ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
Звук [Л] обычно появляется к 5-5,5 годам.
При правильном произнесение звука [Л] артикуляционные органы занимают следующее положение:
- положение губ зависит от последующего гласного звука
- верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга
- язык упирается в верхние или их десна
- боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха
- корень языка при твердом [Л] поднят
- мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Упражнения для губ.
- «Улыбка» (Улыбнуться так, чтобы, были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.)
- «Трубочка» (Вытянуть губы трубочкой.)
- «Двери открываются» (Медленно открывать рот, чтобы расстояние между верхними и нижними зубами было 10-15мм, губы удерживаем в положение «улыбка».)
Упражнение для выработки воздушной струи.
- «Охотник» (Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.)
Упражнения для языка.
- «Иголочка» (Губы в положение «улыбка», выдвинуть длинный узкий язык вперед.)
- «Блинчик» (Широкий не напряженный язык положить на нижнюю губу. Верхние зубы должны быть обнажены. Произносить с высунутым между губами языком слоги «Ба-ба-ба». Сделать язык широким и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка. Чередуем упражнения «иголочка» и «блинчик».)
- «Качели» (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы удерживать под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы, язык с внутренней стороны, тоже удерживать под счет от 1 до 5. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.)
- «Цокать как лошадка»
- «Индюк» (Положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, сначала медленно, потом увеличивать темп и добавить голос, получится «БЛ-БЛ».)
- «Пароход гудит» (Длительно и с напряжением произносить звук [Ы] не смыкая зубов.)
После подготовительных упражнений переходим к постановке звука [Л] одним из приемов:
- Предлагаем ребенку произносить звук [Ы] при межзубном положение языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений со звуком [Л]. Постепенно, межзубная артикуляция [Л] переводится в зазубную.
- Если ребенок заменяет звук [Л] на двугубный [В], то раздвигаем пальцами верхнюю и нижнюю губы, между зубами просунут широкий кончик языка.
- Также можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы, произнося длительно звук [А] кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с [А] ([Ла]).
Когда ребенок научиться правильно произносить изолированный [Л] переходим к автоматизации в слогах, словах, предложениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...