пособобие для логопедов и мед. работников.- М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада и родителей; Под ред. А.А.Столяра. – М.:Просвещение, 1991.
- Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников/ Под ре. Р.Е.Левиной, М.: Просвещение, 1972.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др..; Под ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1996.
- Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя/ сост.
- Коноваленко В.В., коноваленко С.В. Правильное произнеошение и чтение. Книга для родителей.-М.:Издательство
«Гном и Д», 2000;
- Худенко Е.Д. и др. Как научить ребенка думать и говорить. – М.:НПФ «Унисерв», 1993;
- ЛопухинаИ.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.:Аквариум, 1996;
- Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.:»Издательство Гном и Д», 2000;
- Аксенова А.К.,Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. –М.:Просвещение, 1991;
- Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. –М.:Просвещение, 1981;
- Хрестоматия по логопедии /извлечения и тексты/: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2-х томах.Т.1 /Под ред. Л.С.Волковой и В.И Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
- Хрестоматия по логопедии. Т.2.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб:Детство
– Пресс, 2001;
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2002;
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников – М.:УПМП РСФСР, 1962;
- Синицына Е.И. Умные пальчики. Серия «Через игру к совершенству». – М.:»Лист», 1998;
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. –М.:ТЦ «Сфера», 1999;
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. Для воспитателя детсада. -2-е изд. Испр. – М.: Просвещение,
1988;
- Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга З; ООО «РПЦ» Полилайн,
1997;
- Львов Р.М. Словарик синонимов и антонимов. Пособие для детей младшего школьного возраста. М., Дидакт, 1993;
- Леонович Е.Н. Учимся говорить и читать. Лексико-орфографический минимум для начальной школы – М., Дидакт,
1993;
- Глинка Г.А. Буду говорить , читать, писать правильно. –СПб: Питер Пресс, 1996;
- Богомолова И.А. Нарушение произношения у детей: Пособие для логопедов. – 2-е изд., Перераб. М.: Просвещение,
1979;
- Ванюхина Г.А. Речецветик. Книга 1;
- Желтовская Л.Я., Леонович Е.Н., Пронина О.В. Родная словесность. Учебник для первого года обучения русскому языку в начальной школе. –М.:Дидакт, 1993;
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет.сада/ Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:Просвещение, 1976;
- Нарушение речи у дошкольников. Сост.Р.А.Белова – Давид.М.: Просвещение, 1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Содержание:...
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. ...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Развитие речи" (старшая группа, первый год обучения)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" предназначена для реализации в группе комбинированной направленности для детей с ТНР ппервого года обучения....